Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ РОМАНА ЛУНКИНА НА САЙТЕ "ЭХА МОСКВЫ": Теология против науки? Планы по введению теологии в вузах – часть реформы образования, уничтожающей гуманитарную науку


(Орфография подлинника сохранена)

Складывается впечатление, что планы по введению теологии в вузах – это часть реформы образования, уничтожающего гуманитарную науку. И дело совсем не в том, что теологии не может быть в светских вузах, наоборот, кафедры теологии, углубленно изучающие христианское или мусульманское наследие помогли бы поднять на новый уровень религиозное образование.

Однако на сегодняшний момент теология прямо заменяет и вытесняет гуманитарную светскую науку о религии – религиоведение, социологию религии, историю религии (хотя иногда возникает и другой вопрос – а было бы что вытеснять). На совещании 28 ноября 2012 года "Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества", где присутствовали и представители РПЦ, власти и РАН патриарх Кирилл прямо сказал, что специалистов по религии нет, и их должны готовить именно кафедры теологии.

Когда дело доходит до того, чем реально будут заниматься кафедры теологии, оказывается, что у них нет другого смысла существования, кроме паразитирования на религиоведении и социологии религии. Это происходит в силу того, что в регионах уровень богословского образования чрезвычайно низок для создания кафедры, а священники РПЦ, которые основывают кафедры и возглавляют их – это скорее гуманитарии-энтузиасты. Изредка удается привлечь и религиоведов, философов на кафедры теологии, но тогда они и становятся "религиоведением" с внешним ритуальным сотрудничеством с епархией. Помимо этого, как правильно говорил патриарх Кирилл на совещании, все зависит от востребованности кадров – нужны учителя ОПК, но учителей воспитывают педвузы и многочисленные курсы повышения квалификации, которые организуются также при участии епархий. И что самое важное, нынешний модуль ОРКСЭ глубоких богословских знаний не требует и основывается на равном, "светском", отношении ко всем религиозным традициям. Из поправок РПЦ к Закону "Об Образовании", правда, ясно, что кафедры теологии особенно понадобятся, когда будет усилен православный компонент в образовании, появится больше православных гимназий и преподаватели ОПК должны будут утверждаться Церковью.

На сегодняшний момент кафедры теологии в большинстве регионов не высокого качества, есть целый ряд случаев, когда кафедры или отделения теологии были основаны, а потом закрыты (например, в Брянске), а выпускникам ничего не остается, как изображать из себя религиоведов, чтобы как-то устроится.

Проблема хороша видна на примере выступлений митрополита Илариона, как во время открытия кафедры теологии в МИФИ 15 октября 2012 года, так и на совещании 28 ноября. Владыка Иларион закладывает основы преподавания теологии в России в русле академической европейской науки. Это означает, что теология в светском вузе и в духовном должны быть разными дисциплинами, а работа кафедры теологии должна быть согласована с кафедрами других общегуманитарных дисциплин. Для расширения (или скорее прощупывания почвы) диалога религии и науки Общецерковная аспирантура, возглавляемая владыкой Иларионом довольно успешно инициирует дискуссии о науке и религии. Тот импульс, который задан митрополитом Иларионом, безусловно, правилен и адекватен современному месту теологии в американской и европейской системах образования, а значит будущее у теологии в вузах России достаточно большое.

Но проблема возникает, как только доходит до реального воплощения теологического образования. Вот как после заседания Ученого совета в МИФИ митрополит Иларион обосновывал непосредственно студентам, зачем им нужна кафедра теологии.

Знание о религии в целом: "преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого".

Самопознание: "Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции".

Диалог религий: "я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций".

Священники РПЦ расскажут о веротерпимости и о других религиях: "На Ученом совете меня спросили: "Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?". Я бы  хотел пояснить, что сегодня в России – помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, – проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания, в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям".

Различия  тем, чем занимается религиоведение или философия религии минимальны. Вызывает большое сомнение и степень веротерпимости православных священнослужителей, которые, к примеру, говорят о других христианских конфессиях, как о "страшных сектах".

Конфликт и противоречие уже заложены в этом эксперименте по "диалогу науки и религии". Но я склонен думать, что виновата в этом не Церковь, а светская наука: религиоведение перестало быть живой наукой, оно остается теоретической наукой, которая часто сохранила не самые лучшие советские традиции или превратилась в историю методологии или историю религий. На почве методологии вряд ли можно сотрудничать. Практическая социология религии существует отдельно, и Церковь пока мало интересует (цифры далеко не всегда обнадеживают тех, кто мечтает о "Святой Руси"), хотя именно эта дисциплина, наряду с философией религии, самый лучший кандидат на диалог науки и религии.

И самое главное – мало договориться на уровне ректора о кафедре теологии и заявить о диалоге, нужен хотя бы один реальный совместный научный проект.

БЛОГ РОМАНА ЛУНКИНА НА САЙТЕ "ЭХА МОСКВЫ", 29 ноября 2102 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования