Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": Фильм «Расстриги»: пастырское выгорание или поиски свободы. В Москве прошел первый закрытый показ ленты об известных, но бывших клириках РПЦ МП


"Стас", "Иван", "Прохор" — три коротки новеллы о внутренней свободе, о выборе пути, об ответственности за свою судьбу и за судьбы близких людей

Все вместе — документально-публицистический фильм "Расстриги", презентация которого в закрытом формате состоялась вечером 16 января в гостиной московского храма Илии Пророка в Черкизове.

Создатели ленты — режиссер Эрланд Кельтер, операторы иерей Роман Бычков и Марат Хабибуллин, а также режиссер монтажа Петр Каминский, — попытались простым кинематографическим языком рассказать о тех, кто по самым разным причинам решил оставить священнослужение. Смогли ли они найти себя за стенами Церкви, счастливы ли, ощущают ли себя по-настоящему свободными? На эти и многие другие вопросы сегодня ни у кого, даже, кажется, у героев ленты, ответов нет, но сама картина вызвала бурную дискуссию и подняла одну из болезненных и актуальных тем современной Церкви — проблему "пастырского выгорания" и расцерковления духовных лиц.

Несмотря на то, что вопрос расстрижения священнослужителей не нов, и на протяжении почти всей истории Церкви существовали расстриги, в России этот феномен до недавнего времени изучался мало. Лишь последние годы на него стали обращать пристальное внимание. "Если подходить с точки зрения психологии к тому, что есть профессиональное выгорание, то здесь присутствует три обязательных основных черты: эмоциональное истощение, деперсонализация, то есть способность воспринимать другого человека, с которым общается священник как человека, а не как функцию или вещь, и последнее — глубокое разочарование в своей профессиональной пригодности", — пояснил эксперт по этой проблеме проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

В последние два десятилетия свободы вероисповедания к только психологическим аспектам добавились еще и социальные. В уже незапрещенную на уровне властей Церковь потянулись люди, очарованные новыми перспективами религиозной жизни и увидевшие в них обширное поле для собственной деятельности. А как таковые вопросы духовности и Евангельских истин их интересовали в меньшей степени, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. "Когда православное „движение" возрождалось в конце 1980-х — начале 1990-х годов, в Церковь пришло много людей. Но многих из них сегодня в Церкви нет. Некоторые ушли из-за того, что они стремились не к царству Божию, а хотели на земле реализовать себя в некотором внутрицерковном действии. Такие люди ставили перед собой программу сделать из Церкви некую силу, которая бы привела Россию к демократии или, наоборот, к самодержавию. А когда спустя какое-то время у них это не получалось, они уходили".

Еще одна причина "профессионального выгорания" таится в том одиночестве, в котором порой оказывается священнослужитель. Молодые, только что рукоположенные священники, зачастую не имеющие никакого жизненного опыта, внезапно оказываются в ситуации, когда вокруг них нет никого, с кем можно было бы поделиться, узнать совета, спросить, уверен настоятель храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. "Человеческую исповедь слушать непросто. Конечно, можно закрыться, можно сделать вид, что ты ничего не слышишь. Но если пропускать какие-то вещи через свое сердце, то оно начинает болеть. И если в этот момент не с кем поговорить, если приходя домой, ты видишь, что твоя жена от тебя отворачивается, то священник просто остается один, никому не нужным и никем не замеченным. И тогда он не выдерживает эту тяжелейшую ношу священства".

Одним из самых известных на сегодня "расстриг" считается актер, режиссер, сценарист и запрещенный к служению отец Иоанн Охлобыстин. В показанной ленте речь идет и о нем. Правда, как признались создатели картины, сам Охлобыстин от съемок отказался, а потому в его новелле лишь фрагмент выступления бывшего священника на презентации собственной "Доктрины 77" в Лужниках. На экране — полупустые трибуны, весьма скромные аплодисменты и показательный одинокий уход с импровизированной пирамиды в никуда.

Стоила ли эта сиюминутная слава сана и насколько виновата сама Церковь в том, что священники, в конце концов, выбирают другой путь? Настоятель Илиинского храма в Черкизове, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва Тутунов уверен, что сегодня пришло время если не бить в колокола, то активно обсуждать проблему. Не только кулуарно, как это делается многие годы, но и выводить ее на официальный уровень обсуждения. "Об этих вопросах мы знаем давно. Премьера фильма — это лишь повод поднять эту тему. Ведь здесь присутствуют и высокопоставленные представители синодальных учреждений, от которых зависит вопросы организации многих сторон жизни Церкви, присутствуют педагоги духовных учебных заведений и православных школ, от которых зависит подготовка будущих пастырей. И кому как не нам поставить вопрос о том, что к внутренней мотивации семинаристов, будущих семинаристов, молодых людей, которые желают служить в Церкви должно быть самое пристальное отношение, также как и к внутренней мотивации молодых и не только молодых священников. Иногда семинарист или священник теряет эту внутреннюю мотивацию, но никто на это не обращает внимание. Никто ему не помогает. Вот о чем надо говорить и что надо исправлять. Надеюсь, что эта встреча поможет поднять проблему и попытаться решить ее".

За последние годы в Русской Церкви было предпринято немало шагов к тому, чтобы разрешить проблему расстрижничества. В частности, на Архиерейских Соборах принимались постановления об увеличении возраста рукополагаемых священников. Однако, по причинам острой нехватки духовенства в храмах и церквях страны, эти предписания священноначалия все еще не всегда могут соблюдаться в полной мере. Вероятно, решением вопроса было бы и то, если бы еще на собеседованиях при поступлениях в духовные училища и семинарии, опытные преподаватели производили бы выбор и отбор тех, кто идет в Церковь не по сиюминутной увлеченности новым и неизвестным, но столь притягательным, а по велению души, сердца, и, главное, собственной веры. И, конечно же, необходимо, чтобы в семинарии будущих батюшек готовили ко всем сложностям выбранного пути, честно рассказывали о том, как непросто нести конкретно этот — священнический — крест. Возможно, часть и вовсе бы отказалась от священничества, выбрав более простой мирской путь самореализации. Но тогда бы, наверное, едва ли могло прозвучать едкое и колкое им в след "вляпаться в священство" и, как итог, не менее обидное "расстрига".

Милена Фаустова,

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ", 17 января 2013 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования