Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИДЕИ ДЛЯ БОГА": Церковь после Facebook: почему так сложно быть «домом из стекла»


Заведя себе аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook и (кто более продвинутый) в сервисе Twitter, украинские церкви, к сожалению, сложили руки и обеспечили себе место в информационной среде. Во всяком случае, им так показалось. Немногочисленные исключения – это обладающие серьёзным административным аппаратом УПЦ (МП) и УГКЦ.

Пройдя первичную пятилетку по информатизации, объекты доверия №1 среди украинцев не спешат с принятием как аксиомы краеугольного камня информационного общества – открытости и прозрачности. "Дом из стекла" — словосочетание, символизирующее транспарентность какой-либо организации перед внутренним и внешним аудитом — заменяется чаще всего на тонированную под 80% "Ладу Самару" цвета мокрого асфальта, популярную среди криминальных кругов в 90-х годах. Иногда кажется, что информационная закрытость большей части украинских церквей может надломить только качественный рост интернет-аудитории. Что (только скажем это шёпотом) уже и происходит.

Культ информации

Парадигму общества проще всего отслеживать на детях. Английские дети в начале XIX века трудились по 16 часов на угольных шахтах, их американские одногодки в 60-х наблюдали за Карибским кризисом по ТВ, а сегодня, по данным CNN, 27% пользователей социальных сетей (значительная часть которых не имеет даже водительских прав из-за несовершеннолетия) распространяют 87% новостей в сети.

Хотя Украина с трудом испытывает экзамен на свободу слова, тем не менее, все первичные половые признаки информационного общества у неё всё же найти можно. По данным компании In Mind Factum Group, уже 43,5% украинцев (т.е. 20 млн человек старше 15 лет) являются постоянными пользователями всемирной паутины. Из этих 20 млн, по данным маркетинговой компании IKS-Consulting, 14.1 млн человек не упускают шанс воспользоваться преимуществами мобильного Интернета, который даёт относительно стабильный доступ и к бесплатному ТВ, и к видеоконтенту. Быстрое ознакомление с самыми свежими новостями для десятой части населения США не является проблемой, ведь, согласно отчётам Pew Internet, 13% обладателей смартфонов регулярно знакомятся с местными новостями с помощью специализированных приложений.

Рынки мобильного Интернета и конкуренция в сфере услуг фиксированного к нему доступа растут, а с ними и осведомлённость прихожан церквей об удачах, а чаще всего – о неудачах, постигших их родные церковные пенаты.

В то же самое время сегодняшнее информационное общество стало свидетелем поражения давней журналистской мечты о непредвзятой (сбалансированной и представляющей все заинтересованные стороны) методике подачи информации. Независимые СМИ исчезают, уверен бывший главред одного из ведущих украиноязычных журналов Український тиждень Юрий Макаров: "Факторы развития СМИ находятся вне их самих" ("Погані новини" // Ежегодник "Світ у 2013", с.144). Выходит, вечно обижающимся на традиционное и не очень СМИ украинским христианам трудно найти (допустим, именно) в Украине издание, относящееся к религиозности трезво и непредвзято. В конце концов, в рейтинге Freedom of the Press она занимает 131-е место и делит его с такими традиционными светочами африканской демократии, как Замбия и Южный Судан. Ник Дейвис, автор известной книги Новини пласкої землі, вышедшей в 2011 году в издательстве Темпора, убеждает, что в Западной Европе ситуации практически та же: "Если подвести итог, эти данные отображают журналистику, в которой подчёркнуто независимая журналистская деятельность – скорее исключение, нежели правило". Потому украинским христианам нужно понять, что поиск истины для СМИ сегодня – это вопрос рентабельности.

Живут в 90-х

Для некоторой части украинской церковной иерархии привычно мыслить от обратного. Или, как гласит народ, решение приходит после неоднократного ступания на одни и те же грабли. Информационные технологии (и дуумвират Facebook-Twitter в частности) в прошлом помогли революции в арабских странах, а сегодня путём двух-трёх кликов предоставляют доступ к сведениям, не всегда приятным уху и глазу: так, журналистское расследование Михайла Ткача об экономической одарённости ныне здравствующего настоятеля Киево-Печерской Лавры Павла на данный момент собрало 1,2 тыс "лайков" и массу комментариев.

Привычная реакция для украинских церквей в таких ситуациях – молчание. Незнакомые с правилом "реакции в течение четырёх часов", согласно которому позиция "обвиняемого" должна быть высказана в указанный период, религиозные организации пользуются методом, который был популярен до социальных сетей. Сегодня же "замалчивание" не проходит, и ситуация часто выходит из-под контроля.

В этом не без горечи смогли убедиться польские католики. Благодаря, в целом и общем, антиклерикальной польской франшизе международного журнала Newsweek соотечественники Иоанна Павла II узнали о продолжительном замалчивании сексуальных проблем в Католической церкви.

Артерии информационного общества – веб-сайты и социальные медиа – быстро разнесли молву о явлениях, которые, согласно проводившемуся с 28 февраля по 3 марта исследованию Pew Research Center, в глазах 34% американских последователей Папы стали самой большой проблемой современного католицизма.

Если польские католики (и не только они) ещё до сих пор скрывают свои проблемы, то ситуация вокруг экономической активности митр. Павла – не единственное, что заставляет краснеть простых православных прихожан. В до-информационную эпоху живёт, как выяснилось, член Общества православных фотографов Виолетта Магарит, которая попыталась на свою голову взять на себя часть PR-кампании, приуроченной к летнему визиту в 2011 году главы РПЦ Кирилла (Гундяева). Посчитав, что нескольких тысяч молящихся на самой большой площади в Украине будет маловато, она "подправила" картинку.

Позднее функционеры Харьковской епархии отказывались признавать серый PR, даже несмотря на признание автора "произведения" и оригинал фотографии из местной газеты "Главное". Фраза фотографа "манипуляции на пути к эстетике и совершенству иногда необходимы" расставляет точки над "и", кто живёт в до-информационную эпоху и почему приезд Патриарха Кирилла признан PR-катастрофой.

Матчасть

В не особо криминогенных районах вокруг дома не строит каменный забор тот, кому, по сути, нечего скрывать. Теоретически, церкви как институции, даже на сегодняшний момент имеющие наибольший уровень доверия у систематически обманываемого населения, должна быть тем "домом из стекла", "видеоэкскурсии" в который организовывает Facebook и его ещё более мгновенные коллеги. В завершение доклада хотелось бы предложить несколько принципов, симпатия к которым позволит облегчить участь церковных PR-менеджеров и сохранить репутацию всех ветвей христианской церкви перед щепетильным взглядом Михайла Ткача и его менее толерантных коллег по цеху.

- "Право первой ночи" с неприятной новостью – у источника неприятной новости.
"… мир меняется. В нём невозможен "запрет на факт". Если ты не сообщил о невыгодном для тебя происшествии, это сделают другие, и проиграешь именно ты", — писал классик журналистики львовянин Владимир Здоровега ("Теорія і практика журналістської творчості", с.54). В ситуации прошедших сквозь прокрустово ложе инвесторов мелких бюджетов для редакции не остаётся никакого другого выхода, как rewrite или repost (если всё совсем плохо). Мудрая формулировка неприятной ситуации, грамотный и взвешенный комментарий – всё это церковь способна подготовить тогда, когда об инциденте ещё малоизвестно. Подобного рода информационная открытость в дальнейшем даст дополнительные дивиденды в виде растущего доверия к институции и права формировать тональность подачи информации в сфере религии.

- Церковь = "дом из стекла" - Всем известно, что призывы к информационной открытости быстро иссякают, когда их обращают к автору призывов. Церковь всегда должна быть исключением из этих правил, применяя, впрочем, режим "мудрости голубя". Можно достаточно пространно настаивать на максимально возможной прозрачности церковных структур для журналистов (с помощью пресс-завтраков, пресс-туров и иных мероприятий) и представителей проверяющих госорганов, однако первая проверка, проведение которой сама структура и облегчила, вдребезги разобьёт розовые очки. Как сказал в одном интервью вице-президент Ассоциации "Духовное возрождение" Борис Волков, "евангельская история о трех мудрецах, которые получили приказ от Ирода разведать об Иисусе и вдруг встретили ангела, заставившего их отказаться от предыдущего обещания, – может пригодиться 99% процентам общественных и благотворительных организаций"

- Церковь + антикризисный PR = love - Помимо преодоления изначально подозрительного отношения к PR (который в основах означает "отношения с общественностью" и не грозит сам по себе бедой), украинским церквям нужно понять, что информационное общество живёт по своим, радикально отличающимся от обычных, устоям, и с этим нужно считаться. Создание департамента по связям с общественностью выглядит на этом фоне шагом важным, но не первостепенным. Неотложной задачей является знакомство ключевых персон в церковных аппаратах с основами антикризисного PR.

Можно, конечно, функционировать так, чтобы не давать повода тем, кто его усердно ищет. Впрочем, это маловероятно. Потому, живя под мирным небом информационного общества, разумно готовиться к войне.

P.S. Прочитать остальные доклады, прозвучавшие на семинаре "10 ликов современной церкви".

Алексей Гордеев,

"ИДЕИ ДЛЯ БОГА", 10 июня 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования