Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Рождественское дежавю. РПЦ МП хочет быть в авангарде общества, но отстает от него на 13 дней


Сегодня многие христиане в мире празднуют Рождество. Есть устойчивое убеждение, что этот праздник 25 декабря, то есть по григорианскому календарю, отмечает исключительно Римско-католическая церковь. Ну и еще протестанты. В просторечии часто говорят "католическое Рождество", "западное Рождество". Получается, "их" дата противопоставляется "нашей", православной, которая выпадает на 7 января, что по юлианскому календарю получается все то же 25 декабря.

Между тем это заблуждение. Старого стиля в летоисчислении придерживаются далеко не все православные Церкви. Более того, православная Россия находится в меньшинстве. Среди православных "Церквей-старостильников" – Иерусалимская, Сербская, Грузинская и афонские монастыри. Прочие православные Церкви придерживаются так называемого новоюлианского календаря, который будет совпадать с григорианским вплоть до 2800 года.

Новости последних дней дают нам повод думать, что православные "братушки" на юге Европы "дрейфуют" в календарном смысле в сторону христианского большинства. Недавно вопрос перехода на новый календарь обсуждался в Болгарской православной церкви. Ранее некоторые приходы получили специальное патриаршее благословение, то есть разрешение, жить по старому, юлианскому календарю. Благословение было дано Болгарским Патриархом Максимом (Минковым), который скончался в ноябре с.г. Теперь же Синод Болгарской православной церкви намерен привести свои приходы к одному стилю. По мнению синодальных митрополитов, единый календарь – новоюлианский – мог бы сплотить болгарских верующих, которые нередко разделялись по календарному принципу. Переход на новоюлианский календарь в свое время привел к расколам среди верующих Элладской и Сербской православных церквей. Тогда православные консерваторы сочли новый календарь реверансом в сторону Римско-католической церкви или, что не лучше, уступкой секулярному миру. Тем не менее большинство членов этих Церквей приняли новые правила.

Православные Церкви, перешедшие на новый стиль, идут на уступку не католикам и прочим "схизматикам", а требованиям современной эпохи. Надо шагать в ногу со своими европейскими соседями и партнерами. Надо учитывать, что граждане развитых стран мира живут по григорианскому календарю, который уже давно в сознании большинства людей утратил свой сугубо церковный смысл. Нельзя быть современными людьми и вечно опаздывать на 13 дней!

В России православным верующим, все в большей степени приобщающимся к церковной жизни, приходится вести двойную жизнь. Одна ее часть сообразуется с григорианским календарем, вторая – с юлианским. Мы привыкли к абсурдному порядку: Рождество у нас наступает через семь дней после новогоднего оливье, а затем можно отметить еще и старый Новый год. Некоторые россияне, особенно молодежь, не прочь отметить также Рождество по григорианскому календарю.

Тем православным верующим, кто воцерковлен не напоказ, а по велению души, больно осознавать, что празднование Нового года, любимого с детства праздника, приходится на рождественский пост. В этом году, к примеру, 31 декабря выпало на понедельник и, согласно православным канонам рождественского поста, в этот день предписано употреблять горячую растительную пищу даже без растительного масла. Какое уж тут новогоднее застолье в сопровождении скоромного "Голубого огонька"!

От разделения календарей недалеко и до раздвоения личности. Все-таки социализированные россияне живут по гражданскому календарю. Но в последнее время Русская православная церковь все больше входит в общественную сферу, привнося свой стиль не только в жизнь сугубо верующих людей, но и в самые широкие слои номинально православных русских людей, да и всех остальных россиян. Духовная скрепа все-таки!

Кстати, в самой Церкви тоже происходит раздвоение сознания. Патриарх Кирилл поздравляет православных верующих не только 13 января (1 января по старому стилю), но и с привычным Новым годом. Так, в 2011 году 31 декабря Предстоятель РПЦ совершил в храме Христа Спасителя новогодний молебен о мире и благоденствии. На православных форумах по этому поводу разгорелся нешуточный спор: ведь "Новый год далеко не церковный праздник" и "в голове не укладывается, как можно сливать в одно духовное и земное". И в то же время другие верующие говорят о существовании гражданской традиции празднования Нового года, о том, что россияне, бывшие советские люди, привыкли отмечать этот праздник именно 31 декабря.

Волей-неволей Церкви тоже придется адаптироваться к привычному укладу жизни россиян, чтобы быть современной и понятной обществу. Кто знает, может быть, мы в скором времени станем свидетелями коренных изменений, когда русское православие встанет перед выбором между консерватизмом и социальными амбициями. Возможно, Московский Патриархат захочет догнать болгарских и прочих православных братьев, отказавшись от вечного отставания на две недели.

Лидия Орлова,

"НГ-РЕЛИГИИ", 25 декабря 2012 г.

Фото: Reuters


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования