Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"СЕДЬМАЯ СТОЛИЦА": Ростовский муфтий


Считанные дни остались до открытия в Ростове мечети, строительство которой, напротив стадиона СКА, велось последние два года. Триста тысяч мусульман, проживающих в Ростовской области, с нетерпением ждут этого события. Муфтием ростовской мечети является Джафар Бикмаев, недавно также назначенный представителем Верховного муфтия России в ЮФО.

Наш герой живет в Ростове с 1982 года и довольно солидно теоретически подготовлен: Бикмаев обучался в Бухарском высшем исламском медресе "Мир-араб" и Марокканском королевском университете на теологическом факультете истории и гуманитарных наук; читает Коран в подлиннике и, кроме русского, в совершенстве знает арабский, персидский, турецкий, узбекский, башкирский и татарский языки. Вместе с ним мы осматриваем мечеть. Она уже полностью готова, в течение последних шести недель здесь проходил пятничный молебен. Осталось возвести лишь забор, беседки и озеленить внутренний дворик. По словам муфтия, из 2700 мечетей, построенных в России, эта должна стать одной из лучших.

Рядом с двухэтажным зданием мечети возвышается 27-метровый минарет. В день пятничной проповеди муэдзин зазывает с него народ, по-арабски он кричит следующие слова: "Торопитесь к молитве, торопитесь. Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — его посланник". Но это больше по традиции — в шумном мегаполисе дальше остановки его призыв никто не услышит.

На первом этаже мечети расположены молитвенный зал для женщин, два класса воскресной школы и комнаты для омовения ног. Для удобства пожилых людей возле бассейнов с кранами привинчены табуреты. Рядом — несколько туалетов, дабы прихожане ни в чем не нуждались, и ничто не отвлекало их внимание от проповеди.

Весь второй этаж, кроме подсобных помещений, занимает мужской молитвенный зал. Пол в нем устелен турецкими коврами, он такой мягкий, что хочется рухнуть на колени и вознестись в молитве. Отопление в зале напольное, зимой температура пола поднимется до 37 градусов. Стены разрисовал специально выписанный из Турции художник. В яркий орнамент вплетены письмена, от основного рисунка их сразу и не отличишь. Это цитаты из Корана на арабском языке. Художественные или скульптурные изображения Аллаха и пророков в исламе не приняты. Считается, что художник может исказить священный лик.

На все четыре стороны света выходят окна, высотой от пола до потолка, они украшены декоративными решетками. В центре зала — огромная люстра на 830 лампочек, также зал освещают еще четыре боковых люстры меньшего размера.

Похоже, я стала первой женщиной, побывавшей здесь.

7С: — Джафар Зуфарович, а почему женщины молятся отдельно от мужчин?

— Не акцентируйте это как унижение женщин, или разделение прихожан. Представьте себе проповедь: поклоны, впереди сидит женщина — молодая, красивая, как вы, а сзади парень. Он о Боге будет думать, или о том, какая у вас фигура красивая, и как бы с вами познакомиться? Только из этих соображений молитвы и проходят отдельно. Во время поклонов бывает так, что места не хватает, задевают друг друга, головой можно зацепить юбку. Если бы мусульманские мужчины и женщины молились вместе, уже давно анекдоты бы пошли.

(Я улыбаюсь и делаю вид, что верю ему).

7С: — Откуда взялись средства на строительство мечети?

— Я много лет ходил, собирал, оказали финансовую помощь прихожане. Из Турции прислали светильники, трубы из полимера, панели, строительные материалы, 58 окон вместе со стеклопакетами, оконными блоками, рамами и декоративными решетками, 840 квадратных метров ковролина, 32 двери вместе с ручками и замками, арматуру, все, вплоть до отверток.

7С: — В Ростовской области это единственная мечеть?

— Да. Сто лет назад на улице Красноармейской была построена Соборная мечеть, но она ни в какое сравнение не идет с этой, просто хижина дяди Тома. Эта же мечеть построена по всем требованиям современности, и соблюдена связь с Востоком.

7С: — Сколько у вас сейчас прихожан и что они делали, пока мечеть была ещё не достроена?

— Слушали проповедь у нас во дворе, стелили ковры на землю и молились. Столько раз попадали под дождь с этими коврами… Теперь количество прихожан намного возросло: женщин — вдвое, мужчин — раза в четыре. Сейчас на пятничную проповедь ходит более пятисот человек. Всего же мусульман в Ростове от 60 до 70 тысяч, в области — более трехсот тысяч. Часть мусульман — мигранты из Средней Азии, Чечни, Дагестана и т.д.

7С: — При мечети откроется медресе (духовная школа)?

— Обязательно. Позже мы собираемся построить общежитие, открыть столовую для прихожан, чтобы они могли здесь жить, питаться и получать первоначальное образование. Прекрасные исламские университеты есть в Уфе, Москве, Казани, будет и у нас, когда мы будем готовы к этому. Нам необходимы свои преподаватели. От арабов сегодня больше нужна материальная помощь, а своих детей мы будем воспитывать сами. Мы не позволим разным там Хаттабам под видом летних лагерей обучать их проведению терактов. Мы дружим с Саудовской Аравией, но это — родина ваххабитов, там попробуй только свою мысль вслух сказать, — или тебе тюрьма, или смертная казнь. Нужно говорить только то, что думает королевская семья. Мы же будем руководствоваться только Кораном и словами пророков, тогда никто к нам придраться не сможет.

7С: — Скажите, ведь ислам — это не просто вероисповедание, это образ жизни. Вы и ваши прихожане живете в светском государстве, как вам удается пять раз в день находить время для намаза (молитвы), а пятницу посвящать полуденному богослужению?

— Мы тоже работаем, а не бездельничаем. Все почему-то думают, что совершать намаз пять раз в день очень трудно, почти невозможно. Доходит до абсурда: говорят, что Египет проиграл Израилю из-за того, что египтяне во время войны молились. Смотрите: утренний намаз занимает две минуты, совершать его можно в любое время в течение двух часов — с 3.32. до 5.32 — от рассвета до восхода солнца; то же самое с полуденной молитвой (она часто попадает на перерыв), третья молитва — во второй половине дня до заката солнца, четвертая — при закате, пятая — в начале ночи. Так что ничего сложного нет, есть расписание, которое зависит от времени восхода и заката солнца. Для совершения каждой молитвы — большие промежутки. Это же не так, что наступило время, упал-отжался, как говорил генерал Лебедь.

Пятница — день проповеди и молитвы. Во многих странах, где ислам является государственной религией, пятница — выходной день. Мы же подчиняемся законам государства, в котором живем. Есть слова пророка: "Если в другие дни ты работал с полной отдачей сил, то в пятницу должен работать еще больше". Кого-то отпускают с работы, и они посещают пятничную проповедь. Многие не могут, и на то есть уважительная причина, человек должен подчиниться. И без того воскресение — христианский выходной, суббота — иудейский. Если ещё сделать мусульманский выходной в пятницу, что из этого получится? Армяне "подтянутся", грегорианцы, вообще тогда рабочих дней не останется. У нас и так страна праздников. Когда меня навещают знакомые из-за рубежа, то смеются: как ни приедут, у нас четыре дня праздники, пять дней нерабочих.

7С: — Недавно в Ростов привозили мощи святого Андрея Первозванного. Вы ходили на них посмотреть? Есть ли у вас такие обычаи?

— Больше ста тысяч людей посетили мощи, но я не ходил. У меня своя религия, мне не мешают, и я другим не мешаю. Святыни по городам мы не возим. Если бы у нас все было одинаково, мы бы и назывались одинаково. В исламе свои обычаи — то же паломничество в Мекку. В городе с полумиллионным населением собирается до трех миллионов мусульман со всего света. И никто из них не может остаться без жилья или питания. На каждом углу еду и минеральную воду раздают бесплатно.

7С: — Это не разорительно для страны?

— Наоборот, каждый паломник оставляет там от пятисот до тысячи долларов. Хотя для Саудовской Аравии, с ее нефтедолларами, это небольшие деньги.

Я был в Мекке три раза, два из них — руководителем паломников всей России. На эту роль нужен опытный руководитель, чтобы избежать многих ошибок. К примеру, многие короли целуют руку королю Саудовской Аравии. Мы категорически против этого: он для нас такой же простой смертный, если мы решили поклониться пророку, то почему должны целовать руку короля Саудовской Аравии? А если послать неграмотного руководителя, то он и ногу может поцеловать.

Честно скажу, очень тяжело было. Группа в несколько тысяч человек, были такие, кто забредет куда-нибудь, ищем по три дня в моргах, а он сидит в гостинице с малайзийцами, сингапурцами, кушает, общается. Это было в 80-е годы прошлого века, попробуй потерять хоть одного паломника, можно было испортить себе всю жизнь.

7С: — Недавно две женщины-шахидки в Москве совершили очередной теракт. А каково отношение верующих мусульман к шахидам? На своем посту вы как-то пытаетесь предотвращать теракты?

— Шахид — это тот, кто умирает, защищая свой дом, свою семью или свою жизнь на войне. Те, кто взрывает себя на людных площадях — это не шахиды, а преступники по религиозным, не говоря уже о светских законах. Там же десятки мусульман погибли! Исламский терроризм — нет такого понятия, журналисты приклеили ярлык. Террористы же прикрываются религией, чтобы повести за собой людей, тем более они знают, что сегодня, в большинстве своем, народ религиозно безграмотен — как в христианстве, так и в исламе.

Я двадцать два года езжу по области, в общинах говорю, чтобы ни в коем случае не оставляли никого ночевать, не хранили сумки, вещи. За тем, чтобы никто не оставался, следит охрана. Я не имею права рисковать тысячами людей. После каждого теракта я несколько пятничных проповедей посвящаю этому событию, рассказываю, насколько это преступно. Бог дал нам жизнь, и только он имеет право ее отнять, а не Басаев, Дудаев, или кто-то другой. И хотя в исламе существует смертная казнь за определенные преступления, но только через суд. Ни в коем случае нельзя заниматься самоуправством. По своему образованию и должности я — исламский судья, поэтому законы я знаю.

7С: — Девушки-мусульманки из нашего университета все время ходят в платках, это необходимо?

— Да, потому что волосы — предмет соблазнения мужчины. По телевизору постоянно говорят о крепости семьи и в то же время хотят, чтобы мусульманские женщины разделись. Зачем? Ведь ислам не запрещает соблазнять мужа, дома пусть хоть голые ходят, а зачем портить чужих мужчин?

7С: — Но ведь на улице стоит такая высокая температура, им же жарко!

— Пусть ходят, лишь бы никого не взрывали!

Валерий Подорожнов

22 июля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования