Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Церковь закрывается. Фестиваль "Вера и слово" как еще один шаг в сторону превращения РПЦ МП в идеологический отдел ЦК


Перед Днем народного единства патриарх Кирилл сделал два важных, но трудно стыкуемых друг с другом заявления: что церковь "будет находиться в диалоге с любой властью" и что "идеи солидарности и заботы об общем", как и 400 лет назад, "призваны стать скрепой нашего общества".

В первом своем выступлении, которое было посвящено абсолютно несостоятельным, по мнению первоиерарха, обвинениям "в сращивании" церкви с государством, патриарх помянул Основы социальной концепции РПЦ. В документе нигде не сказано, отметил он, что церковь намерена сращиваться с государством, где постановления Синода или Архиерейского собора на эту тему? Какие же основания для подобных обвинений?

Между тем, писавшаяся в течение "лихих 90-х" социальная концепция шла даже дальше: в нее было включено положение о том, что в случае, если власть принуждает православных верующих "к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении". Тогда власть сильно переволновалась из-за этого положения, иерархов вызывали на ковер, требовали объяснений — концепция, напомним, была доработана как раз к началу путинского правления. Теперь о "душевредных деяниях" и "неповиновении" не вспоминают — церковь готова сотрудничать с любой властью.

Что патриарх понимает под сотрудничеством, мы знаем — после протестных событий конца 2011 — начала 2012 он не упускает случая показать это. А вот что патриарх понимает под солидарностью, не очень понятно. С одной стороны, он возглавил церемонию закладки памятника патриарху Гермогену — вдохновителю народного ополчения 1612 года, благородно возвысившему свой голос "против беззакония", как сказал глава церкви в интервью ИТАР-ТАСС. С другой — все попытки бороться с "беззаконием" здесь и сейчас не находят его одобрения. Священника Дмитрия Свердлова, например, пошедшего наблюдателем на парламентские выборы в декабре 2011-го и написавшего потом о творившихся на его глазах беззакониях, очень скоро сняли с должности настоятеля храма и отправили третьим священником в другой. Игумена Тимофея (Подобедова), виновника ДТП на Садовом кольце, в котором пострадали еще две машины, тоже сняли с должности настоятели и даже запретили в служении до выяснения обстоятельств дела, но суд, отобрав у игумена права, тем не менее виновным в ДТП его не признал. И это после того как полиция установила, что именно он выбрал не ту скорость и в результате не справился с управлением. И что же патриарх? Разговоры о недостатках священников заставляют нас отвернуть свой взгляд от Креста Господня, вдохновенно проповедовал он в очередном "Слове пастыря", вселяют в нас заблуждение, что "Крест ничего не принес миру и что Церковь, которая призвана проповедовать о Кресте миру, не соответствует этой проповеди…" Игумен Тимофей от несения Креста, надо понимать, освобожден...

Официальная церковь все время пытается усидеть на двух стульях. Почему патриарх считает важным сотрудничество с властью? Потому, поясняет он, что "церковь несет ответственность за нравственное состояние своего народа" и готова "через сотрудничество с властью, в том числе, служить этим высоким целям". Бедный, бедный Ватикан! Как он-то, несчастный, поддерживает нравственность пасомых по всему миру народов? С каждым пиночетом не закорешишься — а настоящий Пиночет, кстати, очень старался выстроить государственную идеологию, опирающуюся на традиционные, в том числе католические, ценности, но не получил в этом поддержки Католической церкви; вскоре после его прихода к власти она начала финансировать институты гражданского общества, в том числе правозащитные организации.

Не то у нас. Путин ругает правозащитников — и церковные ньюсмейкеры ему вторят, в недрах патриархии разрабатывается своя церковная, в пику традиционной, концепция прав человека. Но это уже пройденный этап, самые яростные нападки на правозащитников пришлись на середину 2000-х, законченные к 2008 году "Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека" пылятся с тех пор где-то на полках никем не востребованные. Теперь в главных "врагах" ходит оппозиция, "сеющая смуту". Вслед за властью представители церковного истеблишмента старательно пытаются доказать, что оппозиция — это "не народ", это отщепенцы, "небескорыстно" мечтающие о развале России. Ругают "либеральную прессу", склонную к критиканству, и раз за разом повторяют о необходимости для церкви выработать свою "положительную повестку дня". Ту, которую, надо полагать, поддерживает "народ". В очередной раз эту тему подняли на пятом фестивале православных СМИ "Вера и слово", который проходил в конце октября.

На фестивале было произнесено много верных слов: о частой неготовности церковной среды к открытому обсуждению проблем и их диагностике; о том, что церкви стоит искать опору не в лице властей предержащих, а в лице городской и сельской интеллигенции. Но ведь все это чревато: начнешь открыто обсуждать проблемы — и вот уже невольно присоединился к "сеющей смуту" оппозиции, диалог с властью может оказаться под угрозой. "Нас практически ежедневно заставляют реагировать на внешние раздражители, — сетовал на одном из обсуждений фестиваля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.Получается, что мы не создаем повестку дня, а лишь участвуем в ней". Нельзя ли как-то так исхитриться, чтобы православные СМИ стали лидерами на информационном поле, а активное обсуждение церковной повестки подтвердило бы ее важность и необходимость?

Думаю, можно: надо просто говорить о том, что происходит здесь и сейчас и волнует все общество, а не заниматься сочинением вымышленных проблем. Ведь даже вымученные церковные концепции весьма узкой направленности, о правах человека, нравственный кодекс предпринимателя, гниют под спудом, а тут патриархия ставит перед собой задачу куда более амбициозную — ни много ни мало создать положительную виртуальную реальность. Боюсь, даже Межсоборное присутствие в этом случае не поможет, даже если церковная полнота — архиереи, священнослужители, монашествующие, миряне — сообща постарается выработать "согласную позицию в отношении вызовов времени". Кроме церковной есть еще общественная полнота — вдруг она разойдется с "согласной позицией"?

Вот все-таки даже люди церкви не могут до сих пор избавиться от советского менталитета. Помните лозунг XXII съезда — "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!"? В сущности в патриархии думают в этом направлении: нынешнее поколение российских людей будет жить... неужели в раю? А "положительная повестка дня" — это, очевидно, что-то вроде директивных указаний: недостаточно положительно смотришь на окружающую действительность? — не народ, хорошо, если не враг народа.

Еще один признак неизжитой (или возрождаемой) советскости: намереваясь выработать актуальную повестку дня для всего общества, организаторы фестиваля почему-то — отметим, впервые за все годы его существования — не озаботились широкой аккредитацией на фестиваль СМИ, причем не только светских, но и православных. Хороши мечты о положительной повестке дня, которую тихой сапой будут вырабатывать в каком-то тайном углу! Нет, на фестиваль пригласили многих людей, известных в светской информационной среде, так сказать, делиться опытом, но именно что пригласили, а обычной аккредитации прессы на фестиваль не было. То ли провинциальных православных журналистов (на фестиваль съезжаются в основном сотрудники епархиальных СМИ) берегли от тлетворного влияния ушлых столичных коллег, то ли, по примеру Кремля, завершено создание церковного пула и отныне нежелательным персонам вход на церковные мероприятия заказан — но факт налицо. И это еще одно свидетельство того, что церковное руководство, любящее поговорить о церкви как о мощной гражданской силе, не ощущает ее органичной частью общества, еще один шаг в сторону превращения патриархии в идеологический отдел ЦК, от чего глава церкви так старательно открещивается.

Светлана Солодовник,

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 8 ноября 2012 г.

Фото: ИТАР-ТАСС


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования