Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ ДАНИИЛА СТРУВЕ: Ушел на покой архиепископ Гавриил Команский (де Вильдер). Даниил Струве воспроизводит полный текст статьи диакона Александра Занемонца на сайте "Православие и Мир"


Воспроизвожу полный текст статьи диакона Александра Занемонца, опубликованной вчера на сайте Православие и Мир, но затем подвергавшейся неднократным правкам с удалением наиболее содержательных пассажей. Полный текст сохранился на блоге сайта Корсунской епархии: здесь в 7-ом комментарии).
Пользуюсь случаем, чтоб уточнить, что первое сослужение архиепископа Сергия с патриархом Алексием состоялось в 1995 году в Успенском соборе и что освящение храма Христа Спасителя было совершено не в 1999, а в 2000 году.
Официального известия о назначении местоблюстителя до сих пор не поступало.

15 января 2013 ушел на покой по состоянию здоровья архиепископ Гавриил Команский (де Вильдер), экзарх Вселенского патриарха для православных русских церквей в Западной Европе, преемник митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Владимира (Тихоницкого), архиепископов Георгия (Тарасова), Георгия (Вагнера) и Сергия (Коновалова). Титул «Команский» связан с древней и уже несуществующей кафедрой Константинопольского патриархата, на территории которой в начале 5 века умер в ссылке святитель Иоанн Златоуст. Местечко Команы находится в нынешней Абхазии.

Гвидо де Вильдер родился в 1946 г. в Бельгии во фламандской дворянской католической семье. Будучи старшим сыном, он, по обычаю своей страны, должен был бы заниматься предприятием своего отца, но вместо этого он поступил в католическую семинарию, а затем Лувенский университет. Стал православным в 1974 г., еще во время обучения в семинарии. С 1976 г. – священник, с 2001 – епископ. С 2003 г. владыка Гавриил – глава русской епархии в составе Вселенского патриархата.

Архиепископ Гавриил был одним из многих православных на Западе, которые стали православными в зрелом возрасте. Среди них уже немало архиереев: архиепископ Марк Берлинский (Арндт, Русская Зарубежная церковь), митрополит Тихон (Моллард, глава Американской Православной Церкви) и многие другие. С Россией его связывала русская литургическая традиция, которой остаётся верен Русский Экзархат в Западной Европе. В 1999 г. владыка Гавриил вместе с архиепископом Сергием (Коноваловым) посетил Россию и присутствовал на освящении в Москве храма Христа Спасителя. Тогда впервые после многих лет русский архиерей Вселенского патриархата служил с патриархом Московским.

Почти за десять лет своего пребывания во главе Экзархата архиепископ Гавриил рукоположил десятки диаконов и священников, создал немало новых приходов. Служение епархии, как и раньше, имеет два направления: русское, связанное с окормлением как старых эмигрантов, так и новоприбывших, и собственно западноевропейское. В настоящее время примерно половина приходов епархии служит на славянском, а половина – на местных, западноевропейских языках.

Одним из важнейших событий в правление архиеп. Гавриила было прославление святых из числа русских эмигрантов во Франции, принадлежавших к епархии митр. Евлогия. Это мученики, погибшие от рук нацистов, – мать Мария (Скобцова), о. Дмитрий Клепинин, Илья Фундаминский и Георгий Скобцов. А также святой праведный Алексий Южинский, один из простых и самоотверженных пастырей русского зарубежья. Эти святые были прославлены Вселенским патриархатом по представлению архиеп. Гавриила в 2004 г. Мощи св. Алексия покоятся в недавно воздвигнутом Преображенском храме Покровского монастыря, расположенного в бургундском селении Бюсси-ан-От.

За годы архиерейства владыки Гавриила к возглавляемой им епархии присоединилось немало представителей духовенства других юрисдикций: епископ Василий (Осборн) с половиной духовенства Сурожской епархии, архимандрит Симеон (Коссек) со своим монастырем, приходские священники и даже подмосковный благочинный. Для одних такой переход был связан просто с переездом на Запад, для других – с характером внутренней жизни епархии. Для европейцев могла иметь значение открытость епархии к местной культуре и служение на местных языках (так было для франкоязычного монастыря архимандрита Симеона Коссека), для русских – вся традиция русского зарубежья во Франции с ее богословами и святыми.

Конечно, подобные переходы были болезненны в первую очередь для Московской патриархии. Но самым болезненным было нежелание архиепископа Гавриила и его окружения к Московской патриархии присоединиться, что было ему предложено еще до того, как он был избран правящим архиереем. В Москве в таком присоединении видели восстановление «исторической справедливости», но в Париже не находили ответа на вопрос – что даст епархии смена поминовения Вселенского патриарха на патриарха Московского? Да и сохранится ли при возможном присоединении к Московскому патриархату внутреннее устройство епархии, складывавшееся десятилетиями? Здесь и выборность епископов, и несменяемость настоятелей одним лишь решением архиерея и многое другое. Судьба Сурожской епархии стала в своем роде предостерегающим примером. Московская патриархия реагировала на подобный отказ попыткой отторгнуть несколько важных храмов епархии по суду: неудачная попытка в Биаррице, удавшаяся в Ницце. Можно утверждать, что со стороны архиепископа Гавриила эскалации конфликта не было, ведь у его епархии не было никаких претензий или требований к епархиям Московской патриархии. Случавшееся недопущение первенствующих архиереев Московского патриархата к служению в храмах архиепископии было связано с теми судебными делами, которые как раз в то время против нее открывались.

Подлинно братские отношения сложились у архиепископа Гавриила и его епархии с Русской Зарубежной Церковью. Еп. Михаил Женевский (РПЦЗ) неоднократно приезжал к владыке Гавриилу служить в собор на rue Daru. Именно там, перед Курско-Коренной иконой Божией Матери, оба архиерея совершили поминовение Московского патриарха Алексия в день его кончины. А 20 ноября 2011 г. на rue Daru состоялось историческое событие – служение митр. Илариона, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. То единение, которое не получилось у таких великих архиереев русского зарубежья, как митр. Евлогий (Георгиевский) и митр. Антоний (Храповицкий), совершили архиеп. Гавриил и митр. Илларион. Эта литургия стала знаком единства русского зарубежного православия. «И это единство, – по слову митр. Илариона, – является единством в Евхаристии и в нашем общем свидетельстве о Христе Воскресшем». При этом, как сказал тогда в своем слове еп. Михаил Женевский: «Многообразие устройства Православной Церкви на Западе также является даром Божиим, который мы должны ценить».

8 января 2013 г. архиепископ Гавриил объявил о своём официальном прошении ко Вселенскому патриарху об отпуске на покой по причине тяжелой болезни. С 15 января Владыка на покое, а местоблюстителем назначен митр. Галльский Эммануил, греческий митрополит Франции. Он будет возглавлять епархию до выборов следующего правящего архиерея. Выборы должны состояться в мае 2013 г. Русский экзархат в Западной Европе, входящий в состав Константинопольского патриархата, остаётся верен решениям Московского собора 1917-1918 гг., согласно которым правящий архиерей не назначается, а избирается епархиальным съездом, состоящим из духовенства и мирян, представляющих свои приходы.

Владыка Гавриил вернулся в свой город Маастрихт (Голландия) и продолжает лечение. В своем пастырском послании перед уходом на покой Владыка писал: «Свобода Церкви и вселенский характер православной веры суть те сокровища, которые я стремился сохранить по примеру моих предшественников, возглавлявших архиепископию… Последним словом моим станет просьба к вам: храните любовь и единство, нет в Церкви нашей ничего дороже».

БЛОГ ДАНИИЛА СТРУВЕ, 16 января 2013 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования