Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА: М.Б. Пиотровский о "поисках экстремизма в Эрмитаже". История с клерикальными гонениями на искусство повторяется как фарс


В день святой Екатерины, который считается у нас днем рождения Эрмитажа, я в качестве директора делал большой доклад и дал большую пресс-конференцию об итогах работы Эрмитажа в этом году. В качестве курьеза, отражающего крайне низкий культурный уровень, существующий в нашей стране, а также расцвет доносных настроений в нашем обществе, я привел пример с выставкой братьев Чепменов. Братья Чепмены – выдающиеся художники мирового класса – выставили в Эрмитаже свою знаменитую работу "Конец веселья" (первая выставка в каком-либо музейном пространстве).

Выставка очень жесткая, носящая подчеркнуто антинацистский характер и восходящая к традиции изображения Страшного суда в мировом искусстве. Само собою, разумеется, что такая выставка далеко не всем нравится, но речь о другом: прокуратора города Ленинграда, извините,оговорка не случайная, получила несколько десятков писем почти идентичных по тексту, в которых требуют призвать к ответу Эрмитаж, а, в частности, и меня за экстремистскую деятельность, скажем так. Знаком экстремизма является то, что у Чепменов изображено распятие на кресте клоуна Макдональда и плюшевых мишек. Авторы писем считают это оскорблением всем христианам, поклоняющимся кресту.

Не буду объяснять, что даже с богословской точки зрения это не серьезные рассуждения. Прокуратура Центрального района Петербурга приняла эту жалобу к рассмотрению, ознакомилась с выставкой, выслушала профессиональные объяснения о современном искусстве и символике креста и свастики, еще раз побеседовала с организаторами выставки и предварительно не усмотрела в наших действиях признаков экстремизма. Параллельно я направил письмо прокурору города с просьбой провести расследование по вопросу деятельности людей, в массовом порядке препятствующим нормальной деятельности как музея, так и прокуратуры. Пока нет ни ответа из городской прокуратуры, ни оценки степени экстремизма нашей деятельности.

Мы твердо считали и считаем, что музей является тем учреждением, которое вправе решать, что является искусством и что выставлять. Вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром. Но дело опять-таки совсем не в этом. Будь это так, сюжет не упоминался бы в моем докладе. Важно другое. В интернете существует сайт, который содержит образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов, по которому были написаны все посланные в прокуратуру письма. А в связи с заключением районной прокуратуры на том же сайте опубликована пошаговая инструкция по направлению обращения к прокурору Петербурга с подробными ссылками на тексты, которые должны там содержаться.

Вот это уже становится интересным, и именно поэтому я обратил внимание  на этот курьезный сюжет как сотрудников Эрмитажа, так и петербургских журналистов. Мы все хорошо помним о роли "общества" в репрессиях в нашей стране. Сначала следует "возмущение общественности", которая обращается одновременно в прессу и прокуратуру, затем статья, а потом все остальное. Я ровесник истории с Иосифом Бродским, "возмущения общественности" и статьи "Окололитературный трутень".

Тут, как всегда, трагедия повторяется как фарс. Я повторяю, что музеи, показывающие признанных мастеров мировой живописи, не должны бояться того, что каждый может натравливать на них прокуратуру. В этой ситуации мы имеем право требовать от прокуратуры защиты нашей чести и достоинства от каждого, кто может на них покушаться. Я действительно сказал также на пресс-конференции, что мы думаем о проведении научной конференции, посвященной проблеме провокации и кощунства в мировом искусстве, к которой мы привлечем не маргиналов, а серьезных историков, богословов, искусствоведов, юристов и нормально мыслящих людей.

Полагаю, что наше общество крайне в этом нуждается.

Что же касается самой выставки, которую заявители, вероятнее всего, не видели, то она сделана в эрмитажной традиции разговора о современном искусстве и помещает работы знаменитых братьев Чепменов в исторический контекст рядом с гравюрами Гойи и средневековыми орудиями пыток. Всякому человеку, интересующемуся искусством, понятно, что братья Чепмены с современной резкостью и провокационностью продолжают традиции мирового искусства с его Адами Босха, Ужасами Брейгеля и многочисленными Страшными Судами. Все это проходит через опыт 20 века, а символы массовой культуры, повешенные на традиционном орудии древней казни, служат напоминанием о том, что однажды пережитые ужасы могут повториться. 

Мое предисловие к каталогу этой выставки называется "Так шутят после Освенцима". После Освенцима искусство становится действительно очень жестким, и это не совсем его вина. Современное искусство широко пользуется приемом провокации, и здесь очень важно понимать разницу между художественной провокацией и провокацией нехудожественной. Когда художественная провокация становится политической или кощунственной, она перестает быть искусством. Но грань эта достаточно сложно определима, и как раз музеи могут судить об этом и давать как бы экспертизу относительно художественности того, что сегодня в искусстве создается. Наиболее важным мне представляется то, что судить должны профессионалы, а не маргиналы.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА, 8 декабря 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования