Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЭХО КАВКАЗА": Успехи Митрополии. 97 % опрошенных на плебисците граждан Абхазии высказались за получение православной Церковью страны автокефалии


На минувшей неделе примерно 70 тысяч православных христиан Абхазии заявили, что выступают за воссоздание Абхазской православной церкви. Сделали они это в письменной форме, недвусмысленно выразив свое отношение – им была предоставлена возможность ответить и "нет", но 97% опрошенных все-таки сказали "да".

Сам сбор подписей в форме плебисцита был обставлен так, чтобы максимально оградить процесс от церковного конфликта в Абхазии, на итоговую конференцию были приглашены священнослужители как Сухумо-Пицундской епархии, так и клирики Священной митрополии Абхазии. Первые хоть и явились на мероприятие и даже говорили о поддержке народного волеизъявления, уже на следующий день фактически дезавуировали свои заявления. В результате, мне кажется, стало как-то бессмысленно скрывать, что за сбором подписей стояли клирики Священной митрополии и поддерживающие их общественные деятели.

Вообще, действия "молодых священников" Священной митрополии Абхазии не могут не вызывать восхищение. За какие-то два года горячие, но с холодным умом, образованные, тонко чувствующие момент и настроения абхазской паствы, а также отлично знающие правила игры в "большом православном доме", эти монахи, не имея никакой глобальной поддержки за спиной, сумели поставить абхазский церковный вопрос ребром. И ведь противостоит им не просто иерей Виссарион, им противостоит Русская православная церковь – единственный реальный союзник Грузинской церкви в абхазском вопросе.

Противники Митрополии сделали все, чтобы остановить непокорных монахов. Отец Дорофей и отец Андрей были запрещены в служении рукоположившей их РПЦ, церковные дипломаты неустанно пытаются прервать контакты монахов с греческим православием. Уже крайне немолодой патриарх Илия Второй сам отправился к Патриарху Константинопольскому и теперь утверждает, что тот полностью поддерживает Грузинскую церковь в вопросе ее канонической территории.

Однако эти попытки все равно не попадают в цель. Греческие монахи Афона все так же продолжают привечать новоафонцев. А на прошлой неделе отец Давид (Сарсания) по пути в Абхазию из греческого Афона побывал у Вселенского патриарха и привез от него в дар Новому Афону шесть антиминсов – святынь, необходимых для совершения полной литургии, что означает, что в шести храмах Абхазии может вестись богослужение и могут совершаться таинства. То есть все совсем не так просто.

Главное же достижение монахов в том, что Священная митрополия Абхазии состоялась. Попытка иерея Виссариона и поддерживающих его священников и мирян воссоздать Абхазскую православную церковь, которую они предприняли в 2009 году, можно сказать, провалилась. До сих пор даже абхазские журналисты называют церковную структуру отца Виссариона Сухумо-Пицундской епархией, а его самого – временным управляющим. И это при том, что епархия уже официально зарегистрирована как Абхазская православная церковь! А вот Священную митрополию знают все.

В чем же секрет новоафонских монахов? Конечно, фактор вполне прозрачной поддержки Священной митрополии Абхазии со стороны абхазских властей важен. Разумеется, есть и фактор церковной геополитики. Однако основная сила священников Митрополии, как мне кажется, – в народной поддержке. В РПЦ попытки демократизировать процессы принятия решений пресекались в советские и постсоветские времена крайне жестко. Церковный либерализм и демократия в Русской православной церкви не в чести. Однако маленькое абхазское общество опять демонстрирует приверженность той, может быть, и наивной, даже первобытной, но демократии. Священники Митрополии смогли убедить народ – и он пошел за ними. Люди пошли на реальный риск, заявили о своих правах, фактически выступив против единственного доступного в последние два десятилетия источника, пусть и с нарушением канонов, но православия в Абхазии – против РПЦ. Своими голосами абхазские православные дали Митрополии легитимность.

А еще в этих монахах есть подкупающая искренность. Однажды я задал провокационный по абхазским меркам вопрос: на каком языке должны молиться в храмах Гальского района? И получил от отца Давида (Сарсания) ответ: "На том языке, на котором говорит паства. Если прихожане храма говорят в основном на грузинском, то и служба должна идти на грузинском. И у грузин, и у русских, и у греков должны быть храмы в рамках Абхазской церкви, в которых служба идет на их родном языке. У нас должна быть Православная церковь Абхазии, а здесь живут разные народы, исповедующие православие".

Не ожидал такого ответа, я предполагал услышать в ответ, что "это наша земля, и все должны молиться здесь на абхазском языке". Это было бы так похоже на заявления представителей Грузинской церкви о незыблемости своей канонической территории и т.д. Но вот как раз этого я не услышал. Более того, на последней пресс-конференции в Абхазии отец Давид опять повторил примерно те же мысли, но уже перед всей абхазской аудиторией.

Уже совсем скоро в Абхазии состоится созыв Собрания православного народа Абхазии. Русская церковь устами отца Виссариона уже выступила против этого мероприятия. Понятно, что и Грузинская церковь выступит против. Но простые абхазские монахи все же вынесут на обсуждение церковный вопрос, вооружившись примерно 70 тысячами голосов. Много это или мало, покажет время.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия.

Дэмис Поландов,

"ЭХО КАВКАЗА", 25 июня 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования