Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Политика в чалмах и рясах. Продвигаемый государством клерикализм дополнительно скомпрометирует РПЦ МП и создаст новые линии общественного раскола


Прокладывая православному духовенству дорогу в органы власти, церковное и светское начальство надеется продвинуть еще дальше свою программу клерикализации государства. На деле это дополнительно скомпрометирует РПЦ и создаст новые линии общественного раскола.

Разрешение церковнослужителям баллотироваться на выборах изложено Священным синодом РПЦ в выражениях, живо напоминающих советские прописи для идеологических бойцов-контрпропагандистов. В депутаты, а также, видимо, в мэры и в губернаторы(поскольку избираться будет позволено не только в законодательные, но и в исполнительные структуры), клирики смогут идти, только"если какая-то политическая сила говорит о том, что она ставит одной из целей своего существования противодействие Русской православной церкви и использует для реализации этой цели выборную власть". В этих и пока что только в этих случаях церковные кадры, предварительно одобренные Священным синодом, получат позволение избираться в эти охваченные духовной заразой выборные органы, чтобы сокрушить идеологического врага прямо в его логове. Таков смысл разъяснений Владимира Легойды, шефа синодального информационного отдела.

Хотя дорога к выборам для духовенства теперь открыта, но его политические противники, те зловещие силы, самый смысл существования которых заключается в противодействии РПЦ, почему-то Синодом не перечислены.

Не расшифровано и понятие"противодействие РПЦ", которое священники-депутаты, игумены-мэры и архиереи-губернаторы должны будут пресекать теперь уже не пастырским словом, а политическими инструментами. Хотя легко догадаться, что пресекать будут то, что у нас вовсю пресекается уже и так. А именно – любые попытки отстоять светский характер государства.

Клерикализация политической и общественной жизни реализуется Кремлем и священноначалием РПЦ как совместный проект.

Светская власть, с давних пор рассматривающая православное духовенство как часть подчиненного себе бюрократического класса, рассчитывает использовать его для укрепления своей идеологической базы, слабость которой она так болезненно ощущает.

А иерархи РПЦ надеются резко увеличить свой вес внутри системы.

Создать с помощью государственной выборной машины слой манипулируемых священников-политиков – дело нехитрое. И с самого начала дается понять, что их задачей будет вовсе не служение избирателям и даже не облагораживание своих светских коллег-чиновников, которые у нас ни в словах, ни в делах бога не боятся.

Их зовут для более утилитарных трудов. Чтобы продавливать в законодательство и в практику управления все новые и новые клерикальные нормы, приближая российскую действительность к слегка подправленной уваровской триаде: православие, несменяемое президентство и"народность", понятая как ультраконсерватизм, замешанный на невежестве и слепой враждебности к окружающему миру.

Направление этой совместной кремлевской и церковноначальственной мысли понятно. Непонятно, почему и те, и другие надеются, что рецепты, провалившиеся в девятнадцатом и двадцатом веках, сработают в двадцать первом.

Священники-политики вовсе не новость в России. В царских Госдумах, по мере укрепления инструментов манипулирования выборами, их доля непрерывно росла, и в последней, Четвертой Думе, избранной в 1912 году, достигла <11% депутатского корпуса. Почти поголовно они состояли в правых и националистических фракциях. Но даже и в этих отфильтрованных парламентах идейными лидерами они стать не сумели и политической эффективностью не отличились.

Сегодняшнее российское общество к возобновлению этой традиции совершенно не стремится. Напротив, три четверти опрошенных ВЦИОМом выразили мнение, что церкви следует быть вне политики.

А именно:"заниматься проблемами веры, не вмешиваясь в жизнь общества и государства" – 31%;"влиять на моральную и духовную жизнь общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела" – 44%. И всего 17% россиян поддержали тезис о желательности"активного участия церкви в решении проблем общества и государства". Даже среди пожилых и малообразованных категорий опрошенных эта доля поднимается лишь до 20 – 22%.

Рассчитывать на то, что священнослужители, придя в публичную политику, растворят этот скепсис народного большинства, явно не приходится. Скандалы вокруг церковников всех уровней – от историй с дорогостоящими часами патриарха и не менее дорогостоящей пылью на книгах его же библиотеки и до череды автомобильных аварий, устроенных клириками – показали, что большая доля верхних и средних слоев духовенства своими нравами, стилем и образом жизни слилась со светской номенклатурой, давно махнувшей рукой на уважение народа.

С таким активом, в одной своей части безнадежно разложившимся, а в другой – фанатичным до состояния полной неадекватности, выходить в политическую публичность просто наивно. В обществе прибавится не благолепия, а конфликтов и антиклерикальных настроений.

Не говоря о том, что"православизация" политической жизни в стране с многочисленным и твердым в вере мусульманским меньшинством вообще невозможна.

Ответом на занятие государственных постов православными священниками станет широкое выдвижение в южных автономиях политиков-мулл, более решительно настроенных и гораздо более уверенных в себе и в своих избирателях.

Инициатива Синода РПЦ имеет шанс возыметь те же последствия, что и предыдущая его инициатива – о внедрении в школы преподавания религии. В краях с православно-атеистическим большинством результаты оказались скромными. Зато в мусульманских регионах школы действительно лишились остатков светскости, и притом на совершенно легальных основаниях.

Опыт России однажды уже показал, что продвигаемый государством православный клерикализм вреден для православной веры, потому что ее компрометирует, и опасен для государства, потому что раскалывает его единство и в центре, и на окраинах. Однако нынешнее поколение светских и церковных вождей не желает вспоминать о старых граблях и обязательно хочет наступить на свои собственные.

"ГАЗЕТА.RU", 5 октября 2012 г.

Фото: Reuters


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования