Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Власть не нужна. Православие сейчас — один из атрибутов конформизма


Положение церкви в российском обществе кажется прочным, но поддержка и доверие большинства могут исчезнуть при изменении экономической и политической конъюнктуры.

В последние полгода Русская православная церковь оказалась в центре многочисленных скандалов, последний из которых — суд над Pussy Riot — приобрел международные масштабы. Основная причина происходящего в том, что РПЦ заняла консервативную охранительную позицию, оказывая власти посильную идейную поддержку. Тем временем критика власти, особенно со стороны образованной городской публики, растет. И это не может не вылиться в негативное отношение к церкви.

Ничего удивительного в этой ситуации нет.

РПЦ просто-напросто не могла повести себя по-иному. Ее история отношений с государством и нынешняя от него зависимость не оставляли другого выбора.

В конце прошлого года, когда недовольство действиями властей вылилось в мощную протестную волну(которая, впрочем, не распространилась дальше Москвы и Петербурга), РПЦ лишь очень короткое время пыталась встать над схваткой, а после заняла привычную политическую и общественную нишу. И стала удобной мишенью критики для тех, кто видит в ней лишь пережиток прошлого, мешающий развитию страны.

Однако критика эта не разделяется подавляющим числом российского населения. Согласно многочисленным опросам, оно по-прежнему доверяет церкви, более того, поддерживает ее по целому ряду вопросов. К примеру, в ситуации с Pussy Riot большинство публики полагает, что РПЦ повела себя единственно правильным образом. Не подорвали ее реноме и разоблачения неподобающего поведения клира и епископата во главе с самим патриархом. Казалось бы, ничто не может поколебать ее прочного положения в российском обществе.

А поскольку отношения с властью у РПЦ сейчас близки как никогда(общие испытания сближают), можно предположить, что будущее не сулит церкви никаких бед. Однако это не так. И вот почему.

Для начала присмотримся к тому, что представляют собой взгляды большинства, которое уверенно поддерживает РПЦ во всех ее нынешних перипетиях. Большинство это очень трудно назвать верующим. В церковь оно почти не ходит, Библию практически не знает, православным себя числит исключительно по национальному признаку, и даже наличие Бога вызывает у него большие сомнения. Что же привлекает этих людей в РПЦ? То, что она является частью официоза и воспринимается практически как одна из ветвей власти.

Большинство всегда настроено конформистски, и православие сейчас является одним из атрибутов конформизма. С одной стороны, это обеспечивает церкви прочное положение, но, с другой, подчеркивает его преходящий характер.

Любое изменение экономической и политической конъюнктуры в стране лишит РПЦ той подушки безопасности, которая сейчас кажется такой толстой. Упреки, которые обрушатся на власть, не минуют и ее верного сателлита. Боюсь, что ему достанется даже больше, потому что власть задевать опасно и тогда, когда она слаба, а церковь сама по себе защитной аурой не обладает. И это тем более так, поскольку ее надмирное измерение"православному" большинству попросту недоступно.

Присмотримся и к тем, кто церковь нынче критикует. Безусловно, численно их совсем немного. Но значительную часть этой публики составляет образованная городская молодежь. И она совсем не обязательно исповедует атеистические взгляды. Опросы показывают, что антиклерикальные выпады органично сочетаются у многих с верой в высшее начало или, по крайней мере, в нравственное измерение человеческой жизни. То есть их критика церкви носит не столько политический, сколько этический характер. От такой критики РПЦ с ее претензией на роль главного глашатая нравственности защищаться чрезвычайно трудно. Особенно ярко это проявилось в ходе суда над Pussy Riot.

Важно и то, что моральная критика проникает и в саму церковь, заставляя некоторых верующих дистанцироваться от действий своего священноначалия. Конечно, их немного, но в основном это опять же образованная молодежь, то есть основной интеллектуальный ресурс РПЦ.

Вряд ли речь может идти о церковном расколе, предпосылок для этого нет. Но то, что это грозит отдалением от церкви тех, от кого зависит ее будущее, — безусловно. Как безусловно и то, что это ослабит миссионерскую активность РПЦ в городской среде. Религиозно ищущая публика в этой ситуации будет медлить, определяясь со своей конфессиональной принадлежностью. Ослабление организованной религии и рост внеконфессиональных верующих — одна из основных тенденций в западном мире. И сейчас ей будет гораздо легче прижиться на российской почве.

РПЦ почти без колебаний предпочла занять свою традиционную нишу неподалеку от власти еще и потому, что страшится перемен. Ее идеалы остались в прошлом. С властями предержащими она легко находит общий язык, но оппозиционеры для нее чужие люди, которых она не понимает и боится. Церковное руководство, похоже, уверено, что если те, не дай бог, придут к власти, ему не поздоровится. Память о большевистских гонениях дает о себе знать.

Действительно левые настроения сейчас на подъеме. На церковных зданиях появляются обидные граффити, в интернете в адрес РПЦ раздаются уничижительные эпитеты. А инициативы вроде создания православных дружин, защищающих церковное имущество, еще больше разжигают взаимное озлобление. Между тем российская ситуация не является уникальной.

Нечто подобное происходило в Европе в конце шестидесятых годов, когда контркультурный бунт породил и антиклерикальные настроения. Акция Pussy Riot очень напоминает выступления тогдашних радикальных феминисток.

Да и само английское название группы словно взято напрокат из той бурной эпохи. Чем все это закончилось, хорошо известно. Многие из контркультурных лидеров шестидесятых и тех, кто им сочувствовал, стали вполне респектабельными политиками, которые определяют повестку дня в современном мире. С церковью они давно не сражаются, признавая ее законное право быть одним из институтов секулярного общества. В"культурных войнах" сторонников секуляризма и религиозных консерваторов гораздо больше от культуры, чем от войны, и ведутся они вполне цивилизованными методами. Но, главное, обе стороны признают, что победы и поражения зависят от них самих и от их авторитета в обществе, а вовсе не от близости к власти, которая сохраняет религиозный нейтралитет.

Конечно, нашей стране не впервой выламываться из общего хода истории, но если на этот раз верх возьмет эволюционная, а не революционная модель развития, никаких угроз для существования РПЦ не предвидится. И чем быстрее она поймет это и научится завоевывать авторитет без привычной опоры на власть, тем быстрее найдет свое место в современном обществе.

Борис Фаликов,

"ГАЗЕТА.RU", 27 августа 2012 г.

Фото: ИТАР-ТАСС


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования