Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

АИФ-КАЗАНЬ: Кряшены в Татарстане: быть ли им отдельной нацией


Разобраться в происхождении кряшен попытался "АиФ-Казань".

Кряшены, как принято считать, это потомки крещённых татар. Считается, что после завоевания Казанского ханства часть из них перешла из ислама в христианство добровольно, другие были крещены насильственно.
Об этногенезе этой этнографической группы спорят уже не одно столетие. И татарстанское общество к сменившим веру, пусть и пять веков назад, относится далеко не однозначно…

На конференции "Национальное самоопределение кряшен: история и современность", которая прошла в Приволжском центре региональных и этнорелигиозных исследований
Российского института стратегических исследований (РИСИ), обсуждали и прошлое, и настоящее, и туманное будущее.

Сложившаяся культура

Согласно другим версиям, кряшены – потомки вотяков и черемисов, или же наследники тюрков древнехристианского вероисповедания: несториан. Но эти версии до сих пор научно не обоснованы.

В Золотой Орде была православная епархия. В Казани до завоевания Иваном Грозным православные тюрки не были редкостью. Ш. Марджани и К. Насыри высказывали гипотезу, что кряшены – отатарившиеся угрофинны, генетически не идентичные татарам. Ну а этнограф Казанского университета Н. Воробьёв считал: разноплеменная общность волжских булгар распалась на 3 ветви: татар, чувашей и кряшен. Словом, кряшены – не "искусственный народ", созданный насильственным путём. Сколько учёных, столько и мнений. Но вот факты. До 30-х гг.

XX века в паспортах кряшен значилась их национальность. В стране и республике имелись кряшенские национальные территории и компактные поселения. В Казани были кряшенские школы, педтехникум, издательство, передвижной театр, ансамбль песни и танца, выпускалась газета. Были представительство кряшен при Наркомнаце РСФСР, национальная секция в Татобкоме ВКП(б). За кряшенами закрепили должности секретаря ТатЦИКа, наркомзема, наркомюста, военкома, прокурора республики. Но в середине XX века началось вытеснение кряшен из местного истеблишмента и даже из творческих союзов. Их вычеркнули из перечня народностей и наций страны, не глядя на многовековую историю и богатую культуру.

Известный российский кряшеновед и писатель Максим Глухов ещё в начале 90-х отмечал, что проблема кряшен обострилась. По данным учёного, их численность по стране составляла тогда 650-700 тыс. человек, в том числе в Татарстане – 190-200 тыс. Требовалось конструктивное решение кряшенского вопроса. Любопытный факт: этнографическое культурно-просветительное объединение кряшен было сформировано в 1989 г. при ТОЦ, на волне национального самоопределения.

В 1996 г. кряшены Казани даже обращались к Б.Ельцину. Безрезультатно. А затем "единственный в городе кряшенский храм был продан предпринимателям. Собранные кряшенами средства на храм в одном из сёл Заинского района передали на благоустройство татарского кладбища в соседнем селе, что возмутило людей", - говорит Аркадий Фокин, председатель Совета ветеранов кряшенского движения. По его словам, во время последней переписи населения их против воли записывали в татары, обвиняя, что кряшены раскалывают единый татарский этнос.

Проблемы нет?

Трагедия кряшен несопоставима с судьбами малочисленных народов, защищённых своим статусом. Немногочисленные вепсы в Карелии, бесермяне в Удмуртии, северные ненцы – самостоятельные этносы. Кряшены – всего лишь этнографическая группа татарского народа. Но они не согласны, настаивая на своей самобытности и особой ментальности, выработанной за четыре с половиной века. Вопрос о национально-культурной автономии кряшены всерьёз не ставят. Однако и тогда, считают учёные, они хотели лишь официального признания национальности. Эти требования кряшены выдвигают и сейчас. Но из былых позиций 30-х годов "отвоёван" лишь фольклорный ансамбль.

"Никто не имеет права определять за другого человека его национальность. Это противоречит Конституции РФ. Кроме того, публично заявлялось, что татары - мусульмане, а кряшены – "аппендикс". Это вынуждает кряшенскую молодёжь идентифицироваться. Но при нынешнем отношении властей РТ к проблеме я не вижу реального пути её решения", - говорит Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра РИСИ.

- Кряшенская молодёжь ощущает себя обделённой в РТ, - считает Василий Иванов, научный сотрудникк Центра. -Ей перекрыты пути карьерного роста, что вызывает протест и, как следствие, поиск ответа на вопрос "Кто - мы, а кто – чужие?". Такова ответная реакция, которая стимулирует рост национального самосознания.
Проблема эта лежит в плоскости духовности, а не национализма, подчеркнул Владислав Глухов, сын кряшеноведа Максима Глухова.

Показательно, что историки АН РТ, занимающиеся проблемами кряшен, проигнорировали приглашение принять участие в обсуждении. Боятся острых тем?

Татьяна Сидорова,

АИФ-КАЗАНЬ, 7 декабря 2012 г.

Фото с сайта: russianlook.com


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования