Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДЕНЬ": Украинское барокко — воспоминание о национальной мечте


Украинское барокко — это и смелая, и, одновременно, наивное стремление "сделать красивое, сделать не хуже, чем у людей". Архетипы, бессознательные образы украинской коллективной ментальности, до той поры имевшие только весьма ограниченную сферу проявления — иконопись, вышивание, писанки, отделка предметов декоративно-прикладного искусства — вдруг получили необъятное поле для реализации своей буйной фантазии: в первую очередь, в области архитектуры. Сначала полностью вненациональный стиль приобрел яркое национальное наполнение. Едва ли не наиболее показательно украинское барокко нашло свое жизнеутверждающее воплощение в ряде каменных сооружений Чернигова XVII—XVIII столетий.

Прекрасным образцом украинского барокко является архитектурный ансамбль Троицкого монастыря. Отсчет истории этого замечательного комплекса стоит начать с рассказа о чудотворной иконе Ильинской Богоматери, которая происходит из одноименной церкви, построенной еще в XII в. у подножия Болдиных гор. В 1662 г., после смерти Богдана Хмельницкого, с этой иконой произошло чудо — в течение десяти дней из ее глаз текли слезы, это она оплакивала будущую судьбу украинского народа. Событие привлекло в Чернигов множество паломников, и Ильинский монастырь (в состав которого, кроме церкви, входили знаменитые Антониевы пещеры) стал для посетителей слишком маленьким. Это и было толчком для начала строительства на самом высоком плато Болдиных гор Троицкого монастыря. Впоследствии оба они объединились в Троицко-Ильинский монастырь.

Строительство Троицкого монастыря связано с именем выдающегося украинского религиозного, политического, культурного деятеля и просветителя Лазаря Барановича, который создал на его базе важный центр духовности и культуры всей Левобережной Украины. Еще в то время, когда книгопечатание только начиналось в Новгороде-Северском, Лазарь Баранович основал типографию, которую впоследствии перевел в Троицкий монастырь. Она была известна мастерством своих граверов, а монастырская библиотека насчитывала более 11 тысяч книг.

Центральное сооружение ансамбля — Троицкий собор — было заложено в 1679 г. Это первый большой храм, который был построен во всей Надднепрянской Украине после княжеской эпохи, после длительного перерыва в развитии строительного искусства, вызванного татаро-монгольским нашествием и упадком последующих столетий. Некоторые исследователи считают, что строителем сооружения был архитектор из Вильнюса Иоанн Баптист. Но, несмотря на это обстоятельство, сооружение имеет сугубо национальный характер, отвечавший эстетическому вкусу украинского заказчика. Троицкий собор и до сих пор остается наибольшим культовым сооружением Чернигова, его высота внутри составляет 35 м, а размеры по плану — 38х26 м.

Строительство храма сопровождалось большими трудностями и вместе с отделкой затянулось на 17 лет. Он был освящен уже наследником Лазаря Барановича Феодосием Угличским. Этот выдающийся украинский религиозный деятель умер в 1696 г. и через 200 лет после смерти был причислен к лику святых. В годы советской власти нетленные мощи святого были изъяты у церкви и содержались в государственных учреждениях, только в 1986 году их вернули верующим.

Рядом с Троицким собором находится часовенка, где покоятся останки российского дипломата и ученого Григория Щербины. Григорий Степанович происходил из семьи черниговского плотника, сделал блестящую научную карьеру и трагически погиб в 1903 году в должности российского консула в сербском городе Митровица. Около южного фасада собора находится погребение известного украинского поэта-баснописца Леонида Глебова, на могиле которого установлен его бюст.

Строительство сооружений комплекса продолжалось почти столетие. Были построены каменные стены и башни, юго-западный дом, Введенская церковь с трапезной, кельи монахов, дом архиепископа. Последним сооружением ансамбля стала его доминанта — колокольня, которая была завершена в 1775 г. и является прекрасным образцом позднего барокко. Здание имеет причудливый план, его верхние ярусы украшены колоннами тосканского, ионического и коринфского орденов. Высота колокольни вместе с крестом — 58 метров. После окончания строительства ее верхушка загорелась от молнии. Исследователи считают, что ее современная относительно маленькая верхушка является результатом неудачного восстановления.

Во времена своего расцвета Троицкий монастырь был большим феодальным хозяйством, он имел девять тысяч крепостных, территория его включала 16 озер, 30 мельниц, несколько мелких производств. В советские времена монастырь был закрыт, его помещения использовались для различных хозяйственных нужд. Возрождение комплекса началось в 1988 году, когда его вернули законному владельцу — православной церкви — по случаю 1000-летия крещения Руси. Троицкий монастырь — один из наиболее живописных ансамблей Украины. Интерьер его собора украшен росписями XVIII в., которые также являются выдающимися памятниками украинского барокко.

С именем Лазаря Барановича и эпохой украинского национального возрождения связан еще один прекрасный памятник украинского барокко. На Черниговском Валу рядом с Борисоглебским собором высится прекрасное сооружение того времени — Черниговский коллегиум. Его строительство велось в три этапа и было полностью завершено в 1702 г. Черниговский коллегиум был первым средним светским учебным заведением всей Левобережной Украины. В XVIII веке здесь учился основоположник отечественной эпидемиологии, незаслуженно забытый Даниил Самойлович, который на столетие опередил открытие Луи Пастера.

40-метровая башня здания служила колокольней Борисоглебского монастыря. Ее третий ярус является наиболее интересной частью этого довольно эклектичного здания. Его стены имеют причудливую конфигурацию, состоя из выступающих и западающих структур. Особенное украшение прекрасного декора сооружения — две керамические иконы: изображение Богоматери и Спаса Нерукотворного.

С домом Черниговского коллегиума, а точнее, с его башней-колокольней связана интересная история. Речь идет о колоколе, который был отлит в 1772 г. мастером Иваном Коробкиным и весил около 600 пудов. На нем были барельефные изображения Богоматери и князей Владимира, Бориса и Глеба. В народе он получил название "Потемкинский". А произошло это так. По дороге на юг князь Потемкин остановился в Чернигове, от скуки приказал звонить в соборный колокол, что делалось в течение целого дня, потому что этот звук князю очень понравился. На следующий день Григорий Потемкин приказал снять колокол, чтобы взять его с собой в Екатеринослав, где у него был дворец. Черниговчане плакали, умоляя не забирать колокол, однако ничего не помогло, но вскоре в дороге, посреди пути, князь неожиданно умер и колокол вернули в Чернигов.

В конце 1929 г. советской властью была начата кампания по изъятию и утилизации на нужды индустриализации страны церковных колоколов. Несмотря на протесты верующих и искусствоведов, прекрасный колокол был снят и навсегда утрачен.

Неподалеку от Коллегиума стоит еще один прекрасный памятник украинского барокко — церковь, освященная в 1725 г. в честь святой Екатерины. Она была построена на деньги черниговского полковника Якова Лизогуба-младшего в память о старшем поколении благородной казацкой семьи Лизогубов. Это своеобразный памятник героизму черниговских казаков, которые в 1696 году проявили чрезвычайный героизм во время штурма турецкой крепости Азов, за что были награждены серебряным крестом.

С именем полковника Якова Лизогуба-старшего связан еще один памятник украинской барочной архитектуры — его дом, построенный в конце XVII века. После смерти первого хозяина это здание приобрел гетман Иван Мазепа, а в XVIII веке дом служил канцелярией Черниговского полка. (Сейчас здесь содержатся фонды Черниговского исторического музея.) Стоит напомнить, что в эпоху Гетманщины Левобережная Украина имела своеобразное административно-территориальное устройство, при котором полковник имел не только военную, но и гражданскую власть на всей территории полка.

Сооружение является прекрасным образцом гражданского барочного строительства. По плану оно представляет собой обычную крестьянскую хату на две половины, но фасады дома украшены многочисленными деталями. Это были беспокойные времена, поэтому стены дома были сделаны толстыми, а окна узкими. В случае необходимости его обитатели могли выдержать осаду — в просторных подвалах хранились запасы пищи.

Украинское барокко — бессмертное творение "исторической мечты" нашего народа; проходит время, меняются обстоятельства, но они не властны над настоящими творениями искусства. Барокко Украины принадлежит именно к ним.

Сергей Колесник

18 июля 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования