Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ": Управляющий Патриаршими приходами в США, епископ Зарайский Меркурий: «В жизни американцев религия занимает второе, а может быть даже и третье, место»


 - Ваше Преосвященство, кто является прихожанами православных храмов на Американском континенте?

В юрисдикцию Московского Патриархата входит тридцать приходов на территории США, один мужской монастырь и один приход в Мексике. Это то, что осталось от Русской митрополии, а впоследствии экзархата. Известно, что в 1970 году Святейший Патриарх Алексий I-й издал Томос, согласно которому на основе Русской митрополии образовалась Американская Автокефальная Православная Церковь. Часть приходов осталась в лоне РПЦ. Они получили название – Патриаршие приходы в США. В Соединенных Штатах, рядом со Свято-Николаевским кафедральным собором, находится представительство Московского Патриархата в Америке. Его возглавляет управляющий Патриаршими приходами в епископском сане.
Прихожане наших храмов очень разные. До начала второй волны иммиграции ими были потомки первых русских поселенцев в Соединенных Штатах. Затем на этой территории появляются карпаторуссы. Иммигрировали также выходцы из центральной России, которые со временем стали полнокровными американцами. Последняя волна иммиграции приходится на начало 1990-х годов. В это время территорию Америки заселяли преимущественно выходцы из Украины, России и Белоруссии. Вот они-то, как правило, и посещают сегодня наши храмы. Часть верующих, в зависимости от места жительства, стали прихожанами Американской Автокефальной Церкви.

- Запад – это как бы отдельная цивилизация. Как Вы уживаетесь среди американцев, как они на Вас смотрят и что говорят?

Я бы не сказал, что в Соединенных Штатах легко жить. Хотя принято считать США демократическим государством. Но американская демократия не соответствует тем представлениям, которые сложились об этом понятии, скажем, в Украине или России. Чаще всего под этим словом понимается перечень прав и свобод, которыми человек вправе пользоваться. И на этом все исчерпывается. Но мы забываем, что демократия – это еще ответственность и уважение прав граждан. Американские власти охотно отстаивают эти свободы. Так что всякое нарушение законодательства в США сразу пресекается. Здесь речь идет о демократических правах. Что же касается религиозных свобод, всем известно, что Америка – это не православная страна. Первенствующее место занимают протестанты. Достаточное влияние имеет епископальная церковь и неплохо "стоят на ногах" католики. В этих условиях в Штатах действует несколько православных юрисдикций.

В конце XIX-го столетия Русскую епархию в Америке возглавлял святитель Тихон (Белавин) в сане архиепископа Североамериканского и Алеутского. Впоследствии он был избран на Первосвятительский престол. Так вот, святитель Тихон заложил важные основы для создания единой Поместной Православной Церкви в Америке. К сожалению, планы владыки не осуществились. Во-первых, из-за того, что в 1908 году он был отозван в Россию, а во-вторых – из-за революции.

К сожалению, в США существует четкое деление людей по этническому признаку. Так, параллельно действуют Греческая архиепископия, Антиохийский патриархат… Они, хотя и имеют евхаристическое общение между собой, но, к сожалению, до сих пор в США нет единого Православного центра.

Говоря о нашей миссии, следует отметить, что проповедовать в Соединенных Штатах не просто по той причине, о которой говорили еще наши старцы: "В богатом и изобильном обществе крайне трудно думать о вечном и спасаться". Когда же человека теснят скорби и проблемы, он как-то мобилизуется, "сжимается" и идет по своему спасительному пути. Когда же требуется, так сказать, "благое произволение" – вот здесь возникают трудности. Поэтому я считаю, что в Соединенных Штатах Америки "жить по-христиански" значительно труднее, чем в других странах.

- Вы упомянули о том, что в США действует множество религиозных конфессий. А какое место занимает религия в жизни американца?

Во всяком случае – не последнее. В Америке религиозная идеология очень влиятельна, и к голосу религиозных лидеров прислушиваются в правительстве и в сенате. Но, если говорить о месте религии в личной жизни американцев, то, мне кажется, она находится далеко не на первом месте. Если судить в общем, то можно сказать, что для этих людей наиболее важно позаботиться о своем достатке: заработать денег, получить жилье, дать своим детям возможность получить хорошее образование… Так что религия – это где-то "второе", если не "третье" место. Это, в какой-то степени, происходит потому, что религия в Соединенных Штатах традиционна. Человек привык каждое воскресенье ходить в церковь, вот и ходит, скорее по привычке. Он просто следует традициям своих предков. Это в лучшем случае. Гораздо хуже, когда человек считает, что "верить" и "молиться" вовсе не обязательно.

- Говорят, что у американцев нет своей культуры. Об этом свидетельствует низкопробная и аморальная видео и аудио продукция, насаждаемая в Украине…

Говоря об американском народе, имеют в виду пришлых людей разных национальностей, принесших в эту страну свою культуру. Поэтому у всех жителей Соединенных Штатов совершенно разное восприятие мира. Но нужно нечто, способное "цементировать" общество. И этим "цементом" у американцев служит идея создания сверхдержавы. Часто они говорят: "Все мы разные. Но нас объединяет государство, которое должно быть сильным, богатым и способным обеспечить всем равные права". Но, при этом, ничего не говорится о равных возможностях. Поэтому, как мне кажется, мы имеем дело с мифическим образом. Ведь всего того, что мы видим в боевиках и бесцеллерах, нет в Соединенных Штатах. Скорее это вымышленный персонаж, который хотелось бы видеть американцам. Иначе говоря, речь идет о насаждении в обществе образа "супергероя". При этом постоянно делаются акценты на том, что "это наше лицо". Но это мало соответствует действительности.

- Под развалинами двух небоскребов в Нью-Йорке в сентябре 2003 года оказался православный храм. Какова его судьба?

Это был православный храм в честь Святителя Николая, Мирликийского чудотворца, который принадлежал греческой общине. В результате террористического акта он был полностью разрушен. Эта церковь широко известна в истории, так что даже некоторые русские императоры жертвовали этой общине золоченые евхаристические сосуды и дорогие иконы. Поэтому, когда в Соединенных Штатах произошла эта трагедия, мы, выражая соболезнования греческой архиепископии, сказали, что Русская Православная Церковь готова принять активное участие в воссоздании храма. Недавно я встречался с главой греческим владыкой Димитрием. По его словам, уже разработан проект воссоздания этого храмового комплекса. В него войдет мемориальная церковь, а также несколько помещений.

- Какова была реакция православных на решения, принятые правительством в отношении Ирака?

Хочу сразу отметить, что на милитаристские меры американских властей "отреагировали" не только православные. Не смогли смолчать и представители епископальной и католической Церквей, а также лидеры протестантских течений. Последовала реакция неприятия. Потому что Церковь не может принять насилие. Естественно, каждый нормальный человек понимает, что государственный режим может кого-то не устраивать. Может быть, правительство Ирака действительно сделало что-то не так. Но установление демократии насильственными методами – преступление против человечества. В связи с этим Национальный Совет Церквей США, в который входят представители всех христианских конфессий и религиозных течений, письменно обратился к президенту Соединенных Штатов Джоржу Бушу с просьбой не предпринимать вооруженного вторжения в Ирак. К сожалению, в этот раз голос Церкви не был услышан.

- В Украине существует проблема засилья тоталитарных сект. И, причем, многие "духовные" лидеры приехали из Соединенных Штатов. Существует мнение, что эти "миссионерские" визиты осуществляются с целью "сбить" с украинских граждан как можно больше денег и переправить их заграницу…

Я не думаю, что на таких странах, как Украина, западные сектанты смогут заработать "реальные" деньги. Вероятнее всего, здесь идея несколько другая – разделить человечество. Как видим, в славянских странах общество более менее консолидировано. И основным стержнем здесь является именно Православная вера, история и культура. "Раздробить!" – это, пожалуй, главная задача, которую ставят перед собой лидеры тоталитарных сект. У разделенного народа нет единого духа. А при отсутствии единства сложно что-то строить. Люди превращаются в "существ", которыми можно легко управлять. Отсюда вытекают коварные замыслы сектантских проповедников: "Сделать общество управляемым".

- Сегодня много говориться о проблемах глобализации, которая осуществляется по американской модели. Что Вы думаете по этому поводу?

Ни для кого не секрет, что Америка именует себя сверхдержавой. Может это и правильно с точки зрения внутригосударственной политики. Но не должно быть так, чтобы одно государство, каким бы богатым и могучим не было, оказывало силовое давление на другое. Мир должен быть многополярным и все существующие мнения должны учитываться. И только на основе общего вектора всех мнений должны приниматься решения в мировом масштабе. И особую роль в этих процессах должна играть Организация Объединенных Наций. По мнению руководителей многих государств, значение ООН в современном обществе, как никогда, возрастает.
Здесь уместно вспомнить о тоталитарных сектах. Мне кажется, что межгосударственная сектантская экспансия – это одна из составляющих внешней политики многих государств. Многие дипломаты давно уже осознали всю важность религиозного фактора, как для внутренней, так и для внешнеполитической жизни страны. К сожалению, часто мы не придаем этому должного значения. Но многие политики играют на этом в отношениях, как между отдельными людьми, так и между государствами. Страна, уважающая историю, культуру и веру своего народа – сильное государство, способное "постоять за себя" на внешнеполитической арене. Если государство не может защитить права народа, то и люди не будут отстаивать интересы совей страны.

- Владыка, Божьей милостью Вы приехали на Украину, посетили многие святыни Украинской Православной Церкви. Какие впечатления у Вас остались после этого визита?

В этом году время своего месячного отпуска я решил посвятить паломничеству. Визит в Украину нельзя назвать официальным. Скорее, это паломничество по святым местам. В Киеве я не был уже достаточно долго – около десяти лет. Я даже сказал архиепископу Павлу, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, что увиденное мной – это подлинное чудо. Мы знаем, что Лавра строилась столетиями. Долгое время, стараниями безбожной власти, она находилась в запустении. Поэтому очень впечатляет, что архипастырскими трудами Блаженнейшего Митрополита Владимира и архиепископа Павла этот древний монастырь возродился прямо "на глазах" – в течении каких-то полутородесяти лет. Мы видим, что Лавра "расцветает" с каждым днем.
Единственное, что не может не печалить, это то, что украинский народ разделен внутри Православия. Тяжело ехать по киевским улицам, встречая на своем пути величественные храмы, в которых служат раскольники. Вообще, по моему мнению, украинский раскол – это "дикость", которая не имеет право на существование среди людей, считающих себя христианами.

Радует, что, как сказал ректор Киевской духовной академии и семинарии отец Николай Забуга, в столичных духовных школах обучается две тысячи ребят со всех регионов Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Авторитет Украинской Православной Церкви все более возрастает в современном мире – как на межцерковном, так и на межгосударственном уровне.

Сердечно благодарен Предстоятелю Украинской Православной Церкви, Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископу Павлу за предоставленную мне возможность посетить обитель. Их отеческую теплоту и гостеприимство я увожу с собой в далекую Америку.

Беседу вел Александр Андрущенко

31 июля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования