Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Дагестан в режиме самообороны. Шейх Саид Афанди удерживал тысячи молодых людей от «ухода в лес» к ваххабитам


Десятки тысяч мусульман Дагестана проводили в последний путь шейха Саида Афанди Чиркейского — влиятельнейшего религиозного лидера республики и сопредельных регионов, убитого во вторник в своем родовом селении (по версии следствия, террористкой-смертницей из новообращенных ваххабитов). Всколыхнувшая республику гибель шейха, главы дагестанских суфиев и оппонента "лесных" экстремистов, стала далеко не первой атакой на традиционный ислам, однако до сих пор целью террористов не становилась фигура такого масштаба.

"Мы примем решение в каждом городе, в каждом районе организовать отряды самообороны, дружины из молодых людей, готовых под руководством и вместе с органами внутренних дел вести работу по обеспечению безопасности, по наказанию этих бандитов и террористов", — заявил в среду президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Как пояснили в пресс-службе главы республики, это поручение дано всем районным и муниципальным руководителям. Таким образом, власти северокавказской республики стали первыми, кто официально одобрил инициативу, которую на общероссийском уровне пока озвучивает только "религиозная общественность", — дать возможность гражданам самостоятельно защищать свои святыни от посягательств.

Саид Афанди Чиркейский

Саид Афанди аль-Чиркави (настоящее имя Саид Абдурахманович Хацаев) был одним из главных апологетов традиционного ислама в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Родился в 1937 году в селении Чиркей Буйнакского района. Суфийский шейх, устаз (дословно — "учитель", глава ордена суфиев). Ведущий представитель тарикатов (братств суфиев) Накшбандийя и Шазилийя в регионе, последовательный критик ваххабизма. Автор богословских трудов "Сокровищница благодатных знаний", "История пророков" и многочисленных работ, направленных против радикального исламизма. Под влиянием Саида Афанди находилось Духовное управление мусульман Дагестана.

Республиканское МВД уже назвало имя вероятной виновницы гибели почитаемого религиозного лидера и шести его последователей. Следствие считает, что бомбу в дом Саида Афанди пронесла явившаяся под видом паломницы Аминат Курбанова — этническая русская, в девичестве Сапрыкина, жена находящегося в федеральном розыске боевика, занимавшаяся вербовкой будущих смертниц. Имя Курбановой-Сапрыкиной уже фигурировало в сводках МВД Дагестана. В июне сообщалось, что "по оперативной информации, бандподполье планирует подорвать "живые бомбы" в общественных местах во время празднования Дня России в Дагестане — на роль смертницы, по данным следствия, бандиты выбрали 30-летнюю Аминат Курбанову, ушедшую из дома 25 марта".

Неофициальный духовный лидер Дагестана Саид Ацаев, более известный как шейх Саид Афанди Чиркейский, стал далеко не первым влиятельным сторонником традиционного ислама, убитым в последнее время. 27 октября прошлого года погиб шейх Табасаранского района Сираджудин Исрафилов, 24 марта 2012 года при взрыве был убит имам буйнакской мечети Гатиномагомед Абдулгапуров, ставший уже 12-м по счету религиозным деятелем, павшим от рук экстремистов. "Но эти более чем серьезные события как будто не замечаются федеральными массмедиа и общественностью", — сказал "МН" главный редактор махачкалинской газеты "Черновик" Биякай Магомедов. Например, отмечает он, 19 августа, в праздник Ураза-байрам, было совершено нападение на шиитскую мечеть в Хасавюрте, один верующий погиб, семеро было ранено, "но в отличие от выходки неразумных девиц в храме Христа Спасителя этот инцидент не привлек никакого внимания". Но убийство Саида Чиркейского, учителя 400 тыс. мюридов (последователи суфийского шейха) даже на этом фоне выглядит вопиющим, подчеркивает Магомедов. "Да, были и другие громкие убийства, например гибель журналиста Хаджимурата Камалова, которого оплакивали тысячи, но это были разные люди: и шииты, и суфии, и сунниты, а на похоронах Саида Афанди 99% составляли его мюриды, и их было под 100 тыс. человек", — рассказывает Биякай Магомедов. По его словам, именно авторитет шейха удерживал тысячи молодых людей от "ухода в лес" к ваххабитам.

Убийство шейха Саида Чиркейского доказало невозможность поиска компромиссов с радикалами ваххабитского толка, уверен религиовед и социолог, специалист по исламу Роман Силантьев. "Я считаю, что те люди, которые призывали к переговорам с террористами, с ваххабитами и салафитами, должны именно сейчас пойти под суд", — заявил Силантьев РИА Новости. По мнению эксперта, именно стремление представителей умеренного ислама к диалогу с салафитами (которое разделял и Саид Афанди) сами экстремисты сочли слабостью оппонентов и своей победой. "Именно этот "диалог" и привел к гибели Саида Афанди", — считает эксперт.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль полагает, что за ликвидацией Саида Афанди стоит внешняя сила, не заинтересованная в союзе различных религиозных групп Северного Кавказа. "Саид Афанди, которого я, кстати, лично знал, добился договоренностей между суфиями и салафитами", — подчеркивает Джемаль. Биякай Магомедов, впрочем, полагает, что убийство Саида Афанди не вызовет противостояния между мюридами суфийского шейха и приверженцами салафизма. "Гораздо в большей степени последователей Саида Чиркейского покоробило то, что высшая российская власть не выразила никаких соболезнований по поводу гибели человека, который 20 лет боролся с экстремизмом", — подчеркивает главный редактор газеты "Черновик".

Михаил Мошкин,

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 30 августа 2012 г.

Фото: РИА "Новости"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования