Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Кино, музыка, смерть и маленькие дела (Запад-Восток): размышления об «Облачном атласе» и «Дирижёре»


"Истина всего лишь одна, любые её версии – это ложь" (Сонми 451)

В 2012 году на экраны вышло два фильма, тесно связанных с музыкальными произведениями: "Дирижёр" Павла Лунгина и "Облачный атлас" "братьев" Вачовски и Тома Тыквера. Их структура отталкивалась от определённых музыкальных идей, и, кроме того, что эти фильмы объединяет тема музыки, их объединяет и тема маленьких дел/решений и проблема смерти.

Вымышленное музыкальное произведение, которое легло в основание одноимённой кинокартины – это секстет для оркестра под названием "Облачный атлас". Он звучит в каждой эпохе, показанной в фильме, переходя из истории в историю, и проявляет связь всех персонажей этого повествования. Идеи "Облачного атласа" почти без изменений были взяты из книги Дэвида Митчелла. Важно отметить, что Митчелл написал исследовательскую работу по постмодернизму, и во многом вложил своё ощущение "духа времени" и в это произведение. Для Митчелла эта история описывает реинкарнацию души, и у каждого нового человека имеется особенное родимое пятно, связывающее всех перевоплощённых героев из разных времён воедино, хотя сам автор отмечает, что не верит ни в ад и рай, ни в реинкарнацию. Он говорит, что история повествует о неизменной человеческой природе, о склонности людей к преследованию и угнетению кого-то.

В одном из интервью Вачовски вспоминали о влиянии на них философии Шопенгауэра, а его идея палингенезиса (перерождения человеческой воли в новой личности) идеально накладывается на "Облачный атлас". Таким образом, фильм говорит о важности волевой и целенаправленной жизни личности как пути к "бессмертию". Это также похоже на популярные вариации современной восточной поп-философии, эксплуатирующей понятие"кармы" и идею самосовершенствования. Кроме идей Шопенгауэра, в "Облачном атласе" можно заметить и идеи Мишеля Фуко: так, на протяжении всего фильма в центре внимания находятся угнетённые представители "меньшинств", а также постоянным врагом выступает властная "система". Подобные темы присутствовали и в прошлой экранизации Вачовски "V - значит вендетта". У Вачовски важным акцентом является противостояние маленького человека системе и ее преодоление в конечном итоге. Можно сказать, что это своеобразная форма марксизма, которая пронизывает всё творчество "братьев". Лозунг фильма можно свести к фразе из кинокартины, которую смотрит героиня Сонми 451: "…я не потерплю преступного ущемления своих прав".

Тяжело не согласиться с тем, что кто-то из людей менее человек, чем другие, и что его жизнь и права может контролировать кто-то другой. Мы уже видели в предыдущем фильме Вачовски ("…вендетте"), что системе нужна революция, но на обломках не выходит построить новый мир. Мы видим, что мир остаётся таким же несправедливым, о чём в интервью упоминал и Митчелл. Единственное утешение, предлагаемое картиной – семья, да и та не долговечна и не для всех доступна. Думаю, что картина может оставить ещё несколько уроков:

- не опускать руки перед лицом непреодолимого;

- не пренебрегать людьми, которые кажутся менее достойными и не идеализировать "достойных";

- не смиряться со своей "кармой", и изменять мир к лучшему (как в истории Захри);

- помнить, что ты не один в борьбе за справедливость.

В любом случае, произведение "Облачный атлас" действительно показывает: "что бы вы не делали, всё это станет только каплей в бесконечном океане, … - но что есть океан, если не множество капель?". То есть, важно не боятся создавать "капли".

Второй фильм построен вокруг реальной оратории митрополита Илариона (Алфеева) "Страсти по Матфею", это фильм "Дирижёр" Павла Лунгина. Этот фильм, как и "Облачный атлас", повествует о маленьких делах. По сути, фильм показывает две параллельных истории, и ключевыми являются два персонажа: Вячеслав Юрьевич Петров (дирижёр) и Алла (сопрано). Структура повествования выглядит попроще, чем в фильме Вачовски, но и у Лунгина история многогранна и полифонична, поскольку истории персонажей переплетены и, кроме всего прочего, вписаны в страсти Христа. И последний аспект, а также местоположение происходящего (Иерусалим) создают христианский фон происходящему. Влечение Лунгина к христианской тематике заметно и по двум предыдущим фильмам "Остров" и "Царь". Он сказал в интервью, что попытался сделать бытовую историю, но с образами в результате получив "духовно-бытовое".

Итак, основным героем фильма является успешный дирижёр Вячеслав Юрьевич. Он властный и амбициозный человек, и придерживается определённой философии жизни: "кто работает, тот ест". Он строг к себе и к другим. Но у него почти никого нет из близких людей, единственный его близкий человек – это администратор. То, что у него не складывались отношения с сыном, не сильно удивляет. Он "всегда прав" и мало кого слушает, потому и приходит в отношениях с окружающими к полному кризису. Его общение с отчаявшимся тенором Евгением это хорошо демонстрирует.

Вторым персонажем, чья роль является сюжетообразующей, является Алла (сопрано). Она почти с самого начала истории всячески пытается преодолеть распутство мужа Сергея. Алла открыто называет себя христианкой, и всячески пытается влиять на супруга, что приводит к противоположному результату, как говорит её муж: "у меня жена верующая, поневоле становишься атеистом…". Флирт Сергея с Ольгой, по-видимому, матерью одиночкой, которая едет в Иерусалим, становится последней каплей для терпения Аллы. Алла пытается наладить свою жизнь за счёт Ольги. Она даёт понять, что Сергей врёт, показывает, что его разгадала, однако это приводит к откровенному высказыванию, что он её не любит.

И Вячеслав Юрьевич, и Алла руководствуются здравыми принципами, но они не замечают, что всё, что они делают, они делают ради себя и своих принципов, а не ради тех, кого они как будто любят. Петров говорит Саше: "У меня нет сына…", - и это приводит его к самоубийству. Алла уговаривает Ольгу не приходить на концерт, и это приводит её на место теракта. Они не хотели, но стали причиной двух смертей, двух неисправимых ошибок. Они делали правильные вещи, но без любви, а это привело к трагедиям. Иногда маленький эгоизм становится основанием для больших последствий.

Произведение митрополита Илариона (музыка и пение), привносит в две трагические истории привкус надежды. В конце повествования, когда мы слышим в пении слова о воскресении, Вячеслав Юрьевич впервые признаёт своего сына, и на Сашиной могиле "примиряется" с ним, а Алла осознаёт настоящий масштаб происходящего в её жизни и переключает внимание со своего брака на семью Ольги. Они оба проходят через "страсти", каждый входит в повествование гордо (вход Христа в Иерусалим), переживает кризис (суд и распятие) и приходит к раскаянию (воскресение Христа), что является надеждой "воскресения" в их жизни. Лунгин накладывает повествование о Христе на повествования о простых людях, разыгрывая драму вокруг Иерусалима и окружающего его символизма. В отличие от "Облачного атласа" этот фильм предлагает путь исцеления через надежду на что-то большее, в конечном счете, на Бога, и приводит к такому выводу посредством кризис в жизни героев, крушения их образа жизни и мышления. В "Дирижёре" нет откровенных призывов к действиям, есть только исповедь, есть демонстрация человеческой немощи с намёком на искупление. "Дирижёр" оставляет нам напоминание о том, что:

- у нас всегда есть опасность стать фарисеем, потерять что-то важное в погоне за своими принципами;

- напоминает нам о том, что любовь больше правильных убеждений;

- показывает, что наши маленькие слабости могут стоить много окружающим нас людям.

"Облачный атлас" видит проблему в окружающем обществе, в природе человечества, и призывает бороться за правду. Для повествования "Облачного атласа" важным является действенность, принятие волевых решений, направленных против властных систем, которые дают возможность сохранить частичку себя в этом мире. "Дирижёр" акцентирует внимание на проблеме внутри героев и призывает зрителя к самокритичности, к покаянию в "успехе", к признанию своей малости и немощи в силе, успехе и даже вере. "Дирижёр" оставляет надежду, но только на Бога, на встречу с собой и покаяние, которое никогда не бывает запоздалым. Мы видим, что векторы обоих фильмов направлены в противоположные стороны. Возможно, подобное сравнение современного кино-творчества доказывает, что мы живём на грани двух миров (Востока и Запада), и для украинского контекста это может быть хорошим вызовом к творческому осмыслению окружающей поп-культуры. Оба фильма "соглашаются" в том, что нет маленьких вещей, любая мелочь может привести к событиям огромного масштаба. Фильмы взаимно дополняют друг друга, отображая вызовы современности и преподнося возможные ответы. Что можно вынести из этого всего? Наверное, то, что важно позволить измениться себе, прежде чем совершить революцию, преобразуя окружающий мир.

Денис Кондюк,

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 3 декабря 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования