Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР": Мечты о церковном налоге. А что будет, если в России, как в Германии, ввести церковный налог? Как изменится наша жизнь? Размышляет Андрей Десницкий


Иногда мечтают: хорошо бы ввести у нас, как в Германии, церковный налог. Вот в самом деле, Германия — светское и демократическое государство, в этом никаких сомнений нет. Но при этом верующие граждане платят с доходов выше определенного уровня 8–9%, это в дополнение к обычным налогам. Государство собирает эти средства, берет себе примерно 3% за услуги, а остальное перечисляет религиозным организациям, имеющим общенациональный статус: это католики, лютеране, иудеи, но к ним, видимо, скоро добавятся и мусульмане. О православных речь пока не идет.

Впрочем, кто не желает платить этот налог — не платит, именно так поступают приверженцы других конфессий и религий, а также неверующие. В этом смысле Германия либеральнее, к примеру, Италии, где подобный налог платить обязаны все граждане, но зато они вместо религиозных общин могут по желанию перечислять деньги государству на социальную работу. Правда, и ставка такого налога в Италии на порядок меньше, она составляет всего 0,8%.

Вообще, надо сказать, что подобные законы есть в разных странах Европы: Австрии, Финляндии, Швеции, Дании, в 26 кантонах Швейцарии и т. д. Но ссылаются чаще всего на германский опыт, видимо, потому, что налог там заметный и дает он религиозным общинам две трети потребного им финансирования.

Выгоды очевидны: общины гораздо меньше зависят от богатых спонсоров или капризных прихожан, некий минимальный уровень гарантирован каждой из них, будь она расположена в фешенебельном столичном районе или в нищей деревне. Впрочем, в Германии нет нищих деревень… Вот так мы перешли к собственным нашим проблемам.

Мне уже доводилось писать о перспективах введения обязательной десятины для верующих в России, теперь постараюсь дополнить сказанное применительно именно к церковному налогу по германскому образцу. Так уж оно у нас повелось, даже не с Петра начиная, а с времен более ранних: заимствуешь у немцев некий полезный навык или удобный инструмент — а с ним, глядишь, и вся жизнь начала меняться. Вроде и необязательно отказываться от древлего благочестия, чтобы кофий пить или фрегаты строить, но едва займешься этим славным делом, как и бороду сбривать придется, и зипун скидывать, ибо несподручно.

Что придется сбривать в случае введения церковного налога? Ну, во-первых, привычку к коррупции. Это бундесбюргеры могут доверять своему государству кровные центы и быть уверены, что каждый будет потрачен строго по назначению (впрочем, и у них не без скандалов), а наш человек к такому непривычен. И даже если налоговые чиновники проявят в данном случае исключительную честность, люди уже привыкли приговаривать, глядя на начальственную роскошь: "а ведь всё на наши денежки!" Убедительно звучит сегодня ответ, что всё это спонсорские подарки, но убедителен он именно потому, что никаких обязательных платежей в пользу церкви нет. А уж говорить о полной независимости от государства, если они появятся, и вовсе будет неудобно.

Во вторых, тогда нас сразу всех посчитают. Нет, это будут не приблизительные полицейские оценки: сколько человек побывало в храме на Пасху, — а точные бухгалтерские данные. И если перед человеком встанет выбор: платить еще один налог или нет, — то в православные запишутся только те, кому это действительно надо, кто готов быть не "потребителем религиозных услуг" от случая к случаю, а ответственным, в том числе и финансово, членом своей церкви. Таковые, видимо, ничего и не потеряют: у них сразу бухгалтер будет вычитать из зарплаты то, что они прежде клали в церковную кружку. Вот и узнаем точно, сколько у нас таких — а заодно и сравним их число, к примеру, с числом ответственных протестантов или мусульман, ведь их в России тоже немало, по германскому образцу им полагается такое же право на получение налога со своей паствы.

Но самое главное — тогда должны будут измениться многие приходские обычаи и практики. Перед священником тогда предстанет не мирянин, не прихожанин, а — внимание! — налогоплательщик. Чувствуете разницу? Тогда клирики окажутся в положении наших врачей и учителей: да, мы уважаем и благодарим их, в том числе и материально, потому что знаем о нищенских окладах, но все-таки свои обязанности они исполняют, помня, что их труд оплачен нашими налогами. Легко ли будет батюшке не допустить к Причастию налогоплательщика? Куда сложнее, чем недораскаянного грешника, полагаю.

Словом, если и есть среди православных пламенные сторонники новой Реформации (по немецкому или еще какому образцу) — это, полагаю, именно те, кто призывает к введению церковного налога в России.

Но раз предлагается заимствовать у немцев некий инструмент, значит, есть в нем потребность. Значит, нынешняя система финансирования церковных структур действительно далека от совершенства и многих не устраивает своей закрытостью, непрозрачностью, явной несправедливостью, когда разница в доходах между двумя клириками может не зависеть от их заслуг и при этом достигать величин астрономических. В нашем обществе растет запрос на честность и справедливость, и кому, как не христианам, показывать образец такой жизни — не на словах, а на деле.

Заимствование чужих инструментов само по себе плохо помогает, как показал пример ЕГЭ — принятого во многих странах общенационального тестирования выпускников. Сломать можно всё, если пользоваться неверно. Зато стоит присмотреться к тем ценностям, которые стоят за институтом церковного налога в Германии — к честности государства и ответственности граждан, например, а еще к умению людей церкви взаимодействовать с чиновниками, не попадая от них в зависимость. Нам это точно пригодится.

Андрей Десницкий,

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР", 26 июня 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования