Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Блаженны суеверные. Роман Лункин об ожиданиях «конца света» как побочном продукте русского богоискательства


Каждый раз, когда по случаю круглых или мистических дат возникает тема "конца света", общество как будто впадает в массовый психоз – все вспоминают о магии цифр, о знамениях последних времен, начинают верить даже в те приметы, какие раньше и не замечали. Большинство граждан верят в причудливый коктейль из астрологии, уфологии, теософии и фольклора. Мифы, подобные якобы аккуратно отмеченному в календаре майя дню всеобщей катастрофы, легко овладевают умами людей. Неужели суеверия заслоняют веру?

На фоне чрезвычайно низкой практической религиозности и знаний о том, что такое Церковь и жизнь в общине верующих, наиболее четкие ответы в рамках социологических опросов россияне дают именно на вопросы о степени своей суеверности. По данным Левада-Центра, с 1991 по 2011 год число верующих в приметы и вещие сны неуклонно росло и сейчас составляет больше половины опрошенных. По сравнению с 1990 годом в 2008-м почти в два раза больше респондентов стали верить в сглаз и порчу (66% по сравнению с 38%). Однако вера в такие чисто религиозные вещи, как чудеса, жизнь после смерти (31% в 1990-м и 33% в 2008-м), вечную жизнь (22% в 1998-м, 29% в 2008-м, 21% в 2011 году), выросла совсем незначительно.

Если сравнивать Россию с протестантской Америкой, то мы по многим вопросам получим противоположную картину. К примеру, в 2009 году ВЦИОМ сравнил свой опрос с опросом жителей США, проведенным каналом FoxNews. Оказалось, что американцы почти в два раза больше россиян верят в религиозные чудеса и в полтора раза меньше верят в астрологию, а также "ведьм и всякую нечисть". Это совсем не значит, что жители США менее суеверны, чем граждане России. В реинкарнацию, в НЛО и в "пятницу, 13-е" и американцы, и россияне верят примерно одинаково (только в России больше опрошенных испытывают интерес к астрологам, колдунам и магам). Дело в другом: американцы, так же как и все жители планеты, подвержены разного рода фобиям и стереотипам, но они больше осведомлены о том, что такое вера на практике (воскресные богослужения, проповеди, приходская жизнь).

Именно поэтому в России рост суеверности происходил на фоне роста числа православных верующих, для которых православие – это идеология, то есть государственность и патриотизм. Получается вполне естественная картина, когда число суеверных, как правило, больше среди православных верующих. Согласно исследованиям Дмитрия Фурмана и Киммо Каариайнена 2005 года, выделенная ими группа "традиционных верующих", которые и в Бога верят, и молятся, и в церковь ходят, оказалась самой суеверной. Они больше всех опрошенных верят в астрологию (44% по сравнению с 42%), доверяют гороскопам. 40% твердо верят, что судьба каждого предопределена. Помимо этого "традиционные" православные намного больше, чем все опрошенные, верят в то, что существуют внеземные существа, посещающие Землю, а также в то, что разбитое зеркало приносит несчастье (твердо верят 21%, считают вероятным 34%). Наряду с этим на вопросы о вере в загробную жизнь, воскрешение мертвых, причащение во время литургии выделенное социологами ядро православных верующих дает противоречивые ответы.

Уникальный портрет суеверного человека позволяет нарисовать исследование, проведенное в рамках опроса МегаФОМ фонда "Общественное мнение" (по заказу службы "Среда") летом с.г. (выборка 56 900 человек по 79 субъектам РФ) под названием АРЕНА – Атлас религий и национальностей. Опцию "Я верю в приметы, гадания и судьбу" среди других опций, посвященных религиозной практике и предписаниям, по всей России выбрало 13% (это не число всех суеверных вообще, в рамках анкеты это был скорее выбор приоритетов). Суеверных больше, чем в среднем по России среди верующих в Бога, но не исповедующих конкретную религию (17%), среди христиан, не принадлежащих ни к какой конфессии (15%), среди просто православных и старообрядцев (по 15%). Наибольший процент суеверных среди тех, кто исповедует иудаизм (26%), восточные религии (22%) и традиционные верования и язычество (19%). Меньше всего тех, кто верит в приметы, среди протестантов и мусульман.

Создается образ активного и молодого (18–30 лет) суеверного гражданина. Среди верящих в приметы и гадания больше, чем в среднем по стране, тех, кто поддерживает традиционные семейные устои, хотел бы иметь много детей, доверяет Патриарху Русской Православной Церкви, "хотел бы верить в Бога больше, чем верит сейчас", а также тех, кто верит в чудеса и счастливых людей.

Рейтинг суеверности регионов отражает по крайней мере два типа людей, которые верят в приметы: с одной стороны, это православные верующие, а с другой – безрелигиозные или просто верующие в Бога. Именно поэтому в топ-10 субъектов РФ по суеверию входят как исторически православные регионы (Брянская и Калужская области), так и традиционно слабый по степени влияния РПЦ Дальний Восток, Сибирь, частично Урал (Красноярский край, Свердловская, Иркутская, Амурская, Еврейская автономная области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа). Наименее суеверны Дагестан, а также Смоленская и Белгородская области.

Среди активных прихожан, а также тех, кто часто совершает молитвы, почти столько же тех, кто верит в приметы и гадания, сколько и по России в целом. Среди часто исповедующихся чуть больше – 15%. Однако проект АРЕНА подтвердил низкий уровень участия населения в религиозной жизни. К примеру, тех, кто молится каждый день, – 12% (среди православных – 17%), прочитавших Евангелия – 5% (среди православных – 8%), тех, кто назвал себя прихожанами, по России 3% (среди православных – 5%), исповедующихся – 2% (среди православных – 4%). В рамках опроса верующими, принадлежащими к РПЦ, себя назвали 41% по всей стране. В это число могут входить как православные по соображениям традиций и патриотизма, так и "захожане", и активные прихожане, а также те, кто делает это из суеверия, воспринимая действия священников как магию и так же относясь к святой воде, свечам и иконам. Если просто православными верующими в разных опросах себя могут назвать 60–70%, то напрямую с РПЦ себя связывают меньше людей.

Означает ли всеобщая суеверность, что православие – это скрытое язычество? Совсем нет – это также старое интеллигентское суеверие. Русского человека скорее бросает то во внерелигиозную апатию, то в магизм, но стремление увидеть в православии живую веру всегда остается. Патриарх Кирилл на заседании Высшего церковного совета 30 ноября с.г. сказал о том, что люди, возможно, и не знают элементарных вещей, но Церковь показывает пример снисходительности, пытаясь сделать "статистических православных" людьми, которые живут по законам веры. Не надо стыдиться признать, что суеверие в условиях государственного православия стало русским богоискательством и заменило веру еще задолго до советской власти.

Роман Лункин,

"НГ-РЕЛИГИИ", 19 декабря 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования