Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Интерес к иудаизму: украинский контекст


Книга профессора кембриджского университета Николаса де Ланжа "Иудаизм — древнейшая мировая религия" является очередной новинкой от издательства Эксмо. Как сказано в названии книги, этот труд является наиболее взвешенным охватом всех направлений иудаизма, где представлен уникальный обзор современных иудейских представлений о Боге. Ввиду того, что тема иудаизма является довольно актуальной в украинском обществе, русский перевод этого краткого введения в одну из самых древних религий мира появился как нельзя вовремя.

Уже более 17 лет (с 1995) в Киеве осуществляет свою деятельность самая большая в Восточной Европе еврейская мессианская община. Каждую осень десятки тысячи еврейских паломников хасидов приезжают в Умань, чтобы встретить еврейский Новый год на могиле цадика Нахмана, своего духовного лидера. Несколько недель назад благодаря стараниям видных украинских бизнесменов Геннадия Боголюбова и Игоря Коломойского в Днепропетровске был открыт один из крупнейших в мире еврейских многофункциональных общественных центров "Менора". 30 сентября по инициативе Еврейского совета Украины и фонда "Бабий Яр" в столице Украины прошло траурное шествие "Дорогой смерти" от Памятного знака на перекрестке улиц Мельникова и Дорогожицкой до памятника "Менора", где участники шествия возложили цветы к памятным знакам и местам, связанным с трагедией Бабьего Яра. Год назад примерно в это же время украинские христиане разных конфессий провели  совместное мемориальное служение "Помнить, чтобы жить", посвященное 70-летию массового расстрела в Бабьем Яру в сентябре 1941 года. Русскоязычные христианские телеканалы CNL и TBN, которые смотрят протестанты Украины, занимают активную произраильскую позицию, организовывая ежегодные туры для тысяч паломников в Израиль и снимая телевизионные передачи в Иерусалиме. Ассортимент многих книжных христианских магазинов предлагает такие книги как: Дерек Принс, Будущее Израиля и Церкви (эта книга вышла поразительно большим тиражом: 25 тыс. экз.); Дерек Принс, Последнее слово на Ближнем Востоке; Вильям Дж. Дж. Гласхавер, Почему Израиль? Новое начало; Давид Брикнер, Надежда на будущее. Еврейско-христианский взгляд на конец света; Томм Гесс, Молитесь о мире Иерусалиму; Артур Кац, Израиль и время скорбей; Ульф Экман, Евреи - народ будущего. В интернете часто публикуются интервью украинских евангельских лидеров и церковных деятелей, которые высказываются в поддержку еврейского народа, ратуют за сближение христианства и иудаизма, благословляют политику, которую проводит государство Израиль. Также всего несколько дней назад, а точнее 13 октября 2012 года, в столице Украины состоялась ежегодная межцерковная молитва, в которой приняло участие около 3000 человек. Эта молитва прошла также и в таких городах как: Донецк, Днепропетровск, Запорожье, Сумы, Винница, Львов, Николаев, Черкассы, Бердичев, Ромны. К этой молитве присоединились христианские церкви и мессианские общины в Минске (Беларусь), Москве и Санкт-Петербурге (Россия), а также в Орландо, Атланте и Сакраменто (США), Берлине (Германия) и Иерусалиме (Израиль).

Итак, тема иудаизма/еврейства более чем актуальна сегодня в Украине. Так сложилось, что отношение к Израилю для многих сегодня является своего рода тестом на верность Богу, а отношение к евреям - проверкой на антисемитизм. Подобная тенденция может быть преломлена книгой де Ланжа, которая уравновешивает в себе и профессиональное пособие по теории и практике иудаизма и критический анализ современного состояния этой религии. Книга актуальна тем, что она, с одной стороны, предлагает ознакомительную информацию о иудаизме, с другой стороны, ставит ряд "неудобных", но в тот же момент честных вопросов относительно природы иудаизма. Первое будет интересно представителям других религий (например, христианам, мусульманам), а также светским религиоведам. Второе необходимо услышать представителям самого иудаизма, представителям мессианских общин и тем евангельским верующим, которые поддерживают политику сионизма, проводимую Израилем.

В книге читатель узнает значение терминов и основных понятий иудаизма. При этом он вместе с автором задастся вопросами о том, насколько еврей, прошедший процесс культурной адаптации в той или иной стране, все еще может претендовать на статус принадлежности к "избранному народу". И здесь проблема стоит очень остро, так как государство и раввинат придерживаются абсолютно разных определений еврейства (с. 78). "Что делает еврея евреем?" (с. 27). С одной стороны, читатель познакомится с иудейскими книгами (с. 80-106), иудейской религией (с. 107-127), иудейской семьей (128-168), иудейской общинной (с. 169-212) и иудейским Богом (с. 213-252). С другой -- автор показывает нам цели (с. 253-284), для которых был создан Израильский народ: святость, послушание, праведность, вера, страх перед Богом, любовь, приготовление пути для Мессии, исправление мира, миротворчество, и как награда за все это - посмертное воздаяние. 

Заслугой автора является то, что как бы некоторые сегодня не пытались красиво преподнести идею цельности иудаизма, он честно показывает, что в иудаизме нет единства (с. 274). Рассматривать иудаизм как монолитную религию очень сложно, так как пока будет напряжение между реформистским, консервативным и ортодоксальным иудаизмом, гармонии внутри еврейской религии ожидать не стоит. В наше время уже сложно говорить о некой единой системе иудаизма, а тем более о том, что единство будет найдено в неком обозримом будущем (с. 295). Сегодня мы становимся свидетелями разных моделей иудаизма, порожденных современным плюрализмом и открытых к межрелигиозному диалогу (с. 294-301). Более того, автор говорит, что не существует и единства среди еврейского народа. Он очень "разнороден по своему составу" (с. 77). Евреи, согласно автору, "отличаются друг от друга по этническому и географическому происхождению, религиозной деноминации и социальному классу" (с. 77). Именно поэтому возникает существенный вопрос относительно того, репрезентирует ли сегодня государство Израиль мнение всех евреев мира, если "более половины евреев мира живет в англоязычных странах" (с. 32)? Если в Тель-Авиве на 2007 год проживало 2.799.000 евреев, то в Нью-Йорке 2.051.000. Если в Израиле на 2007 жило 5.393.400 евреев, то в Америке 5.275.000 (с. 31-32).

Претензии к древнееврейской религии лежат как в политическом измерении иудаизма, так и в той идеологии, на основании которой построено государство Израиль. "Уже сейчас есть очень заметное неравенство между разными категориями граждан, недопустимое для секулярного демократического государства. Наличие двух разных определений еврейства (государственное и раввинское) приводит к большим осложнениям для многих граждан" (с. 291). Анализируя современное израильское общество, автор приходит к выводу, что "голосу Израиля не хватает нравственной убедительности, пока в этой стране существуют такие формы неравенства и несправедливости, какие приезжие не допустили бы в своих собственных странах" (с. 293). Иными словами, пока будут присутствовать "двойные стандарты" (с. 289) в отношении того, кого признавать евреем, а кого нет, что понимать под иудейским браком, а что нет, до тех пор и будет присутствовать путаница и конфликты.

Размышляя о Шоа (Катастрофе европейского еврейства) в контексте главы "Бог и еврейский народ" (с. 213-252), автор задается извечным вопросом: "почему всемогущий Бог, Творец и Промыслитель, Источник благости и любви посылает или попускает столь серьезное зло?" В свете все еще живой памяти о Холокосте этот вопрос звучит слишком опасно, но Ланж все же задает его и пытается ответить: "Библия хорошо знакома с этим вопросом и дает один последовательный ответ: Бог не только всеблаг, долготерпелив и многомилостив, но и карает всякое зло. Он даже утопил все человечество (за исключением нескольких человек) во время потопа в наказание за грех, поразивший общество". Автор ссылается на некоторых современных традиционных иудейских мыслителей, которые "попытались применить эту логику и к Холокосту". Ланж констатирует, что подобные попытки были безуспешными. "Казалось бы, все читали рассказ о Ное и потопе. И все-таки применить эти мерки к Холокосту современное сознание отказывается: неужели полтора миллиона младенцев и маленьких детей погибли жестокой смертью за свои грехи или за грехи родителей?". Одно остается ясным, даже самые ортодоксальные представители иудаизма предпочитают говорить: "Бог послал Гитлера, как в свое время Навуходоносора, чтобы разрушить Иерусалим", не говоря при этом, что жертвы Холокоста сами виноваты (с. 449). Однако, как свидетельствует сам автор: "Теология Холокоста пока находится в тупике" (с. 302). Все же пугает не это. Пугает то, что де Ланж в своей книге пишет: "В наши дни евреи почти не интересуются богословскими вопросами" (с. 301).

Наблюдая за современными христианскими тенденциями, можно с уверенностью сказать, что, с одной стороны, мессианские евреи хотят, чтобы христианская церковь стала иудейской, с другой стороны, христианская церковь, в своем большинстве, видит спасение евреев в Теле Христовом, в котором уже нет ни эллина, ни иудея. Находясь на изломе между религиозным консерватизмом и антирелигиозным секуляризмом, "иудаизм (сегодня) переживает интересное время" (с. 304). Интересное время сегодня переживает и христианская Церковь, которая готова подставить плечо иудейской религии, но не готова воспринять конструктивную критику этой самой религии, которая как, ни странно, становится все боле и более враждебной по отношению к христианству. Христианам, которые симпатизируют политике и религии Израиля, стоит помнить о том, что "евреи стали жестче позиционировать себя в диалоге с христианством: они уже не пытаются лишь защищаться, а тверже стоят на своих принципах" (с. 288). Автор считает, что подобные тенденции в будущем будут все больше и больше усиливаться. Как ни странно, но всякий осмелившийся, подобно пророкам Ветхого Завета, высказать какую-то критику относительно государства Израиля, сразу же списывается в ряды антисемитов. Николас де Ланж предостерегает от таких поспешных выводов, ссылаясь на то, что "во многих социальных кругах назвать кого-то антисемитом значит нанести серьезное оскорбление" (с. 287).

Стоит еще раз отметить, что интерес к иудаизму существует и, скорее всего, будет приобретать все большие масштабы. Израильско-Иранский конфликт, открытие новых программ по мессианскому богословию, изучение древнееврейского языка и иудейского богословия в духовных заведения на постсоветском пространстве дают почву к тому, что книги де Ланжа и ему подобных будут всегда находить своего читателя.

Анатолий Денисенко,

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 29 октября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования