Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Рождество. XXI век. Епископ Сергей Ряховский о безрелигиозном Рождестве


В последнее время все чаще встречаются новости о "безрелигиозном" праздновании Рождества. И это не только европейская ситуация. На прошлогоднее Рождество в храмы пришло немногим более 2 млн россиян — примерно полтора процента всех жителей. В Москве в рождественском богослужении приняло участие порядка 90 тыс. человек — менее 1% москвичей. При этом люди активно украшают дома и елки, дарят друг другу подарки, участвуют в конкурсах и радуются распродажам. Эти факты отражают уже сложившуюся тенденцию: людям нравятся красивые традиции и праздники, но их не волнует собственно духовная подоплека происходящего.

Быть может, это не так уж и плохо? Возможно, такая реакция современников заставляет нас, христиан, вспомнить, что рассказ о рождении Спасителя — это не просто священная история, а Евангелие, что переводится с греческого языка как "радостная новость".

Давайте задумаемся: что радостного в этой истории для человека нашего времени? Мы живем в городах, где можно найти удовольствие на любой вкус. Торгово-развлекательные комплексы, выставки, красочные шоу и многое другое — все это существует, чтобы современный человек постоянно испытывал радость! Если же нам не хватает зимой тепла, а летом — прохлады, мы с легкостью перелетаем в другую точку земного шара и получаем то, что хотим. Какая радость для нас в том, что более двух тысячелетий назад в глухом провинциальном городке в хлеву родился Иисус?

Новости — едва ли не главное для современного человека. Мы хотим быть в курсе происходящего: политические события, курсы валют, котировки на бирже — все это должно быть под рукой, поскольку к вечеру ситуация может измениться. Что может быть нового в истории двухтысячелетней давности для человека, живущего в мире непрерывно обновляющейся информации?

Можно ругать этот мир за суету и утрату истинных ценностей. Но рождественский рассказ показывает нам совсем другого Бога — Бога, Который приходит в этот мир и тем самым придает миру ценность. Люди утратили веру и начали ценить пустые вещи не вчера и не сто лет назад. Когда Иисус родился в вифлеемском хлеву, людям тоже было не до Него. Римский император был занят вопросами бюджета (перепись, во время которой и родился Христос, проводилась именно для упорядочивания налогообложения), священники — точностью ритуала и порядком в храме, Ирод решал вопрос сохранения и преемственности власти. Простые люди тоже были очень заняты: кто-то — торговлей, кто-то — устраивал личную жизнь. Но Он пришел в этот мир, чтобы показать, что в мире есть не только грех и безразличие — в мире также есть красота, любовь и сострадание. Он родился, потому что людям недостаточно правильных законов и правил. Рождество напоминает нам, что в христианстве главное — не заповеди, а Воплощенный Бог, Который пришел к людям, чтобы разделить нашу жизнь.

"Он здесь, теперь, средь суеты случайной,/Среди земных волнений и тревог" — так выразил свое переживание рождественской тайны русский философ Владимир Соловьев. Апостол Иоанн пишет: "И Слово стало Плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины…" (Иоан.1:14). По-гречески "обитало" буквально означает "раскинуло шатер". Не дворец, не храм — обычную палатку. Бог пришел, чтобы разделить с нами нашу повседневность, обыденность — обычную жизнь обычных людей: офисную суету, пробки и толкотню в общественном транспорте, домашние заботы. Рождество — это свидетельство, что здесь, в обыденности, мы можем встретиться с Ним, и это может полностью изменить всю нашу жизнь. Рождество — это приглашение держать открытыми глаза и сердце, чтобы не пройти мимо чуда.

На днях один из моих друзей поделился своей историей. Будучи в другом городе, он потерял довольно дорогой телефон. Он уже попрощался и с самим аппаратом, и с записями в нем, но неожиданно его друзьям позвонил человек, который этот телефон нашел. На следующий день они встретились, и нашедший не только вернул телефон, но и отказался от вознаграждения со словами: "Я денег не возьму, но прошу вас пообещать, что если вы когда-то найдете чужую вещь, вы тоже вернете ее бесплатно". Если мы хотим встретить Христа в современном мире, нам нужно делать что-то подобное.

Мы привыкли представлять Бога как того, кто карает несправедливость. А некоторым христианам даже кажется, что священный долг каждого истинно верующего — помочь Ему в этом. Но история Рождества рассказывает нам о совсем другом Боге: Он пришел в этот мир "полный благодати и истины". Именно благодать — незаслуженную милость, а вовсе не справедливость принес Христос человечеству.

Мы часто сталкиваемся с несправедливостью, и это вызывает в нас вполне понятное возмущение. Но, к сожалению, борьба за правду лишь умножает столкновения. Все наши конфликты — от войны на Ближнем Востоке до коммунальных разборок — свидетельствуют о дефиците не справедливости, а благодати. Именно дефицитом благодати продиктована и инициатива ввести запрет на усыновление российских детей гражданами США. Но в то время, пока идут баталии между сторонниками и противниками этого запрета, прямо рядом с нами есть сотни и тысячи семей, которые уже приняли в свой дом детей-сирот, подарив им любовь и заботу, которой они были лишены прежде. Явив не справедливость, а благодать. Быть может, более верным решением было бы усилить поддержку таких семей? А если бы и сторонники, и противники такого запрета просто усыновили хотя бы по одному ребенку — это было бы настоящее действие благодати, которое смогло б примирить враждующие стороны.

Благодать — это способность подняться над дилеммой "прав или виноват". Благодать позволяет преодолеть детский комплекс "он первый начал!". Христос родился в хлеву, и Его сразу попытались убить — этот мир отвергал Его с самого начала. Но Он пришел, чтобы подарить людям любовь, потому что именно в любви мы нуждаемся больше всего. И когда мы отказываемся искать правых и виновных и просто прощаем обидчику, когда мы делаем кому-то добро "просто так", когда мы способны увидеть чью-то нужду и хотя бы немного помочь — в такие моменты мы становимся ближе всего к подлинному смыслу Рождества.

Возможно, не так уж и плохо, что Рождество утрачивает сугубо религиозный оттенок. Ведь Христос пришел в мир не для того, чтобы основать новую религию, — Он пришел, чтобы принести радость жизни с Богом и помощи ближнему прямо в повседневную жизнь каждого из нас. И если в эти рождественские дни наше сердце будет открыто, чтобы дарить добро и принимать его от других, мы сможем увидеть, что Христос по-прежнему среди нас. И рождественская история обретет для нас новый смысл, став по-настоящему радостной новостью: Бог родился в наш мир, и теперь Он всегда с нами.

С Рождеством!

Сергей Ряховский,

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ", 25 декабря 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования