Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР": Трафиковое мясо. Анна Данилова об интернет-провокациях


Таких текстов будет все больше. Растет количество изданий, сайтов, напряженнее становится борьба за ограниченное внимание читателя, у которого есть  в самом оптимистичном случае час-другой на чтение прессы. Несколько статей он сможет осилить за сегодня – если не на вашем сайте, то на другом. Значит журналистам (чья зарплата нередко связана с количеством прочтений) и редакторам (чья зарплата тоже нередко связана с количеством прочтений)  надо во что бы то ни стало организовать текст-провокацию.

Что это такое

Скажем, венчаются в Англии Кейт и Уильям. Все пишут, как это прекрасно-здорово-замечательно-красиво и какое это наконец возрождение монархии. А один автор возьмет и напишет, что это вовсе конец монархии, жалкое зрелище, и полная деградация королевского дома. И подробно аргументирует  это.

Или к 8 марта все пишут статьи о том, как надо заботиться о женщинах и дарить цветы круглый год, и тут появляется статья, что надо бы 8 марта взять и отменить. Почему? Пусть 364 дня в году у женщин 8 марта, когда готовят-стирают-убирают и цветы дарят мужчины, а в единственный женский день пусть уж женщины поработают хозяйками очага.

Или пишет некая журналистка, что многодетные – все сумасшедшие фанатики, выглядят плохо и дети потом ужас от многодетности на всю жизнь сохраняют.

Как точно отметили в одном из отзывов: "Можно и азбуку писать, находя абсолютный ужас в выведении букв".

Текст провокация строится на  – отрицании общепризнанного. В риторике есть понятие топов или общих мест –  суждений, которые не надо аргументировать, с которыми все согласны, которые входят в базовую систему ценностей. Ученье – свет, а неученье – тьма, воровать и предавать плохо,  лежачего не бьют, старших надо уважать итд.

Для чего провокации нужны редакции?

В 99% случаев для посещаемости.

Чтобы проблему поставить и обсудить, надо прописывать за и против, спрашивать экспертов, разбираться в теме. Чем глубже разберетесь – тем меньше текст прочитают, потому что он будет, скорее всего, длинным и сложным.

А с провокациями просто – запустил кость в стаю – и все отвечают, реагируют, перепощивают, ругаются. 90 комментариев на странице главного редактора – он не ответит ни на один – потому что задача уже выполнена – чем больше они грызутся, тем лучше крутится счетчик посещений.

Вот как это описывает сотрудница редакции, в которой на днях вышел такой текст об ужасах многодетности. Себя она называет лоббистом подобных опусов (орфография и пунктуация автора сохранены):

  • "эти тексты читают. плюются, вопят, визжат, пишут ругательные посты и комменты, грозятся отписаться <…>, поносят дорогую редакцию, требуют запретить и уконтрапупить автора, но читают как миленькие. а это означает трафик, а это означает… ну, все и так понимают, что это означает, не маленькие"
  • "меня мало беспокоит содержательная часть. для меня, как для обычного маленького диктатора, существует только два мнения — мое и неправильное, если кто-то придерживается второго, то это его проблемы. и совершенно неважно, кто это — автор, издание целиком или там читатели. лишь бы мне мозг не выедали, а так-то сидите со своим неправильным мнением, ради бога, мне, по большому счету, все равно чем вы кормите тараканов в своей голове"
  • "единственное, что меня волнует, это вопрос формы".
  • "не зря на сайте запрещены <…> комментарии читателей. ох, не зря! <…> напечатали, значит, решили, что так надо. Все".Неприятно быть трафиковым мясом? Мясом, у которого не может быть своего мнения, главное – ходите, расшаривайте, ругайтесь, накручивайте нам счетчик!

Как реагировать?

Лучшая реакция для троллей и провокаторов – начать с ними спорить.

По меткому замечанию публициста Анны Гальпериной, в свое время именно так продавалась "Новая хронология" Фоменко. Все покупали, чтобы поспорить и опровергнуть, спорили, делали книге рекламу, и новые читатели покупали, чтобы разоблачить.

Ни одна реклама не соберет столько зрительской реакции, сколько: "Отвратительный фильм, который перевирает все, что можно – не смотрите!"

Худшая реакция про провокатора – промолчать.

Вымыть руки.

Посмотреть в окно.

Прочесть текст, для автора которого  читатель – собеседник и ЧЕЛОВЕК.

Не трафиковое мясо.

Анна Данилова,

"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР", 30 января 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования