Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"LIBERATION": Возрождение фундаментализма в Афганистане


 Вопрос, поставленный еженедельником "Афтаб", выглядел вполне невинным: "Если ислам является последней богооткровенной религией, почему мусульманские страны плетутся в хвосте современного мира?" Однако некоторые кабульские круги сочли эту ремарку богохульной, так как она ставила под сомнение ценность Корана. "Демократия требует жертв", – спокойно отвечает "богохульник" Сайед Махдави, освобожденный после недельной отсидки в тюрьме. Молодой журналист, долго живший в эмиграции в Иране, пять лет изучал исламские науки. Он прекрасно понимал, что это его "если" разожжет страсти, и был готов драться: уже несколько недель он публикует статьи, в которых яростно нападает на кабульских полевых командиров, перекрасившихся в демократов.

Арбитр. На сей раз его осудили все – от фундаменталистов до самых умеренных религиозных деятелей. Разгорелись довольно забавные дебаты о свободе печати. Речь шла не столько о сути вопроса, сколько о форме: ведь никто не терпит этой свободы. На самом деле каждый хотел утвердить свою власть. Верховный суд добился тюремного заключения для Сайеда Махдави и одного из его коллег. Министерство по делам культуры и информации добилось их освобождения. Трудная роль арбитра выпала на долю президента Хамида Карзая, который последовательно удовлетворил оба требования.

Сайед Махдави знает, что находится в опасности. Он почти удивлен тому, что его еще не убили: от защиты, предложенной ему министерством внутренних дел, он отказался. В окружении президента уверяют, что тюрьма была для него самым безопасным местом. Пресса обрушилась на него с нападками, в Кабуле были организованы демонстрации и возникла опасность большого пожара

Но дело было спущено "на тормозах": Хамид Карзай не хочет никого обижать. Министр информации Хамид Мубарес считает, что речь идет всего лишь об "ошибке молодости". Судья Верховного суда Ахмад Манави в качестве главного аргумента приводит тезис об угрозе дестабилизации страны. "Эти люди, вдохновляемые иностранцами, похоже, не знакомы с реалиями страны. Нам понадобится много времени, чтобы успокоить людей", – сетует он, утверждая, что " в провинции по рукам ходят тысячи фотокопий статьи, демонстрируя, что центральное правительство ничего не контролирует и позволяет журналистам писать все, что им вздумается..." Манафи охотно играет в демократа, но недавние решения Верховного суда заставляют в этом усомниться.

Линия противостояния. В июне 2002 года возникло дело Симы Самар, министра по делам женщин, также подвергшейся обвинению в богохульстве. Спустя полгода в стране были запрещены иностранные кабельные телеканалы. Чаще всего религиозные сюжеты служат политическим целям: здесь проходит линия противостояния между традиционалистами и умеренными мусульманами. Сайед Махдави утверждает, что за ним никто не стоял, и что он действовал по своей инициативе. О том, что он шиит и близок к левым партиям, знают все. Малейшей искры достаточно, чтобы поджечь непрочное здание нового Афганистана. В этот раз каждая из сторон предпочла пойти на примирение. Но Махдави пообещал, что на этом не остановится. "Я не думаю, что "Афтаб" вновь начнет выходить. Но я не буду молчать".

Грегуар Пуртье

29 июля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования