Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Катя Самуцевич: Наше дело показало, что в стране проблема с культурной политикой. Участница "Pussy Riot" рассказала МН о смысле акции в ХХС, феминизме, акционизме, своем отношении к РПЦ МП и расколе оппозиции


Участница панк-группы Pussy Riot. Родилась в Москве 9 августа 1982 года. Окончила Московский энергетический институт, работала программистом в оборонном концерне "Моринформсистема-Агат", затем занималась фрилансом. Училась в школе им. А. Родченко. 16 марта 2012 года вслед за Толоконниковой и Алехиной была арестована по обвинению в хулиганстве за выступление в ХХС. 10 октября 2012-го была осуждена условно, ее соратницы отправились в колонию общего режима на два года.

Почему Pussy Riot не получат премию Кандинского

Нас не включили в лонг-лист премии Кандинского совсем не по художественным, а скорее по политическим соображениям. К сожалению, наше российское арт-сообщество сейчас не готово проявить политическую солидарность, так как считает, что это опасно для него самого, ведь наша авторитарная власть за это может легко его уничтожить. Здесь начинает проявляться эффект самоцензуры.

Ситуацию с выступлением в ХХС начали использовать различные политические силы. С одной стороны оппозиция раскрутила наше дело как символ путинской репрессии против всех протестующих граждан, с другой — власти представили это как удар по религиозной культуре, и никто при этом не упомянул феминизм, акционизм, искусство или авторский художественный проект, где апроприируются различные явления современной культуры. Никто не попытался это объяснить или даже упомянуть.

Феминизм

Феминистские идеи до сих пор актуальны, женщина в нашей культуре все еще не воспринимается наравне с мужчиной. Женщина может догонять и равняться с ним в какой-то момент, но по статусу она всегда ниже мужчин. В конце XIX и начале XX веков в России началось авангардное революционное движение, где огромную роль сыграло феминистское направление мысли. Большим достижением стала разработка концепции общепита, общественных прачечных и детских садов, которая позволяла снизить бытовую нагрузку на женщин, что экономило время и силы для участия женщины в общественно полезной деятельности.

До сих пор бытуют теории, что у женщины мозг меньше, а гормональные процессы мешают ей думать рационально, и проблема в том, что большинство самих женщин верит в эти мифы

Впервые женщины были допущены в такие влиятельные сферы, как наука, искусство, образование и даже политика. Но потом, с приходом Сталина, все поменялось в другую сторону, прогрессивные идеи феминизма сошли на нет. Работы той же Колонтай начали запрещать и сильно искажать. Сексизм стал подаваться как феминизм. Сейчас женщины работают практически во всех сферах, и это воспринимается обществом как прорыв: "Мы женщины, и у нас все получается как у мужчин!" Но на самом деле происходит всего лишь механическая перестановка тел, вдобавок появляется эффект двойной нагрузки, когда бытовые функции были возвращены как основные обязанности женщин. А идеологически ничего не меняется.

СИЗО

К нам в специальные комнаты для ознакомления с томами уголовного дела приходили оперативники. Был один молодой стажер, еще не совсем зацикленный на своей работе. Я решила побеседовать с ним, воспользоваться, так сказать, случаем. "Вот обычная ситуация, — говорит он, — я открываю тяжелую дверь перед девушкой — неужто это сексизм?" Я объясняю, что само по себе это не сексизм, но наше общество таково, что этот жест означает демонстрацию слабости как определенной гендерной группы. Дверь можно открыть и ребенку, и пожилому человеку. Я пыталась объяснить ему, что в этом жесте — подтверждение сексистской культуры. Этот же пример с открыванием двери на самом деле вопрос распределения власти в обществе. Мужчина опять же проявляет гендерную власть, власть внимания и помощи, а если сильная женщина откроет дверь хилому мужчине, он же страшно оскорбится. Это очень сложные вещи, которые так просто не увидишь, сложная тема, но, знаете, оперативник слушал очень внимательно и в результате сказал, что все понял.

Религия

В Америке есть много сайтов, посвященных прогрессивному исламу, — эти люди противопоставляют себя ортодоксальным исламистам. Они продвигают идею толерантности и разнообразия. Так иногда религия может все же помогать в освободительных движениях, но российские церковные институции используются явно в политических целях для поддержки существующей авторитарной власти. Видно, что это определенный заказ, — всем уже очевидна коммерческая стратегия поведения РПЦ, и наша медиаработа сделала эти вещи еще более видимыми для большего круга людей.

Многие помнят стояние к поясу Богородицы. Тогда все спрашивали: что за странный PR-проект запустила РПЦ, зачем людям стоять в мороз в километровых очередях? Так создается и поддерживается образ граждан России как аполитичных и пассивных. Всем очевидна спекуляция религиозными ценностями и православной эстетикой. Это выглядело как издевательство над верующими людьми, и мы не могли на это не отреагировать.

Гендерная дискриминация стала нормой жизни, люди настолько адаптировались к этому, что мало кто пытается понять и проанализировать свои действия

А в чем проблема РПЦ?

РПЦ стала агентом государства в продвижении и принятии законов о запрете абортов, о запрете пропаганды гомосексуальности, а также в откровенной политической пропаганде мачо-персоны Путина и его партии "Единая Россия".

Первые лица РПЦ ходили на ток-шоу и пресс-конференции и откровенно продвигали дискриминационные законы. Русская православная церковь Московской патриархии превратилась в машину пропаганды консервативных ценностей, которые приводят к урезанию прав другой социальной группы. Женщинам ограничивают права репродуктивной свободы, при этом реально помочь женщинам, которые рожают и не могут воспитать ребенка, мало кто предлагает.

Преддверие

Группу мы задумали осенью 2011-го и решили совместить протестную энергию панка с художественным протестом акционизма. Как художник-акционист ты просчитываешь последствия, ведь наш протест не антиобщественный и никому вреда причинить не может. После выступлений нас обычно либо быстро отпускали, либо назначали денежный штраф.

Но мы понимали, что за нами следят. Полиция и центр "Э" хотели знать о наших будущих выступлениях. Это началось еще во время нашего первого нелегального тура "Освободи брусчатку", но мы были осторожны — выключали телефоны, общались в закрытом узком кругу, и распознать место следующей акции для людей извне было очень сложно.

Интересно, что после нашего ареста следователи нам пояснили, что мы "превысили грань". Стало очевидно, что власти завели уголовное дело из-за дерзости наших выступлений.

Женщина может

Агрессивная стилистика панка, нецензурная лексика и прочие его атрибуты в нашей культуре не привыкли приписывать женщинам. Если бы на нашем месте были мужчины-мачо, все было бы по-другому. Мы заявили, что женщина может быть активной, независимой, смелой и может публично критиковать политику российских властей. Именно это во многом и оскорбило элиту нашего правительства и РПЦ.

Акционизм является той формой выражения для художника, которую невозможно превратить в товар, с помощью нее можно добиться максимальной степени независимости высказывания

Суд

"Молчать" на суде было несложно. Судебный процесс в России построен так, чтобы нас вообще никто не услышал. Речь шла о чем угодно, только не о реальной идеологии группы.

Уровень аргументации со стороны обвинения и суда по нашему уголовному делу был очень низкий, в нем проявилось фатальное отсутствие знаний современной культуры и искусства.

К сожалению, свои незнания в этой области проявили практически все стороны судебного процесса. Поначалу я ожидала большей подготовленности и желания понять нас как художниц-феминисток от журналистов, адвокатов и других сочувствующих нашей группе. Проблема состоит в том, что историю современного искусства не расскажешь за пять минут и одним выступлением Pussy Riot не объяснишь сути акционизма. Наши выступления в метро и на Лобном месте были восприняты куда менее критично, чем выступление в ХХС. В этом смысле наша работа "Богородица, Дево, Путина прогони" стала для нас самой нонконформистской.

Раскол

Многие обвиняют нас в расколе оппозиции, но наша медиаработа лишь вызвала подобную дискуссию, и пока я не вижу никакого раскола. Спор возник из-за необходимости искать новую форму протеста, так как государственная власть априорно сильнее, чем ее оппозиция, на нее работают тысячи людей в форме, и с ней очень сложно бороться. В этом смысле политическое искусство предлагает альтернативные способы борьбы, так необходимые протестующим гражданам.

Наше выступление является более чем логичным действием, а не бездумной выходкой антирелигиозных фанаток, как это пытались представить наши федеральные СМИ

Быть понятными

Акционизм — живая игра с событийностью, и она никогда не бывает полностью предсказуемой. Акционизм работает с общественными явлениями, в которых есть политическая напряженность. Проблема сращивания РПЦ и государственной власти давно уже обсуждается в нашем обществе, и накал этой проблемы возник в предвыборный период-2011/12.

В акционизме нет привычной для некоторых искусств элитарности, это очень демократическая форма высказывания. Концептуализм, например, часто заявляет: "А ты справишься с моим интеллектуальным высказыванием?" Акционизм же использует доступный для общества язык, что позволяет художнику расширить свою аудиторию, обратиться к тем слоям населения, которые не являются знатоками искусства и не ходят каждый день в галереи. Однако за простой формой высказывания стоит много художественных задач, которые не обязательно должны быть видны и понятны всем зрителям твоей работы.

Медиаакционизм

Безусловно, Pussy Riot нельзя отнести к классическому варианту московского акционизма из 90-х. Это новая форма, а для трансляции наших идей мы используем YouTube", в какой-то степени он наш соавтор.

Восприятие вживую очень сильно отличается от просмотра смонтированного клипа в интернете. Публикации наших выступлений в различных соцсетях, таких как твиттер, фейсбук, ЖЖ, также являются частью нашей работы. Сегодня люди общаются с помощью интернета, и ты доносишь свою работу посредством привычных для них ресурсов.

Позитив

Наше уголовное дело показало, что в нашей стране есть большая проблема с культурной политикой, с образованием в сфере искусства.

Другая проблема — это цензура искусства. Наше дело стало крайним случаем проявления подобной цензуры, когда художников просто посадили в тюрьму. Проблемы выявлены, осталось решить.

Соня Шпильберг,

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 7 декабря 2012 г.

Фото: РИА "Новости"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования