Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГРАНИ.РУ": Жизнь епископа-зека. К 50-летию со дня смерти епископа РПЦ МП Афанасия (Сахарова)


28 октября исполнилось 50 лет со дня кончины епископа Афанасия, в миру Сергея Григорьевича Сахарова, который провел более 20 лет в тюрьмах, лагерях и ссылке. В наше время, когда "на радость врагу" во многих умах и душах идет унылая вялотекущая конфронтация между РПЦ и гражданским обществом, очень полезно было бы вспомнить об этом человеке, который явил своей жизнью пример бескомпромиссного следования своему идеалу, твердой гражданской позиции, подлинной веры, глубинного понимания церковности и самого что ни на есть искреннего, просветленного христианства.

Юлий Даниэль писал в предисловии к своей мордовской поэме "А в это время":

Тем, кто не сломлен лагерным стажем,
Рядом с которым наш - пустяки,
Нашим товарищам, нашим старшим -
Я посвящаю эти стихи.

Вот такими "товарищами и старшими" всем бывшим и нынешним политзаключенным, примером для подражания и источником душевных сил являются такие люди, как Афанасий Сахаров, - долгосрочники-политзеки, не сломленные запредельно большим лагерным стажем, сохранившие теплоту души, бесконечную доброту, веру и надежду в таких условиях и жизненных обстоятельствах, в которых, казалось бы, все живое в душе вымерзнуть бы могло.

Выходец из Тамбовской губернии, выпускник Владимирской духовной семинарии и Московской духовной академии, Сергей Григорьевич Сахаров (после принятия монашества в 1912 году - Афанасий) принял сан епископа в такое время, когда подобное повышение ничего кроме напастей и гонений принести не могло. 17 июня 1921 года, в возрасте 34 лет, он занял должность епископа Ковровского и викария Владимирской епархии.

Гонения ждать себя не заставили. Первый арест епископа состоялся в марте 1922 года. Механизм политических репрессий тогда еще только зарождался: дали всего год, выпустили по амнистии, через два месяца снова арестовали и снова выпустили, однако же в сентябре 1922 года епископу предстоял новый арест, этап в Таганскую тюрьму в Москве, суд и приговор к двум годам ссылки в Зырянском крае.

Вернувшись из ссылки во Владимир, епископ Афанасий в сентябре 1925 года на обновленческом (поддерживающем власть) епархиальном съезде призвал духовенство покаяться и покинуть заседание. В январе-марте 1926-го - новый арест и краткосрочное заключение, а с ноября 1926-го, несмотря на угрозы ОГПУ, Афанасий Сахаров принимает епископскую кафедру Ивановской епархии.

2 января 1927 года - снова арест, этап в Москву, Лубянка и Бутырка, и приговор: три года лишения свободы. Далее - Соловки. Срок епископ отбыл полностью, но на свободу выпущен не был. Без суда и следствия его ссылают в феврале 1930 года на три года в Туруханский край.

Епископ Афанасий не признал знаменитую Декларацию митрополита Сергия 1927 года. Во второй половине 1933 года он вернулся во Владимирскую епархию и заявил о своем выходе из юрисдикции митрополита Сергия, поскольку тот превышает полномочия заместителя патриаршего местоблюстителя. А надо ведь сказать, что епископ Афанасий пошел на конфронтацию с митрополитом Сергием вопреки тому, что был его другом и сподвижником, вместе с ним служил и работал, а приговор 1927 года получил за "принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием (Страгородским)". Дружба дружбой, но истина оказалась куда дороже.

Афанасий Сахаров становится таким образом катакомбным епископом. 18 апреля 1936 года его вновь арестовывают и приговаривают за "связь с Ватиканом" и "с белогвардейцами на Украине" к 5 годам лагерей. Вины он не признает, истинной причиной ареста считает неприятие позиции митрополита Сергия, чему, собственно, и были в основном посвящены лубянские допросы.

Срок с 1936-го по 1942 год Афанасий Сахаров отбывает на Беломорско-Балтийском канале. По окончании срока его ссылают в Омскую область.

7 ноября 1943 года, в 36-ю годовщину Октябрьского переворота, его вновь арестовывают и снова везут в Москву. Опять Лубянка, опять ночные допросы. В 1944 году – новый приговор: 8 лет лишения свободы. Этот срок епископ отбывает лагерях Сибири, затем в Дубровлаге. В 1947 году тяжело больного 50-летнего епископа признают инвалидом и избавляют наконец от изнурительных лагерных работ. По освобождении в мае 1954 года он попадает в дом инвалидов Зубово-Полянского района Мордовии.

В октябре 1955 года епископа Афанасия наконец отпускают на свободу и он возвращается в город Петушки, где и живет до своей кончины 28 октября 1962 года. В реабилитации ему отказывают. В 1958 году прокурор Владимирской области, мотивируя отказ в реабилитации, поминает епископу слова, сказанные более 30 лет назад: о том, что у него "как человека верующего и служителя церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью". И потому, мол, "приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет".

В 1945 году, после кончины Сергия (Страгородского), епископ Афанасий признал патриархом Алексия I, не считая его замешанным в неправедных делах митрополита Сергия и не видя в создавшейся ситуации иного выхода. После освобождения, однако, он епископскую кафедру уже не занимал и богослужения совершал у себя дома.

Трудно оценить, сколько людей тянулось к епископу Афанасию, сколько их побывало на домашних богослужениях в Петушках, сколько шло к нему со своими бедами и вопросами. Епископ Афанасий принимал людей, оказывая им неоценимую духовную и моральную поддержку, не только в Петушках. Он и все годы заключения вел активную обширную переписку, ободряя и поддерживая из тюрем и лагерей тех, кто пребывал в подавленном состоянии на воле. Трудно подсчитать, скольким людям при жизни епископ Афанасий решительно помог, скольких исцелил от глубоких жизненных травм, скольких вывел из состояния отчаяния и горя.

Последние годы жизни епископ Афанасий много работал над богословскими трудами и статьями, над исследованием житий русских святых и текстов богослужений. Он и сам писал богослужебные тексты, вкладывая в них силу своего поэтического дара. Известны его чины "О сущих в различных обстояниях", "О мире всего мира и о прекращении войн" и другие тексты для церковных молебнов.

"... Великая пятница... а мы на лесоповале, в болотистой чаще дремучего леса, увязаем в тину с опасностью провалиться в так называемые волчьи ямы, а кто попадал в них, тот сразу погибал. И в такой обстановке мы исповедовались друг у друга", - писал епископ из заключения. Сколько раз он был на грани жизни и смерти, умирал от тяжелых болезней в невыносимых условиях, шел на тяжелую работу сквозь пургу с сердечными приступами, но ни разу не пожаловался, не попытался вызвать сострадания к себе, а только поддерживал тех, кто сам нуждался в сострадании. Современники вспоминали о нем как о человеке веселом, любившем пошутить и никогда не позволявшем себе предаваться унынию. К окружающим он относился с исключительной чуткостью, вниманием и милосердием.

Рукоположенный в сан епископа патриархом Тихоном, епископ Афанасий за годы своего архиерейства провел непосредственно на епископской кафедре 33 месяца, в изгнании - 76 месяцев, в лагерях - 254 месяца...

Грустно сознавать, что высшие церковные иерархи, канонизировав Афанасия Сахарова в августе 2000 года, и отдаленно не следуют в своем образе жизни его примеру.

Однако ничто не может помешать нам руководствоваться в жизни и деятельности, в гражданской борьбе и житейской повседневности, в радости, горе и нелегких обстоятельствах таким светлым примером, как жизнь и деятельность епископа Афанасия Сахарова.

Елена Санникова,

"ГРАНИ.РУ", 29 октября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования