Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Матрона против Pussy Riot. Московский патриархат выстраивает защиту от феминизма


Вчера завершил работу II Форум православных женщин, в котором принял участие Патриарх Кирилл. Представительницам слабого пола предложено посвятить себя "жертвенному служению" Церкви и Отечеству. Однако в последнее время именно движения в защиту прав женщин нанесли несколько сильных ударов по традиционным устоям православия. А собственно "женский облик" современной церковности далек от богословского идеала.

На форум пригласили женщин, состоявшихся в российской политике: народного депутата Елену Мизулину и министра здравоохранения Веронику Скворцову. Кстати, участие именитых политических дам в президиумах православных форумов стало доброй традицией. Вспомним хотя бы присутствие Валентины Матвиенко на открытии XVI Всемирного русского народного Собора минувшей осенью. Но что может доказывать наглядная демонстрация того, что дамы активны в политике? Только то, что домостроевский идеал семейного очага канул в прошлое и сейчас настало время активных, энергичных женщин, отнюдь не живущих по формуле Kinder, Kuche, Kirche, но всецело поглощенных карьерой.

К участницам форума обратился Патриарх Кирилл и призывал их к следованию старозаветному женскому идеалу, который должен противостоять утрате традиционных семейных ценностей, упадку нравственности, возрождать "национальные традиции образования и воспитания… национальную и цивилизационную идентичность, идеалы патриотизма, солидарности, взаимопомощи". Обращаясь по своему обыкновению к описанию современных нравов, Патриарх попадает в логическую ловушку.

Не можем отказать себе в удовольствии привести обширную цитату из выступления Патриарха: "Сильный пол оказался более хрупким перед лицом стрессов и катаклизмов. Если мы говорим о проблемах со здоровьем, с трудоспособностью, то в первую очередь имеем в виду мужское население. Мне еще как епархиальному архиерею приходилось много путешествовать по русской глубинке, посещать села… Посещая отдаленные, подчас заброшенные деревеньки с очень слабыми приходами, я отмечал, что на руководящих должностях в местных органах власти в основном женщины. И они не только во главе советов – они еще и во главе любого культурного делания. Они директора школ, если еще есть школы; они педагоги, если есть, где преподавать; они директора библиотек, если есть библиотеки; они работают на почте, если есть почта. А когда мы после богослужений устраивали небольшое народное гулянье и собиралась вся деревня, то женщины пели в самодеятельности, и складывалось впечатление, что в деревне живут одни женщины", – заключил Патриарх. Трудно себе представить, что в эпоху, когда господствовали "национальные традиции", Святую Русь вот так на своих плечах держали работящие бабы.

"Православная Церковь настаивает на традиционной роли женщины, – прокомментировал журналистам "НГ" выступление Патриарха религиовед и культуролог Борис Фаликов. – Поэтому те православные дамы, которые такой роли рады, получают от РПЦ религиозную легитимацию своих представлений о прекрасном. Однако мы видим, что в современном мире роль женщины меняется в силу объективных причин. Она все чаще на равных с мужем начинает зарабатывать на нужды семьи. Я уж не говорю о тех, кто предпочитает сами себя обеспечивать. Растет их социальная и политическая активность. Конечно, это не может не отразиться на их религиозных взглядах, а верующих женщин во всех религиях мира больше, чем мужчин. Далай-лама шутит, что если так дальше пойдут дела, то в следующем воплощении он родится женщиной. Поэтому не случайно в протестантских Церквах женщины давно отвоевали право на священство. В Англиканской Церкви уже больше трети клира женщины. Даже весьма консервативная Католическая Церковь изыскивает какие-то пути для женской активности в своих рядах. Православная Церковь заняла по всем этим вопросам глухую богословскую оборону. Поэтому я как-то плохо себе представляю, что она может предложить своим прихожанкам, кроме обязанности рожать детей и во всем подчиняться мужу", – считает Фаликов.

Понятно, почему женская тема стала важной в последнее время для Церкви. Ведь в авангарде антицерковных акций стоят именно феминистские движения и группы. Вспомним Pussy Riot с их панк-молебном: "Чтобы Святейшего не оскорбить, женщина должна рожать и любить". Или активистку FEMEN, обнаженной грудью вперед бросившейся на Патриарха Кирилла в аэропорту "Борисполь" под Киевом. Тенденция такова, что женщины не хотят рожать и любить, а хотят отстаивать свое право на инициативу в этой жизни и на независимость от мужчин, а целью своего протеста считают любые проявления патриархальности, неважно, исходят ли они от Московского или какого-либо еще Патриархата. Между прочим, некоторые активистки Pussy Riot вышли из молодежных православных движений и там, видимо, обрели зачатки своего феминистского прочтения религиозности.

С другой стороны, православие в современной России имеет прежде всего женское лицо. Именно женщины составляли основную массу стоявших в очереди к поясу Богородицы, они ломятся к мощам Матроны Московской, создали гипертрофированные культы святых-целителей. Это высокоэмоциональное и суеверное по своей сути религиозное чувство утопило в своем потоке и высокое богословие, и авторитет мужчины в семье, когда посещение храма часто становится для хранительницы домашнего очага бегством от семейных тягот.

Андрей Мельников, Лидия Орлова,

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 7 декабря 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования