Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ.РУ": Мы долго стоим на верном пути, а надо идти


Образование и культура - неразрывные части жизни общества, наиболее важные проявления его бытия, формы и способы, обеспечивающие его развитие. Источниками содержания образования являются (в теории - всегда!) культура или социальный опыт. Культура во многом является следствием и результатом образования, от него зависящим. Приобщение человека к культурным ценностям, проявляющимся в различных сферах человеческого бытия, признаётся как одно из главных качеств отечественного образования.

При этом, как утверждают современные учёные, "образование вне его национальной ориентации теряет свою органическую функцию передачи и умножения опыта предыдущих поколений и обречено на неизбежную деградацию" (Лысенко В.Г., Тихонычева М.Д., Челышева Т.В.).

Можно лишь добавить, что деградация образования естественным образом ведёт к деградации культуры народа и его государственности. Напротив, многочисленные исторические примеры (послевоенные кризисные ситуации в западных странах и в России) подтверждают, что для выхода из социокультурных, экономических, политических кризисов неизвестно более надёжного средства, чем образование.

С 80-х гг. XX в. так называемый информационный бум и социокультурный и политический кризис привёл к необходимости пересмотра содержания образования. Со второй половины 80-х годов в ходе распада СССР всё более остро ощущалось несоответствие школы социальным, культурным, образовательным потребностям, результатов обучения и воспитания провозглашённым высоким целям образования. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падении интереса к учёбе, ухудшении здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков.

Учёные и педагоги-практики характеризуют состояние образования с конца 80-х годов как кризисное. Причём уже в середине 90-х годов отмечалось, что кризис образования "приобрёл необратимый, постоянно длящийся характер, стал новым состоянием системы образования России".

Вместе с тем учёные отмечают всемирный уровень образовательного и духовно-нравственного кризиса и относительно проблем российского образования и культуры высказывает убеждение, что "… проблемы будущего должны решаться в России не с оглядкой, не повторяя западные … или восточные черты, а на базе своей интеллектуальной культуры…".

Современные учёные, педагоги, психологи, родители, представители общественных организаций высказываются за развитие системы государственного образования на основе самобытных качеств традиционной русской общинности, православии как культурообразующей религии, в соответствии с менталитетом русского народа, как государствообразующего, титульного и составляющего более 80% населения.

Президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров по этому вопросу говорил: "Сейчас модно говорить об общечеловеческих ценностях. … Мне эмоционально близко мнение К.С. Аксакова, русского публициста и историка. Он писал, что "общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении каждого человека… Народ не менее отдельного человека имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность… Отнимать у русского народа право иметь своё русское воззрение - значит лишить его участия в общем деле человечества" (К.С. Аксаков. О русском воззрении. Ещё несколько слов о русском воззрении. //Русская идея. - М.: Республика, 1992).

Образовательные и общекультурные проблемы заставили педагогов-практиков и учёных России искать пути пересмотра и обновления содержания отечественного образования. Для российского общества сегодня характерно отсутствие единой структуры ценностей, а демократические ценности в массовом сознании носят противоречивый характер. Однако вытеснение традиционных духовных ценностей новыми западными установками, ориентированными на культуру "общества потребления", получает отрицательную оценку и вызывает сопротивление со стороны общественных организаций, родителей, педагогов. Из зарубежного опыта мы знаем, что в других странах уже существует различные подходы к решению проблемы становления личности с демократическими ориентирами, созданы различные системы воспитания, сообразно характеру народа и пережитой им истории. Принципиальным требованием к любым новым формам гражданского воспитания в России является сохранение национально-исторической преемственности, недопустимость изменения социально-психологического кода населения. Это требование обусловлено самобытностью тысячелетнего исторического и культурного развития России.

Сошлёмся на первый пункт проекта Национальной доктрины образования РФ, содержание которого воспитывающая деятельность в современной общеобразовательной школе в первую очередь определяется влиянием традиций отечественной культуры, ее духовными идеалами бескорыстного стремления к истине, добру и красоте в отношении к миру и окружающим людям: "Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России…".

Деформация этой онтологической связи не только деформирует гармоническое развитие гражданских качеств школьников в отношении к российской национальной культуре, но и препятствует приобщению учащихся к ценностям мировой культуры, в значительной степени основанных на этой связи.

В исследованиях современных ученых религиозное сознание рассматривается как один из ведущих на протяжении всей истории человечества компонентов духовной культуры, и подчёркивается, что оно может играть положительную роль в жизни и современного общества, в частности, формируя нравственное и правовое сознание, повышая общую и творческую культуру народа.

А министр образования В.М. Филиппов сравнительно недавно утверждал: "Между тем необходимое для возрождения и процветания России исповедание веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства. И первейшая задача современного периода заключается, на мой взгляд, в том, чтобы в незамутнённом виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. И не просто утвердить, но поставить их в центр образования, ибо будущее нашего Отечества в первую очередь зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодёжи, от её доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от её способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине".

В 70-е гг. рост религиозности самых разных групп населения отмечался социологами во всем мире, а к середине 80-х гг. были сделаны выводы о том, что "процесс секуляризации имеет внутренние ограничения" и оборотной его стороной является возрождение религиозности. К середине 90-х гг. получает распространение точка зрения, что "десекуляризация мира - одно из доминирующих социальных явлений конца XX в."

"Нет сомнения, что сейчас мы имеем как никогда большие возможности для проведения в жизнь православия, патриотизма, народности как российской национальной идеи. Достаточно бесплодный и искусственный поиск такой идеи в последние годы на основе своего рода госзнака, думаю, и дальше не принесёт плодов" , - утверждает Н.Д. Никандров.

Одной из важнейших особенностей нашего общества сегодня является возрождение православия. Н.Д. Никандров говорит: "Опыт последних лет показал: оно возрождается, церковь, по исследованиям социологов, опережает все другие институты по уровню доверия со стороны населения. Он показал, что при всех сложностях межнациональных и межконфессиональных, межрелигиозных отношений в современной России православие сохраняет свой мирный посыл, стремление к мирному сосуществованию с другими религиями и конфессиями. Он показал, что и в образовании, в условиях конституционно светской школы есть много законных и привлекательных для большинства родителей возможностей использовать нравственные уроки православия".

Таким образом, школьное образование требует существенного содержательного реформирования при сохранении исторической преемственности и с учётом современных социокультурных условий. В такой ситуации необходимо определение образовательных форм и методов, оптимальных для формирования понимания школьниками сущности, места и роли религиозниых традиций в нашем обществе, для изучение знаний о религии как социокультурном феномене, о проявлениях и укоренённости православия в отечественной культуре, в том числе и современной, о его связи с другими сферами жизни общества: политической, экономической, социальной и др.

В последние годы появилось много педагогических исследований, направленных на выявление положительных результатов активного использования религиоведческих знаний в содержании школьного образования и воспитания, посвящены (Т.И. Петракова, И.А. Галицкая, И.В. Метлик, И.Н. Кондратенко и др.). К проблеме снижения качества обученности русскому языку как проблеме постепенной утраты инструмента передачи культуры и средства образования на протяжении ряда лет обращаются учёные-филологи. Последние психолого-педагогические исследования подчеркивают, что религиоведческие знания в содержании школьного образования, составляющие часть исторических, культурологических и обществоведческих знаний о религии как феномене жизни личности и общества, части национальной культуры значительно расширяют познавательную сферу учащихся, позволяют углубить и расширить школьное гуманитарное образование, а также выступают важным в современных условиях компонентом в процессе мировоззренческого развития старших школьников, необходимым составляющим звеном в комплексе условий, обеспечивающих наиболее эффективные, надёжные пути познания мира и самоопределения в обществе.

Министр образования Филиппов В.М в 1999 году на вопрос о том, выполняет ли современная школа своё главное предназначение, состоящее в "одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям", отвечает: "Считаю, надо откровенно признать, что нет. Как уже случалось в нашей истории, под воздействием кризиса последних лет единый процесс образования оказался у нас расколот, а его духовная сердцевина - воспитание - принесена в жертву сиюминутным прагматическим интересам.

В свою очередь это стало причиной тех неувязок, противоречий и тупиков в реформе школы, которые обусловили её неудачу. А последствием принижения воспитательной, гуманистической миссии образования явилась потеря целого поколения российской молодёжи. Поколение, которое, как мы сегодня видим, оказалось обделено нравственными и гражданскими ценностями, не получило возможности в должной мере приобщиться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия.

Позволю себе высказать предположение, что нынешний политический и социально-экономический кризис, угрожающий самому существованию России, не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека".

Забавная, однако, ситуация! И руководители наверху хорошо говорят, и учёные всё давно исследовали, и практики внизу работают, не покладая рук. Почему же после всех замечательных фраз о культуросообразности образования и необходимости приобщения молодёжи к традиционным духовным ценностям нашим детям продолжают навязывать идеологию извращений, насилия и вседозволенности через культуру и государственное образование? Что происходит, господа? Сексуальная революция - в культуру, западные реформы - в образовании, нецензурная брань - в Госдуме, под лозунгами защиты прав человека нас лишают человеческих, конституционных прав и разжигают национальную и религиозную рознь, детей, сирот сжигают заживо в государственных учреждениях, извращенцы в государственных школах истязают детей, а депутаты защищают извращенцев…

Или уже все наши избранники стали извращенцами и наёмниками? А может быть, есть ещё самые обыкновенные, сексуально не озабоченные, не ненавидящие Россию и её многонациональный народ, не зарабатывающие на развале государства, на растлении несовершеннолетних? Пора бы от пустых разговоров перейти к нормальной (а не извращенческой), созидательной (а не разрушительной) деятельности в сфере образования и культуры. Тем более, что огромную работу в этом направлении народ уже выполнил.

Российские законы и сейчас провозглашают образование основой духовного социального, экономического, культурного развития общества и государства, а в ряду главных задач общеобразовательной школы на первом месте ставят удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения.

Однако статистика, подтверждающая углубление демографического кризиса и высокую детскую смертность, наркоманию и другие факты снижения духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, убеждают в том, что таких предметов либо нет, либо их недостаточно.

Снижение качества базового гуманитарного образования в значительной степени связано и с утратой за годы советской власти и перестройки значительной части лексики духовно-нравственного значения, а также знаний православной культуры, являющейся духовно-нравственным стержнем отечественной культуры и составляющей тематическую, мировоззренческую и стилевую основу отечественной классической литературы и искусства.

Здесь же следует обозначить ещё одну важную проблему - сохранение единого образовательного пространства России. От решения этой проблемы на образовательном, прежде всего духовном и гражданско-патриотическом уровне, зависят судьбы народов России, целостность и благополучие государства.

Для сохранения единого образовательного пространства необходимо использовать в содержании образования те наиболее общие, характерные для общероссийской культуры мировоззренческие, исторические, культурологические, общекультурные основы, которые выводят за рамки узко национальных интересов и содержат объединяющий для всей гражданской российской общности потенциал, а также позволяют использовать позитивные для сохранения и развития отношений с другими мировыми культурами факторы. Эти основы заключены в христианской морали и культуре, получили исторически обусловленное для России, мировоззренческое, этическое и культурное выражение в православии. Вспомним, что именно русская религиозная мысль, основывающаяся на православном воззрении, родила и развила философию всечеловечности.

Особая роль православия в истории, становлении и развитии духовности и культуры России признается сегодня и на государственном уровне, закреплена в Российском законодательстве, в концептуально-программных государственных документах и обычно подчёркивается в выступлениях государственных деятелей.

Всё это позволяет нам сделать вывод о необходимости включения в содержание образования религиоведческого компонента и о возможности рассмотрения в качестве одного из путей повышения качества базового образования и духовно-нравственного воспитания историко-культурологического учебного школьного курса "История религиозной культуры", в рамках которого уже подготовлен ряд пособий ("Основы православной культуры" и др.). Этот курс представляет собой минимум знаний, которые в этой области могут и должны быть переданы учащимся школ различных типов. Параллельно могут быть организованы углублённые факультативные курсы либо предметы по выбору "Православная культура" для желающих, региональные краеведческие курсы. А за рамками образовательной программы возможно и религиозное образование, т.е. обучение собственно религии. Всё это предусмотрено нашим законодательством.

Алла Бородина

28 июля 2003 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования