Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Роль протестантов в современной России недооценивается. Доклад религиоведа Романа Лункина в центре Карнеги в рамках программы «Религия, общество и безопасность»


«Христианские конфессии в обществе традиционных религий: неизбежное зло или символ десакрализации?» -- такая постановка вопроса, вынесенная в заглавие доклада религиоведа Романа Лункина, поначалу показалась неожиданной для участников семинара, который состоялся 24 января в Московском Центре Карнеги. Этот семинар проходит в рамках программы «Религия, общество и безопасность» и на этот раз он был посвящен роли протестантских церквей в современном российском обществе.

Роман Лункин—ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву, ответственный редактор журнала «Религия и право», утверждал, что именно евангельские христиане составляют большинство тех, кого в СМИ принято именовать «нетрадиционными религиями». Несмотря на то, что в последние годы протестантские церкви играют все более заметную роль в «десекуляризации общества и возвращении его к христианским ценностям», отношение к ним осталось на уровне дореволюционной России или 30-40-х гг. ХХ в.. «Их до сих пор воспринимают как неизбежное зло в российском обществе», -- так охарактеризовал докладчик нынешнее общественное сознание и добавил: «Это интересно в стране, где провозглашен межрелигиозный мир, но нетерпимость является нормой».

Кто же опасается влияния протестантов в России? По словам Р.Лункина, это, в первую очередь, местные власти, которые всячески сдерживают общественную активность евангельских христиан: препятствуют социальной работе, строительству молитвенных домов, устраивают показательные суды (как в Хабаровске и Благовещенске), подозревают в «сектантстве». Настороженно относится к протестантам и часть верующих РПЦ, которые, под воздействием «антисектантских страшилок», готовы считать «сектами» всех евангельских христиан, за исключением разве что лютеран и «традиционных баптистов». Ученый обратил внимание на то, что представители протестантских деноминаций не включены в Межрелигиозный совет России. Таким образом «их ставят в положение иностранцев», тогда как многие протестантские деноминации давно укоренены в России, отметил ученый.

Кроме того, оказалось, что и либерально-демократическая элита не жалует протестантов: Р.Лункин проанализировал программы нескольких политических движений правого толка и пришел к выводу, что в большинстве из них в той или иной степени присутствует «антисектантская» риторика. Примечательно, что единственная партия, которая настаивает на равенстве всех граждан, без оговорок об их конфессиональной принадлежности, -- это КПРФ.

Исследователь считает важным отметить, что феномен протестантской общественной активности, которая заметна с 1990-х гг., не является ни неожиданным, ни привнесенным извне. Эта активизация подготовлена всей историей евангельских церквей в России с начала ХХ века. В наше время протестантов можно заметить в тех сферах социального служения, где государство не справляется: это работа с сиротами, больными, стариками в соцучреждениях, забота о приемных семьях, создание сотен центров реабилитации наркозависимых, продвижение в регионах межрелигиозного проекта профилактики наркозависимости «Поезд в будущее» и т.д.

В докладе были также рассмотрены политические предпочтения современных российских протестантов, которые считают демократию общественным устройством, наиболее близким к христианскому идеалу. В среде евангельских христиан по отношению к существующей власти можно обнаружить некоторую поляризацию: от резко критических высказываний экс-лидера Союза евангельских христиан-баптистов Юрия Сипко до подчеркнутой лояльности руководителя Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), члена Общественной палаты и Президентского совета Сергея Ряховского. Однако в целом, продолжил Р.Лункин, протестанты настроены лояльно к власти, а большинство их лидеров предпочитают действовать исходя не столько из принципиальных политических соображений, сколько из «предлагаемых обстоятельств».

Новое явление второй половины 2000-х гг. – это протестантское представительство в местных органах власти: как утверждает докладчик, у большинства евангельских церквей есть свои депутаты на местах, а избранные в Тольятти и Николаевске Хабаровского края мэры не скрывают, что принадлежат к протестантскому сообществу. Кроме того, религиовед отмечает явления «экономической солидарности» в евангельской среде, когда при церквях создаются формальные и неформальные бизнес-клубы, основанные на взаимопомощи.

Что касается численности протестантов в России, то соцопросы дают картину медленного роста: как количественного, так и числа церквей и новых течений. Евангельские христиане живут во всех регионах, а в Татарстане, Башкирии, Ямало-Ненецком АО и в Северной Осетии неправославных христиан больше всего – порядка 11-14 %, привел данные Р.Лункин.

Резюмируя, выступавший подчеркнул, что всю полноту религиозной жизни в России невозможно оценить, не учитывая вклад протестантов. Кроме того, именно в них кроется потенциал возрождения христианства. «Кризис религиозности сегодня воспринимается как кризис централизованных исторических церквей. А собственно религиозное чувство и интерес к вере воплощается в «нетрадиционных» христианских церквях, и они постепенно разрушают миф о «неизбежном зле». По мнению Р.Лункина, разделение российских религий на «традиционные» и «нетрадиционные» укоренено в истории, но не отражает настоящего положения дел: «Уже есть важная часть общества, активные граждане, которые присутствуют во всех сферах и готовы защищать свои интересы». «Придется признать параллельный христианский мир, и он – протестантский», -- заключил старший коллега докладчика Сергей Филатов.

Юлия Зайцева,

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО", 28 января 2013 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования