Перевод с англ.: "Портал-Credo.Ru" Пастор Всеволод Дон шел по улицам российского города Моздока, расположенного всего в десяти милях от границы с Чечней, и в поиске испуганных дезертиров из регулярной российской армии заглядывал в окна подвалов. Обходя линию фронта, пресвитерианский священник, член протестантского Российского военно-христианского союза, уговаривал молодых солдат выйти из подвала, давал им приют, кормил их, оказывал первую медицинскую помощь и затем переправлял в неправительственный Комитет солдатских матерей. Кроме того, Дон рассказывал им об Иисусе. "У нас были службы, после которых мы разговаривали с ними наедине, - рассказывает Дон, максимально понижая свой спокойный голос. - Мы спрашивали их: кому нужна эта война? Это работа сатаны. Мы говорили им: вы должны покаяться. Вы должны прийти к Богу". Это было в 1995 году, в разгар первой неудачной и кровавой попытки России подавить стремление Чечни к независимости. Целый регион находился в состоянии хаоса после того, как армии бывшей супердержавы не удалось подавить восстание в Чечне, площадь которой сравнима с площадью штата Коннектикут. Эта война и другая, разразившаяся уже в 1999 году, дала возможность франтоватому бывшему советскому морскому офицеру Дону и еще 12 специально обученным молодым людям из пресвитерианской церкви города Эммануэль проповедовать Евангелие русским солдатам. Теперь, когда вся территория Чечни оккупирована 80-тысячной армией, а отношения доминирующей Русской Православной Церкви с министерством обороны стали официальными и крепкими более, чем когда бы то ни было, окно возможности проповеди для протестантов в российской армии сузилось до маленькой щели. "Говорят, что (русские) протестанты – американские лакеи. Говорят, что американцы завоевали все, что только возможно, и единственная вещь, которая осталась, – это религиозная жизнь", - сетует Олег Аскаленок, баптист и бывший капитан военно-воздушных сил, ныне возглавляющий базирующийся в Москве Военно-христианский союз России. Дон соглашается: "Если Вы православный верующий, тогда все в порядке. Но если Вы баптист или кто-нибудь еще, Вы не очень-то продвинетесь по службе. Всегда найдется повод помешать Вам. Вот почему любой верующий, занимающий положение в обществе, будет скрывать это". Союз, имеющий 68 отделений по всей России, редко получает доступ к военным базам, и только по неофициальному согласованию с местными командирами. К примеру, в регионе к юго-западу от Москвы союз в течение нескольких месяцев, очень осторожно, добивался разрешения протестантской группе из 40 военно-воздушных офицеров и их жен проводить богослужения на базе, сообщил Аскаленок. "Все что мы делаем, мы делаем неофициально", - сказал Аскаленок, в течение 20 лет бывший комсомольским лидером, обязанным, кроме всего прочего, пропагандировать атеизм. Из всех российских институтов, унаследованных от Советского Союза после его распада в 1991 году, армия менее всего подверглась реформе. Военный советский менталитет соединился с глубоким недоверием к проводившимся реформам и демократическим преобразованиям. Поэтому союз никогда не обращался ни к правозащитникам, ни в российские суды с тем, чтобы осуществить законное право любого солдата регулярно встречаться со служителем своей веры, сказал Аскаленок. "Они ненавидят правозащитников, просто ненавидят их. Поэтому, если бы я прибег к этому виду помощи, я бы потерял все, чего мы достигли до сих пор", - сказал он, отметив, что правозащитные группы сильно подпортили имидж армии, задокументировав злоупотребления в Чечне. Проблема удовлетворения нужд религиозных меньшинств в вооруженных силах повсюду кажется неразрешенной, считается, что такой проблемы в армии просто нет. Неоднократные просьбы об информации и комментариях, направлявшиеся по телефону и факсу в министерство обороны в Москве, ни разу не получили ответа. Протестанты, количество которых по сравнению с другими российскими религиозными меньшинствами растет намного быстрее, до сих пор составляют всего один процент 144-миллионного населения страны. Римо-католиков столько же, сколько иудеев. Священнослужители, представляющие 20 миллионов мусульман, постепенно завоевывают право работать с солдатами с помощью серии не вполне законных соглашений, последнее из которых – с сухопутными войсками - заключено в мае этого года. 80-миллионная Русская Православная Церковь, неотъемлемая часть российских имперских войск, лидировавшая в течение столетий, вплоть до коммунистической революции 1917 года, добилась для себя несколько двусмысленной роли в постсоветской армии. В то время как Церковь и различные военные подразделения заключили массу "соглашений" и "договоренностей" о том, как они будут работать вместе, осуществление этих соглашений носит, в основном, косметический характер: святая Варвара становится покровительницей ядерных ракетных войск, освящаются новые корабли и самолеты, окропляются святой водой новобранцы, направляющиеся погибать в Чечню. Испытывая недостаток в священниках, Церковь полагается на местных приходских батюшек, служащих в непосредственной близости от военных объектов. Как сообщил протоиерей Димитрий Смирнов, глава отдела РПЦ МП по связям с армией и правоохранительными органами, около 300 священников в настоящий момент выполняют такую работу. Армии нужно в десять раз больше, заметил протоиерей, добавив, что он посетил три конференции НАТО по этой проблеме и, по его оценкам, полное осуществление этой программы займет пять или десять лет - пока не появятся специально обученные священники и соответствующее финансирование. Аскаленок считает Смирнова и его влияние в министерстве обороны одним из самых больших препятствий для протестантской проповеди в войсках. Смирнов с готовностью соглашается. "Протестанты работают в нашей стране, как будто они находятся в Чаде или Камеруне, как будто здесь совсем нету христианства. В результате они оказывают разрушительное действие, - заявил Смирнов в последнем интервью, которое он дал в своем хорошо обставленном доме. – Большинство солдат крещено (в православие) в детстве. Когда приходит протестант, у него совершенно другой образ мысли. Вы не получаете даже подобия духовного контакта. А если солдат становится протестантом, он начинает отрицать иконы, отрицать Богородицу". Членам Союза, не имеющим каких бы то ни было политических союзников, ни тем более лобби в министерстве обороны, остается проводить маленькие стихийные операции. Капитан Ренат Сайфуллин, обаятельный протестант, работает пилотом грузового самолета ИЛ-76 на воздушной базе, расположенной неподалеку от старинного северного русского города Пскова. Он носит маленький серебряный крестик на левом лацкане и считает себя фактически капелланом воздушной базы, окормляющим 1 000 человек – работников базы. Около девяти месяцев назад командир допустил его до большого репродуктора в центре базы. Используя деньги из своей ежемесячной зарплаты в 240 долларов, Сайфуллин, по его собственным словам, передает исключительно христианскую музыку с полудня до 8 часов вечера каждый день. Довольно необычное соглашение стало следствием хороших отношений с неверующим командиром, сказал Сайфуллин. "Он знает, что я дисциплинирован и ответственен. Он знает, что если нам предстоит дальний полет, не будет никакого пьянства и безобразий. Не будет никаких проблем, -рассказал Сайфуллин во время последнего визита в московский офис союза. - Наш Бог – это Бог порядка. Верующий – человек предсказуемый и будет четко следовать порядку". |