Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ИА REX: Прав ли Патриарх?: мнения. Глава РПЦ МП предложил читать лекции о современной научной картине мира в семинариях и академиях


Пока представители академического сообщества всерьез переживают, что добровольное изучение богословия физиками может сказаться на качестве ядерного оружия, Святейший Патриарх предлагает читать лекции о современной научной картине мира в семинариях и академиях.

21 июня 2013 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Открывая заседание, Святейший Владыка представил собравшимся повестку дня, а также поделился мыслями о путях развития системы духовного образования в Русской Православной Церкви.  «Выпускникам семинарии нужно понимать, какова современная научная картина мира, каковы современные достижения в теоретической физике и во многих других областях светских знаний, которые имеют очень значительные философские имплементации в жизни... Поэтому считаю важным развивать сотрудничество с естественнонаучными вузами, приглашать их профессоров читать лекции в наших учебных заведениях», - отметил Патриарх.

ИА REX: Прав ли Патриарх?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Патриарх – прав. Наука и религия – понятия прямо противоположные, какие бы чудесные версии об их соприкосновении не выдвигались в последние годы, включая «тихую веру первого космонавта Гагарина». Доказательством этому служит неуклонное уничтожение (как моральное, так и физическое) церковью передовых мыслителей на протяжении долгих столетий. При этом традиционное изучение азбуки в школах при церквях наукой считать нельзя, так как такое обучение было связано исключительно с необходимостью восприятия учеником соответствующих канонических текстов.

Невероятные достижения науки, предъявленные миру в последние сто лет, отрицать невозможно, поэтому наиболее умные представители церкви активно ищут пути компромисса с научными кругами. Они понимают, что чем раньше это будет сделано, тем будет лучше для церкви и религии в целом. После прецедента с кафедрой теологии в МИФИ патриарх Кирилл, видимо, понял, что в процессе интеграции церкви и государства – без явного, очевидного и однозначного присутствия самого народа в этой связке – пройдена опасная грань, которая может отделить церковь от россиян. Ведь российский народ «до» отделения церкви от государства в 1917 году и российский народ «после» 1991 года – это два разных народа из двух разных Россий. Поэтому руководство РПЦ пошло на явный компромисс не только с академическими кругами, но и с основной массой граждан РФ, которым сегодня слишком сложно (практически невозможно) внушить, что церковь лучше науки. Однако компромисс российской науки и церкви – явление временное. За этой передышкой должна стоять абсолютно новая концепция взаимодействия внутри триады Народ – Власть – Церковь. Так как лозунги монархического периода, связанные с единством населения, религии и государства, сегодня уже не работают.

Один из интересных выходов из этого тупика – появление в церковных кругах собственных, «корпоративных» учёных типа Флоренского, которые во многом опередят учёных профессиональных, предъявив обществу техническую инновацию в той или иной сфере. К примеру, если бы молодой Андрей Кураев изобрёл в своё время первый сотовый телефон и безвозмездно поделился этой разработкой с отечественной Академией наук, авторитет церкви вознёсся бы на неимоверную высоту не только в России, но и во всём мире.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Можно понять, что священникам необходимо знать современную научную картину мира. Но ученым-физикам зачем изучать архаическую, антинаучную религиозную картину мира? Если патриарху нужны специалисты-лекторы по физике, то он может их пригласить в свои семинарии и духовные школы. Но кто-нибудь приглашал в Физтех лекторов из семинарий? Они кому-нибудь в Физтехе нужны? И почему речь идёт только о православии? Россия - имперское образование, в ней много конфессий, религий, сект. И все они пользуются равными правами. Значит, их всех надо насильно загонять в светские учреждения системы высшего образования? Невзирая на отношение последних к религии в целом?

Насильственное внедрение православных теологов в философские факультеты нескольких российских университетов привело фактически к вытеснению философии из системы преподавания. Даже в средневековых европейских университетах эти две формы существовали отдельно друг от друга. В царской России тоже не было такой практики, теология и философия всегда были отдельными дисциплинами. В России исторически не сложилось собственной философской традиции. Нет ни одного российского автора-философа, вошедшего в международно признанный канон истории философии. Владимира Соловьёва и сборник "Вехи" изучают только в семинарах на факультетах славистики, которых становится всё меньше и меньше, по мере того как в современном мире падает интерес к  России. То, что навязывает патриарх, только закрепит это отставание, в ущерб острой необходимости для страны осмыслить свою историю и своё место в человечестве, что можно сделать только научными, а не теологическими методами. Церковь должна остаться отделённой от государства.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Духовность и логика - смогут ли он сосуществовать? С одной стороны, понимать законы физического мира важно для тех, кто этим физическим миром пользуется ежеминутно. С другой стороны, если преподаватели не будут сами духовно просвещенными, то такое сотрудничество превратится в односторонне влияние, причем не в сторону духовности. Ведь люди, имеющие реальные физические доказательства, всегда чувствуют себя сильнее тех, кто фактами козырять не может, опираясь на мнения и догмы, не доказуемые по заказу.

Для меня важно, чтобы духовность вошла в науку, поскольку признать существование человека, как только "куска мяса" я не могу - есть другой субъективный опыт. Более того, я считаю, что отход от понимания духовной сущности человека является причиной многих существующих сегодня в обществе проблем. И я не намерена обсуждать, какая религия более правильная (для каждого человека его вера самая лучшая), но уже сам факт того, что религия получает признание - это важно, важно, важно! Поэтому сотрудничество религии с естественнонаучными вузами - да, ради Бога! Главное, чтобы это было сотрудничество, а не конкуренция. Религия и наука выиграют вместе, а не в конфронтации друг с другом.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Было бы интересно, как вышеупомянутые способны воспроизвести систему уравнений Максвелла или исчислить параметры зарядки по дельта-пику. Но пока прецедентов подобного не было замечено. Как и простейшего взаимодействия с участковыми, когда у людей не всё гладко и им нужна помощь всех, кто способен её оказать хотя бы добрым советом.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Естественно, Патриарх прав: Святейший вообще очень редко ошибается. Так что изучать научную картину мира в духовных семинариях и академиях нужно - изучишь творение, лучше поймёшь Творца. Вообще я уже не раз обращала внимание на интересную закономерность: Церковь почему-то науки не боится, а наука - наоборот. Возьмём историю с кафедрой теологии в МИФИ. Церковь открыла кафедру, не убоявшись того, что сотрудники её, соприкасаясь с господами физиками, сделаются воинствующими атеистами и богоборцами; а вот товарищи учёные почему-то испугались, что студенты-физики, изучая теологию, станут религиозными мракобесами. Хочется спросить: почему господа физики так нетвёрды в своей вере атеистической? Чего они боятся? Кстати, надо сказать, что страхи товарищей ученых, отнюдь, не беспочвенны: известно, что некоторые священнослужители в своё время учились в МИФИ.

ИА REX, 26 июня 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования