Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ": Всеволод Чаплин как "Валаамов осел". Он еще и иерихонская труба, от которой падают стены самого христианства


Отец Всеволод Чаплин – протоиерей, настоятель храма святителя Николая на Трёх Горах, важный чиновник Патриархии и, по факту, рупор РПЦ – по счастью, честолюбив.

Честолюбие заставляет его говорить больше, чем сказал бы на его месте другой, и соглашаться на светские авантюры — вроде интервью для портала Snob, в процессе которого интервьюерши Соколова и Собчак действуют, как нож и молоток в руках искушенного повара.

Отец Всеволод репутационной опасности не замечает и, например, защищая русского патриарха Кирилла, топит по полной программе сербского патриарха Павла. Павел, правда, не топится, как и Кирилл не спасается, зато Чаплин предстает… Ну, каков есть, таким и предстает.

Так вот, честолюбие Чаплина и проистекающие из него проговорки позволяют судить о том, что происходит внутри РПЦ. Я не об интригах, а о тенденциях, трендах. Скажем, очевидное сребролюбие русского епископата — со всеми резиденциями, иномарками, квартирами, часами – это персональный грешок или тенденция? Ответ важен. Потому что если перед нами людская слабость, ничего страшного: безгрешен кто ж? Но если у несребролюбивой религии появляется принципиально сребролюбивая церковь, то эта церковь как минимум больна, а как максимум – опасна.

В начале ноября на одном совещании Всеволод Чаплин сделал важнейшее заявление, поскольку нет ничего для религии важнее, чем вопрос о спасении души, то есть о жизни после смерти. По большому счету, любая церковь – она о том, как и посредством чего заслужить спасение. Протестантская этика, скажем, рассматривает работу как отчет в благочестии перед Всевышним (желающих отошлю к труду Макса Вебера). В то время как православие ничего не говорит о том, попадут ли в геенну огненную владельцы какого-нибудь кафе из-за дьявольски дурного сервиса. Православие говорит об искренности покаяния. Почувствуйте разницу...

На совещании о. Всеволод выступил с утверждением, согласно которому государственная иерархия есть отражение иерархии небесной, ибо царство Божие "иерархично" — "оно предполагает единоначалие", "в этом царстве занимают более высокое положение те, кто послужил Богу и людям".

Понятно, да?

Поскольку Бог в образе горящего куста Чаплину не являлся, протоиерей попросту проецирует на царство небесное то земное, что считают важным и нужным он и другие церковные чиновники. Никакого равенства. Иерархия и чинопочитание. Святость и праведность ранжируются и протоколируются. Солидный господь – для солидных господ. Пожертвовавший больше да допущен будет в рай на бронемерседесе по спецпропуску, как по спецпропуску пускают сегодня на церковные спецмероприятия...

Главная проблема России лично для меня – отсутствие равенства, усугубленное 500-летней историей самодержавия, сохранившегося и поныне. Мои сограждане не считают себя равными друг другу ни в правах, ни в обязанностях, ни в отношении к закону. Отсюда наше отвратительнейшее барство и ничуть не менее отвратительное рабство.

Церковь – предстательствующая в мире за ту Церковь, что не от мира сего – не просто не обязана государственному неравенству вторить, но и должна ему противостоять. Потому как в царстве небесном все равны, и нет там ни барина, ни холопа, ни эллина, ни иудея. Русской церкви противостояние, увы, удавалось плохо: князья смещали неугодных митрополитов, при царях церковь сделалась частью государства, да и не только при царях. Церковная иерархия – с ее постоянными и временными членами священного синода, с правом ношения двух или трех панагий – была один к одному иерархией политбюро, с его кандидатами и членами, дважды и трижды героями… А нынешняя современная свобода – в чем убеждает Всеволод Чаплин – обернулась не свободой служения Тому, Кому служить не грех, а попыткой обустроить царство божье на манер администрации президента.

Что, безусловно, многим импонирует, ибо понятно и привычно.

В полемику с отцом Всеволодом среди иерархов что-то не видно желающих вступать, так что звучит он как рупор, и все чаще – как иерихонская труба, от которой падают стены самого христианства, религии равенства и предпочтения духовного материальному.

И я уж не знаю, что было бы лучше – молчал бы Чаплин или говорил. Его коллега, мой бывший коллега по "Огоньку" и бывший пресс-секретарь Патриархии Владимир Вигилянский тоже однажды сказал, что "равенства нет" (чем поверг меня в шок), однако публично делать такие заявления все же остерегался.

Впрочем, во время осады Иерихона говорить начинает и ослица Валаама.

Дмитрий Губин, "Огонек"-Ъ,

"РОСБАЛТ", 14 ноября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования