Священник Александр Тимофеев, исполняющий обязанности заведующего кафедрой библеистики Московской Духовной академии, преподаватель библейской археологии, комментирует дискуссии о связи мавзолея Ленина с традицией. Меня больно резануло по сердцу сравнение мавзолея, в котором лежит мумия Ленина, с монастырями, где хранятся нетленные мощи святых. Президент не первый – пару лет назад, когда обострились дискуссии о захоронении Ленина, подобное заявление сделал Зюганов. Вот, мол, сказал тогда лидер коммунистов, в Киево-Печерской лавре мощи лежат – Ильи Муромца, например, и никого это не возмущает. Такие сравнения говорят о непонимании сути вопроса. Действительно, большевики, иногда вполне осознанно, иногда нет, использовали для насаждения своей идеологии религиозные традиции, но то, что они в результате этого создали, правильнее называть не следованием традиции, а извращением или даже пародией на нее. Это язычество в форме человекобожия, а христианство – религия богочеловечества. Почему мы поклоняемся мощам? Святитель Григорий Палама говорил: "Почитай и тела святых, потому что не отлучилась от них благодать Божия, которая была с ними и при их жизни". Почитание мощей – желание увидеть частицу обоженной плоти, которая будет в Царствии Небесном, прикоснуться к этой частице. История же "прославления" Ленина синхронна с грубым надругательством над мощами – сам Ленин инициировал кампанию по вскрытию мощей. Большевики понимали, что покушаются на религиозные традиции народа, и сознательно шли на это. Кампания по вскрытию мощей преследовала конкретную цель – показать, что православные поклоняются не совершенно нетленным мощам, есть и кости, в общем – "попы обманывают простой народ". Не гнушались и псевдонаучной пропагандой, вроде "мощи являются источником инфекции" – в журнале "Безбожник" об этом много писали. Культ Ленина – пародия на церковное почитание мощей. Идея, витавшая в головах большевиков, была воплощена А. Щусевым – действительно выдающимся архитектором эпохи модерна. В начале XX века он восстановил храм святителя Василия в Овруче (XII век), и это принесло ему заслуженную славу. Впоследствии, в поисках русского стиля он спроектировал еще несколько церквей, например, храм Марфо-Мариинской обители. Для модерна было характерно строительство зданий, которые как бы воспроизводили историю. Эта игра в древние здания, нередко довольно искусная. Очень интересным примером творчества Щусева был Троицкий собор Почаевской Лавры. В его архитектуре отражена как бы прожитая собором многосотлетняя история. Еще искусство модерна отличалось способностью к синтезу, иногда к эклектике, умением выражать разные исторические периоды и давать соответствующую конкретному периоду религиозную идею. Эти возможности Щусева и привели к тому, что решив пойти на службу к советской власти, он гениально, в определенном смысле, в русле своих архитектурных изысканий, смог спроектировать такое сооружение, как мавзолей. Нельзя сказать, что это копия какого-то одного древнего языческого мавзолея или храма. В нем соединены несколько типов языческой архитектуры и несколько религиозных идей. Мавзолей напоминает зиккураты древнего Междуречья – Шумера и Аккада. Например, зиккурат Ану в Эриду, зиккурат Инанны в Уруке, зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Наверху ступенчатой пирамиды располагался храм – жилище божества. Но зиккураты не предназначались для хранения мумифицированных останков. Эту идею Щусев позаимствовал у древнего Египта. В египетских пирамидах периода древнего царства, вспомним, например, знаменитые пирамиды IV династии в Гизе, хранились помещенные в несколько саркофагов мумии фараонов. Характерно, что в Священном Писании религиозные воззрения египтян и вавилонян квалифицируются не иначе как "мерзость". Напоминает мавзолей и зиккураты Центральной Америки. Напомню, что жертвенники на вершине лестницы пирамид использовались для человеческих жертвоприношений. Напоминает сооружение на Красной площади и мавзолеи царей эллинистической эпохи, хотя бы тот же мавзолей Мавсола, царя Галикарнаса, воздвигнутый его вдовой Артемисией и считавшийся одним из семи чудес света. В мавзолеях погребались персидские цари в IV-V вв., можно вспомнить, например, мавзолей Кира в Пасаргадах. Правда, персы считали, что тело создано злым божеством – Ариманом, поэтому оно скверно, а чист только дух. Соответственно, лучше бы его было сжечь, чтобы не осквернять землю, но поскольку Кир все же царь царей, его вознесли на ступенчатый пьедестал. Здесь цель другая – поставить некий вечный монумент зачастую обожествляемому царю. Щусев специфически синтезировал все эти древние традиции и выразил в архитектурной форме то, что, видимо, еще не могли четко сформулировать его новые хозяева – большевики. Он создал храм-гробницу, которая вскоре надолго стала центром Москвы и нового советского государства. Как неоднократно отмечали философы и историки, "Ленин стал коммунистическим "богом-сыном", заменяя собой Христа … и идолом в классическом понимании этого слова – существо, претендующее на роль бога". А для государства мавзолей стал сакральным центром. Молчаливые и скорбные процессии, проходившие мимо тела вождя, были своего рода посвящением. Даже удаленность от Москвы отсчитывается не от главного почтамта, как принято во всех больших городах, а от мавзолея Ленина. Не говорю уж про парады и демонстрации, которые до сих пор проходят на Красной площади. Щусев оставил своего рода "месседж": в России воцарилось язычество. Вот он-то и поступил "грамотно", а не большевики. С годами вокруг мавзолея вырос пантеон "мучеников" революции – там хоронили сначала соратников Ленина и Сталина, а потом просто членов Политбюро. Это тоже говорит о том, что он задуман как культовое место. Вообще большевики усердно вводили языческие традиции. Вечный огонь горел еще перед статуей Ваала. Так что большевистские культы восходят скорее к языческим капищам. Искусственность культа Ленина и в том, что сохранность мумии поддерживается (если поддерживается – ходят упорные слухи, что там давно лежит папье-маше) целым научным институтом. Мощи святых остаются нетленны без вмешательства науки, вопреки законам природы – за их подвижническую жизнь Господь являет чудо, чтобы укрепить нас в вере. Культ "мощей" основателя нового государства переняли социалистические восточные страны. Были построены мавзолеи Мао Цзэдуна в Китае, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Ким Ир Сена в Северной Корее, Сухэ-Батора в Монголии. Возникли подобные культы и в некоторых европейских странах, хотя и имевших глубокие христианские традиции. В Болгарии построили мавзолей Георгия Димитрова, в Чехословакии – Клемента Готвальда. Но там они просуществовали только до падения коммунистического режима, Готвальд даже раньше был похоронен, а в восточных странах – странах с языческими традициями – сохранились до сих пор. Россия сегодня является историческим парадоксом. Мы говорим о восстановлении культурных православных ценностей, возвращении к русским традициям, а в центре столицы сохраняется языческое капище, осеняемое красными звездами Кремля. Пора бы сделать исторические выводы. Ленин, безусловно, при жизни был богоборцем, разрушителем исторической России, он больше кого-либо из своих соратников потрудился, чтобы от нее ничего не осталось. Про инициированную им кампанию по вскрытию мощей я уже говорил. Одновременно он инициировал кампанию по изъятию церковных ценностей. Неоднократно он писал и говорил, что надо "с бешеной энергией обрушиться на Церковь". Ключевое слово здесь "с бешеной" — оно показывает всю инфернальную сущность большевизма. Говорить о каком-либо преемстве невозможно. То, что сделали большевики, кощунство. Мне кажется, президенту следовало бы скорректировать позицию и поправить себя самого, как это делают в случае неудачных высказываний. Пока из его высказывания следует, что большевики удачно использовали исторические традиции. Тогда получается, что между культом Ленина и православными традициями нет принципиальной разницы и большевики были чуть ли не прямыми преемниками исторической России. То же самое касается и упоминания о десяти заповедях. Действительно, в моральном кодексе строителя коммунизма можно найти сходство с десятью заповедями даже в формулировках, но там не хватает главного – первой заповеди, на которой основаны и все остальные: "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим". Блаженный Августин справедливо писал: "Если Бог на первом месте, то все остальное будет на своем". А при изъятии из декалога первой заповеди остальные теряют свое значение и смысл. Это и показала наша недавняя история – заповеди спокойно преступались во имя чего-то, победы пролетариата, социализма и проч. Вместо "не убий" — миллионы жертв кровавого режима, вместо "не укради" — разворовывание народного достояния, природных богатств и культурных ценностей, вместо "чти отца своего и матерь свою" — многочисленные отречения детей от отцов – "врагов народа" и глумление над памятью предков. И вопрос в данном случае не в том, можно ли сравнивать мумию Ленина с мощами святых или нет. Можно. Только выводы надо делать соответствующие. Пожалуй, русскому народу давно пора расслышать голоса новомучеников и исповедников российских, а заодно и столь любимого некогда русским народом пророка Илии: "И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте". (3 Цар.,18, 21). Может быть, и вправду пора перестать хромать? священник Александр Тимофеев, "ПРВОСЛАВИЕ И МИР", 16 декабря 2012 г. |