Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

БЛОГ ДМИТРИЯ АБРАМОВА НА САЙТЕ "ЭХА МОСКВЫ": "Священная корова" Патриарха Кирилла. В действительности слова апостола Павла, процитированные Кириллом в его пленарном докладе на конференции в МГУ, звучат иначе


На встрече патриарха Кирилла со студентами и преподавателями МГУ 28.09.2012 г., которая сопровождалась скандалом вокруг принудительного сбора учащихся на лекцию предстоятеля РПЦ, была затронута тема взаимоотношения РПЦ и власти. Это было обусловлено тем, что патриарший доклад был включен в программу пленарного заседания на международной научной конференции "От древней Руси к Российской Федерации: история российской государственности", посвященной 1150-летию зарождения российской государственности.

В своём выступлении с высокой университетской кафедры патриарх Кирилл озвучил весьма своеобразные историософские построения во имя апологии действующей власти в России. "В православной традиции молиться за царей и всех начальствующих, - объяснил Патриарх студентам. - Еще апостол Павел говорил: „противящийся власти противится Господу". Государственная власть сдерживает зло и тем самым исполняет миссию, возложенную на нее самим Богом. Институт власти возник для того, чтобы охранять общество, чтобы люди могли жить сообща. Поэтому Церковь четко, ясно поддерживает институт государственной власти. А государство - священный институт в сознании нашего народа". Звучит почти что как "священная корова" индусов, не правда ли:-)

Однако, по словам патриарха Кирилла, бывали случаи, когда государство изменяло своему предназначению, видело себя не слугой Бога, а мнило Богом самое себя. Тогда оно начинало бороться с Церковью, как это произошло в нашей стране в ХХ веке. Чтобы такого не происходило впредь, требуется держать людей, наделенных властью, под особым пастырским вниманием. Читай, под неусыпным контролем Церкви:-) Вот только неизвестно, как отнесется президент России Владимир Путин к такому раскладу в "симфонии властей", который предложил глава РПЦ …

Впрочем, подобные устремления, как известно, были присущи еще патриарху Никону, который ставил "священство" выше "царства": "Священство всюду пречестнейши есть царства. …Господь Бог всесильный, егда небо и землю сотворил, тогда два светила, солнце и месяц, на нем ходяще, на земле светити повеле, има же нам показа власть архиерейску и царску. Солнцем показал есть власть архиерейску, месяцем же показа власть царскую, ибо солнце вяще светит во дне, яко архиерей душам, меншее же светило в нощи, еже есть телу. Якоже месяц емлет себе свет от солнца и егда далее от него отступает, тем совершеннейши свет имать. Такоже и царь поемлет посвящение и венчание от архиерея, его же абие восприемлет, уже имать свое совершенное светило, еже есть и святейшую силу и власть. Таковое есть то разнствие между тыма двема лицема во всем христианстве, яковая есть между солнцем и месяцем, ибо архиерейска власть во дни, еже есть над душами, царская же по вещех мира сего. … Священство и самого царства преболе" (Возражение, или Разорение смиреннаго Никона, Божиею милостию Патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисее Лигаридиусу, и на ответы Паисеовы [1666 г.] // Никон (Минов), патриарх. Труды М., Изд. Московского университета. 2004. С. 301, 307, 327).

Не секрет, что патриарх Кирилл сам является ярым поклонником патриарха Никона, впрочем, как и прп. Иосифа Волоцкого, которого он назначил "небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования": http://www.patriarchia.ru/db/text/261897.html Между тем, почитаемый патриархом Кириллом русский святой Иосиф Волоцкий не только обличал власть предержащих, но и проповедовал явное неповиновение нечестивым правителям: "Царь есть Божий слуга, для милости и наказания людей. Если же царь царствует над людьми, а над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего неверие и хула, такой царь - не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель. И ты не слушай царя или князя, склоняющего тебя к нечестию или лукавству, даже если он будет мучить тебя или угрожать смертью. Этому учат нас пророки, апостолы и все мученики, убиенные нечестивыми царями, но не покорившиеся их повелению. Вот как подобает служить царям и князьям" ("Просветитель", Слово седьмое).

Напомним, что ранее в своей проповеди 16 июля 2011 г., в праздник перенесения мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (1652), патриарх Кирилл после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля фактически разделил данное мнение о необходимости противостоять произволу государственной власти, коснувшись периода правления Царя Ивана Грозного: "Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!": http://expertmus.livejournal.com/78362.html

В действительности слова апостола Павла, процитированные патриархом Кириллом в его пленарном докладе на конференции в МГУ, звучат несколько иначе: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению" (Рим. 13, 1-3). Одно дело: Богом установленная власть и совсем другое – Господь Бог, которого патриарх Кирилл почему-то низвел до мирских правителей и их дел, следствием чего и стал пассаж о "священной корове", пардон, "священном институте" …  

Надо сказать, что история Русской Церкви знает совершенно иные примеры отношения "священства" к тому или иному правлению на Руси. Так, преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского сражаться против ордынской власти. Другой преподобный Иринарх Переяславльский призвал к себе князя Дмитрия Пожарского и обещал Божию помощь в изгнании польской власти из Кремля. В апреле 1611 г. из заточения в Чудовом монастыре патриарх-мученик Гермоген в своей последней грамоте призвал к сопротивлению неугодным властям: "Благословение архимандритам, и игуменам, и протопопам, и всему святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детям боярским, и всему миру - от патриарха Гермогена Московского и всея Руси мир вам и прощение и разрешение. Дописати бы вам из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтобы митрополит писал в полки к боярам учительную грамоту, да и казацкому войску, чтобы они стояли крепко в вере, и боярам бы, и атаманам говорили бесстрашно, чтобы они отнюдь на царство проклятого Маринкиного сына… (не брали) … Я не благословляю. И на Вологду к властям пишите же, также бы писали в полки; да и к Рязанскому (владыке) пишите тоже, чтоб в полки также писал к боярам учительную грамоту, чтобы уняли грабеж, корчму и разврат, и имели бы чистоту душевную и братство и помышляли бы, как реклись, души свои положите за Пречистыя дом и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили; да и во все города пишите, чтобы из городов писали в полки к боярам и атаманам, что отнюдь, Маринкин (сын) не надобен; проклят от святого собора и от нас… в полках говорить и бесстрашно что проклятый отнюдь ненадобен, а хотя будет постраждете, и вас в том Бог простит и разрешит в сем венце и в будущем; а в города для грамот посылате их же, а велите им говорить моим словом. А вам всем от нас багословение и разрешение в сем венце и в будущем, что стоите за веру неподвижно; а я должен за вас Бога молите" (ААЭ. Т. 2. № 194. II (№ 194.I - отписка Ефрема термичам); Назаревский В.В. Патриарх Гермоген, народные ополчения Д.М. Пожарского и К.З. Минина и избрание на царство Михаила Федоровича Романова. М. 1911). Этой грамотой, которую историки часто полностью обходят, патриарх впервые и единственный раз официально признал, что народное восстание было законным и справедливым, и народ сделал правильный вывод из его рефреном звучавшей проповеди: "коли крестится Владислав - будет нам царь, коли нет - не будет нам царем". Уже в ХХ веке пример святителя Гермогена вдохновил патриарха Тихона разослать такие же всенародные призывы о сопротивлении большевистской власти: "Скажи народу, если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы погибнем, и Святая Русь погибнет с нами!": http://expertmus.livejournal.com/89380.html

Да и будущий патриарх Кирилл за годы своей церковной карьеры проявлял не только беспрекословное повиновение государственной власти: http://rublev-museum.livejournal.com/250238.html Так, 19 августа 1991 г. в праздник Преображения Господня, когда развернулись драматические события вокруг ГКЧП, на патриаршей Литургии в Успенском соборе Кремля были отменены поминовения на ектении "властей" и "воинства", а вместо них были вознесены поминовения о "богохранимой стране нашей и о народе ея", что было сделано патриархом Алексием из-за сомнительности сведений об отходе от власти Президента СССР М.С. Горбачева и "настораживающего факта" создания "комитета по чрезвычайному положению" (ЖМП. № 11. М., 1991. С. 8): http://expertmus.livejournal.com/59586.html

По словам протодиакона Андрея Кураева, в тот день на патриаршую службу в Успенском соборе Кремля должны были прийти делегаты открывавшегося первого Конгресса соотечественников, в том числе потомки эмигрантов первой, "белой" волны: "И тут - ГКЧП. Когда началась служба, я подумал: неужели в конце Литургии позвучит, как обычно, многолетие "властем и воинству"? Подошел к митрополиту Кириллу, нынешнему патриарху, поделился сомнениями. Владыка мгновенно проанализировал ситуацию и направился к Святейшему... Власти и воинство упомянуты не были. Для тех, кто разбирается в нюансах церковной службы, это было четким сигналом: патриарх и Церковь не считают путчистов законной властью"…

Конечно, бывший референт патриарха Кураев не обошелся без привычного для него самопиара, да и память ему стала явно изменять, если он назвал ту службу в Успенском соборе 19 августа 1991 г. "первым патриаршим богослужением в кремлевских стенах с 1917 года":-) На самом деле первая Литургия в Успенском соборе (см. фото) была совершена Патриархом Алексием годом раньше - 23 сентября 1990 г., в Неделю пред Воздвижением!

Тем не менее, кураевские признания о роли будущего патриарха Кирилла в отказе от признания властей предержащих в августе 1991 г. выставляют в несколько ином свете теперешнего предстоятеля РПЦ, который ныне настаивает на слепом повиновении правящему в России "тандему". К слову сказать, легитимность нынешней власти вызывает сарказм даже у её апологетов, стоит только вспомнить, как на телешоу "Поединок" с участием Веллера и Ципко его ведущий Владимир Соловьев в ответ на реплику Ципко, что "он приложил свою руку к выбору народом нового пути" (точнее  сказать, участи!), откровенно заметил, что "народ тогда никто и не спрашивал, а всё сделал Ельцин":-)

Так что весь пафос выступления патриарха Кирилла перед студентами МГУ в защиту "священной коровы" власти оказался явно не в ладах ни с историческими фактами, ни с примерами из его личной автобиографии…

БЛОГ ДМИТРИЯ АБРАМОВА НА САЙТЕ "ЭХА МОСКВЫ", 1 октября 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования