Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

«ОБЕЩАНИЯ.РУ»: Чтобы чаще Господь замечал? Откуда такое устремление к роскоши, к показательному престижу?


Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий обратил внимание на "выдающихся" служителей Господних и пригрозил их, в границах своей епархии, приструнить. Не заплатанный подрясничек, как у преподобного Сергия Радонежского, а шикарный лимузин - принадлежность современного священнослужителя. Откуда же такое устремление к роскоши, к показательному престижу?.. Сегодня ли оно родилось в так называемой свободной церкви, или таилось всегда, придушенное государственной десницей? Ну, разумеется, мирской соблазн захватил не всех… а только, как выразился владыка, тех, кто обладает "талантами успешно работать со щедрыми людьми". Трудно разобраться, на что и кому жертвуют щедрые люди. На церковь? На благотворительность? Господу Богу? Или конкретно его представителю на личные нужды – с надеждой, что тот будет непрестанно молиться за их благополучие. Среди этих жертвователей не только успешные бизнесмены, но и криминальные воротилы. Молитва священника может подействовать благотворно на такого дарителя. И тот мог бы превратиться в невинного агнца. Возможно, священник именно так и молится за жертвователя. Жаль только, что он делает это небескорыстно… И сам, таким образом, становится его подельником…

Знал я одного сельского батюшку из Брянских лесов. Обременённому большим семейством, ему нужно было как-то выкручиваться. На помощь пришли местные… предприниматели. И он так преуспел с их помощью, что не только храм выстроил среди глухих урочищ, но и покрыл купола чистым золотом, как в песне у Высоцкого, "чтобы чаще Господь замечал". А Господь замечает не оболочку, а Святой дух, который в новой обители, как говорится, и не ночевал. Храм на болотине с золотыми куполами пустовал, деревни-то давно вымерли, братки тоже отступились: кого посадили, кого разменяли в разборках… А священник, при обретённых связях, спланировал в Москву, в храм при одном из центральных городских кладбищ. А храм при кладбище опять же - золотое дно.

Он, между прочим, из той армии молодых священников, которые в начале девяностых проходили краткий семинарский курс (буквально несколько месяцев, а то и недель) и заступали на приходы, где зачастую и храма-то не было. Храм или строили заново или поднимали из руин. Далеко не у всех было призвание к священству… Находились и такие, что не прослушивали и курса, и даже не имели среднего законченного образования. Под Москвой, например, на базе одного монастыря, были организованы практические занятия для будущих священников: натаскать в службе, чтобы знали её последовательность, не перепутали главных молитв. Натаскать - без понимания глубины и символики Богослужения. Что-то вроде двадцатипятитысячников, посланных партией в конце 20-х в деревню для организации колхозов. Они тоже оснащались политграмотой, инструкциями и в процессе "преобразования" деревни наломали немало дров.

В начале перестройки священноначалие, освободившееся от коммунистических пут, считало, что главное, застолбить место. Свято место, вроде бы, пусто не бывает… А случилось, как в евангельской притче. Бес вернулся в родные места, увидев, что они отстроены заново, красиво убраны, выметены и...  пусты, не заняты Святым духом. И вселился туда со своими сородичами. И стало, сказано в Евангелии, ещё хуже, чем было в начале.

Но не только невежественные и корыстные священники стали рушить авторитет церкви, который в перестроечное время был достаточно высок. Обнаружились разрушители и в пастырской среде. Слава Богу, прессе тогда уже не затыкали рот. Например, новопоставленный в Молдавии епископ Пётр Мустяцэ, по информации СМИ, купил себе должность за… 400 тысяч евро. О чём поведал на заседании Священного Синода, когда его лишали епископской кафедры. Откуда у молодого священника такие деньги? От пожертвователей?..

Советская власть, устрашающе поработавшая на религиозном поприще, как ни на каком другом, оставила и здесь после себя тлетворное наследство. И оно пробивается, как сорная трава на вытоптанном поле.

Владыка Варсонофий хватился вовремя. И, правда, священники разбушевались на своих иномарках и в трезвом и в пьяном состоянии. И калечат людей, и давят до смерти. Кликните в интернете "Пьяный священник за рулём", или "Священник сбил пешехода" и вы ужаснётесь количеству несчастных случаев. Один из последних – 17 августа этого года, на Кутузовском проспекте. Иеромонах Илья (Павел Сёмин), на своём Мерседесе сбил насмерть двоих и искалечил третьего. Следствие еще (с августа!) не закончилось, пока суд только лишил правонарушителя водительских прав на 1,5 года.

Лишить водительских прав, возложить дополнительные послушания на любителей "дорогих и быстрых автомобилей", пересадить на отечественные тачки, повысить приходские взносы и наложить прочие прещенья, о которых говорит владыка, - тем самым можно, наверное, охладить пыл любителей быстрой езды и постыдной роскоши. Но, правду говоря, иномарка не в пример прочнее и безопасней нашей машины. А у священника в сельской местности, в той же Мордовии, много треб, много разъездов по нашим, прямо скажем, убойным дорогам.

Одними только запретами и штрафами положения не поправишь. Ведь оно свидетельствует о нравственном бескультурии, поразившем и клерикальные круги. Вспомним притчу о сеятеле. Всего лишь малая часть зёрен упала в добрую почву и дала всходы. А добрая почва, это - не только представители церкви, но и мы, простые смертные, не умеющие порой отличить правой руки от левой. Так что ещё пахать и пахать…

Александр Зорин,
"
ОБЕЩАНИЯ.РУ", 13 ноября 2012 г


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования