Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

«ГРАНИ.РУ»: Запах свободы в Хамсуде. Последнее слово подсудимых на суде по делу Pussy Riot


В Хамовническом суде завершились семидневные слушания по делу Pussy Riot. Судья Марина Сырова огласит приговор 17 августа. Прокурор запросил для участниц панк-молебна в ХХС три года лишения свободы. Девушек обвинили в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти. Политический мотив обвинение упорно отрицает. В среду Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич выступили с последним словом.

Толоконникова Надежда, узница совести

По большому счету процесс идет не над тремя вокалистками Pussy Riot, а над всей судебной системой России. Судебный процесс приближается к стандартам сталинских "троек"... В том, что произошло выступление в храме Христа Спасителя и последующий процесс, виновата авторитарная система... Это подавление базовых прав человека, его гражданских и политических свобод.

Мы искали настоящей искренности и простоты и нашли их в панк-выступлениях. Никакой напускной благопристойности... Первые лица государства стоят в храме с правильными лицами, но лукавят и грешат куда больше нашего... Нам от одного российского воздуха больно. Нас не устраивает вынужденная гражданская пассивность большей части населения, нас раздражает скандально низкая слабость горизонтальных связей внутри общества...

Все больше и больше людей верят в нас и считают, что нам не место за решеткой... Многие говорят, что наш политический жест был правильным, что мы раскрыли язвы этой системы, разворошили осиное гнездо, которое потом кинулось на нас.

С каждым днем люди все больше и больше понимают, что если политическая система ополчилась на трех девочек, которые в течение 30 секунд выступили в ХХС, это значит, что она их боится... Люди чувствуют правду, пути правды всегда торжествуют в итоге над путями коварства и лжи.

Мы говорим все, что хотим. А те люди, которые сидят там (на стороне обвинения. - Ред.), они говорят лишь то, что дозволяет им политическая цензура. Они не могут говорить такие слова, как "панк-молебен "Богородица, Путина прогони". Они не могут произносить строчки из нашего панк-молебна, которые касаются политической системы... У них зашиты рты. Может быть, они осознают это и тоже в конце концов пойдут по пути правды и искренности. Потому что все это выше статичности, напускной благопристойности и лицемерия. Статичность и поиск истины всегда противоположны. И на этом процессе мы видим людей, которые пытаются найти истину, и людей, которые пытаются закрепостить тех, кто хочет найти истину. Человек - существо, которое всегда ошибается, оно несовершенно. Оно всегда стремится к мудрости но никогда ее не имеет... Мменно поэтому родилась философия. Философ - тот, кто любит мудрость и стремится к ней, но никогда ею не обладает. Именно это заставляет его действовать, думать и жить в конечном счете так, как он живет. И именно это заставило нас пойти в храм Христа Спасителя. Я полагаю, что христианство, как я его поняла, изучая Ветхий Завет и в особенности Новый Завет, поддерживает именно поиск истины и постоянное преодоление себя - преодоление того, чем ты был раньше. Христос не зря был с блудницами. Он говорил: я помогаю тем, кто оступается, и я прощаю их. Но почему-то я не вижу этого на нашем процессе, который проходит под знаменем христианства. Мне кажется, что сторона обвинения попирает христианство...

Правда и добро всегда торжествуют над ложью и злом. Мне кажется, какие-то высшие силы направляют речи адвокатов противоположной стороны, которые постоянно оговариваются и называют нас "потерпевшими"... Нам нужно найти контакт и восстановить диалог, совместно стремиться к истине, а не просто стигматизировать и вешать на людей ярлыки. Это последнее, что может делать человек. И Христос осуждал это.

Cейчас здесь над нами в судебном процессе происходит надругательство. Кто бы мог подумать, что история, в частности - еще недавнего страшного большого сталинского террора, - ничему не учит... Хочется рыдать, глядя на то, как приемы средневековой инквизиции воцаряются в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации.

Но с момента ареста мы разучились плакать. Мы отчаянно кричали на наших панк-концертах, как могли и умели, о беззакониях властей, но вот - у нас украли голос. Весь процесс нас отказываются слышать. Слышать - это значит воспринимать, стремиться к мудрости, быть философом. Мне кажется, каждый человек должен в глубине души к этому стремиться. Само по себе формальное образование - это ничто. Адвокат Павлова (Лариса Павлова, представляющая интересы потерпевших. - Ред.) постоянно стремится упрекнуть нас в недостатке образования. Можно обладать огромным количеством знаний, но не быть при этом человеком.

Мы здесь лишь декорации, тела, доставленные в зал суда. Мы протянули руку людям, которые считают нас своими врагами, а они в эту руку плюнули. Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, гонимы.

Слушайте нас - нас, а не Аркадия Мамонтова о нас. Не искажайте и не перевирайте все нами сказанное и позволяйте нам вступить в диалог, в контакт со страной, которая в том числе и наша, а не только Путина и патриарха.

Я, как Солженицын, верю в то, что слово разрушит бетон. Я, Катя и Маша сидим в тюрьме, в клетке, но я не считаю, что мы потерпели поражение. Как и диссиденты, находясь в тюрьмах и психушках, выносили приговор режиму.

Искусство создания образа эпохи не знает победителей и проигравших. Так поэты-обэриуты до конца оставались художниками, будучи "зачищенными" в 1937 году. Введенский писал: "Нам непонятное приятно, необъяснимое нам друг"... Pussy Riot - ученики и наследники Введенского. Его принцип плохой рифмы для нас родной... Ценой собственных жизней обэриуты невольно доказали, что их ощущение бессмысленности и алогичности как нервов эпохи было верно... Цена соучастия в сотворении истории всегда непомерно велика для человека... Обэриутов считают умершими, но они живы. Их наказывают, но они не умирают.

А помните ли вы, за что был приговорен к смертной казни молодой Достоевский? Вся вина его заключалась в том, что он увлекся теориями социалистов и на собрании дружеского кружка вольнодумцев, собиравшегося по пятницам в квартире Петрашевского, обсуждал сочинения Фурье и Жорж Санд. А на одной из последних пятниц прочел вслух письмо Белинского к Гоголю, наполненное, по определению суда - внимание - "дерзкими выражениями против правословной церкви и верховной власти". После всех приуготовлений к смертной казни и после 10 безмерно страшных минут ожидания смерти было объявлено о перемене приговора на 4 года каторжных работ с последующим отбыванием воинской службы.

Сократ был обвинен в развращении молодежи... Сократ обладал связью с внутренним божественным голосом и ни в коем случае не был богоборцем. Но для кого это имело значение, коль скоро Сократ раздражал влиятельных жителей города своим критическим, диалектическим и свободным от предрассудков мышлением?

Не забыли ли вы, при каких обстоятельствах завершил свой земной путь последователь апостолов Стефан? "Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон". Он был признан виновным и казнен побиванием камнями.

Кстати, спасибо Дмитрию Анатольевичу Медведеву за очередной замечательный афоризм. Если свой президентский срок он обозначил лозунгом "свобода лучше чем несвобода", то благодаря меткому слову Медведева у третьего путинского срока есть хорошие шансы пройти под знаком нового афоризма - "тюрьма лучше чем побивание камнями".

Поскольку мы реально не питали и не питаем религиозной ненависти и вражды, пришлось прибегнуть к помощи лжесвидетелей. Одна из них - Иващенко Мотильда - устыдилась и в суд не явилась. Остались лживые свидетельства господ Троицкого и Понкина, а также госпожи Абраменковой ("православные эксперты", проводившие третью экспертизу по делу. - Ред.). И нет больше никаких доказательств наличия ненависти и вражды, кроме так называемой экспертизы, которую суд, если он честен и справедлив, должен признать доказательством недопустимым в силу того, что это не научный строгий объективный текст, а грязная и лживая бумажонка времен средневековой инквизиции.

Выдержки из текстов и интервью Pussy Riot обвинение приводить стесняется, поскольку они являются первейшим доказательством отсутствия мотива.

Напоследок я процитирую песни группы Pussy Riot. Они оказались пророческими. Вот: "Глава КГБ, их главный святой, ведет протестующих в СИЗО под конвоем". Это о нас. Но я хочу процитировать следующие строчки: "Откройте все двери, снимите погоны, почувствуйте с нами запах свободы".

Алехина Мария, узница совести

Наш процесс - это очень красноречивое подтверждение тому, что требуется ресурс тысяч людей по всему миру, для того чтобы доказать очевидное - что мы невиновны втроем. Мы невиновны, об этом говорит весь мир. Весь мир говорит на концертах, весь мир говорит в интернете, весь мир говорит в прессе. Премьер-министр Англии приветствует нашего президента не словами об олимпиаде, а вопросом: "Почему три невиновные девушки сидят в тюрьме?" Это позор.

Наша мотивация... хорошо выражена словами Евангелия: "всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". Я и мы все искренне верим, что нам отворят. Но увы, пока что нас только закрыли в тюрьме. Это очень странно, что, реагируя на наши действия, власти совершенно не учитывают исторический опыт проявления инакомыслия.

"Несчастна страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем - как психическое расстройство", - писал в 70-е годы диссидент Буковский. Прошло не так много времени - и уже как будто не было ни Большого Террора, ни попыток противостоять ему. Я считаю, что мы обвиняемые беспамятными людьми.

"Они говорили: хотим побить тебя камнями за богохульство" (Иоанн, 10.33). Интересно что именно этот стих использует Русская православная церковь для выражения своего взгляда на богохульство. Это мнение заверено на бумаге и приложено к нашему уголовному делу. РПЦ ссылается на Евангелие как на статичную религиозную истину. Под Евангелием уже не понимается откровение, каким оно было с самого начала... Его можно разодрать на цитаты и засунуть в любой документ, использовать для любых целей... Религиозная истина не должна быть статичной... Эти вещи осмысляются в искусстве и в философии, в том числе в современном искусстве.

Художественная ситуация может и должна содержать в себе внутренний конфликт. И меня очень сильно раздражает "так называемость" применительно к современному искусству. Я хочу напомнить, что во время суда над поэтом Бродским использовалось ровно то же самое - его стихи обозначались как "так называемые стихи", а свидетели их не читали - как и часть наших свидетелей не были очевидцами произошедшего, но видели в интернете клип.

Наши извинения, видимо, тоже обозначаются в собирательной обвиняющей голове как "так называемые". Хотя это оскорбительно и наносит мне моральный вред и душевную травму. Потому что наши извинения были искренними. Мне так жаль, что произнесено было такое количество слов и вы до сих пор этого не поняли - или вы лукавите, говоря о наших извинениях как неискренних. Я не понимаю, что вам еще нужно услышать! Для меня лишь этот процесс имеет статус "так называемого".

Я вас не боюсь. Я не боюсь лжи и фикции плохо задекорированного обмана в приговоре так называемого суда. Потому что вы можете лишить меня только так называемой свободы. Только такая существует в Российской Федерации. А моей внутренней свободы никому не отнять. Она живет в слове, она будет жить благодаря гласности... Эта свобода уже продолжается с каждым неравнодушным человеком, который слышит нас в этой стране. Именно честность и гласность, жажда правды сделают всех нас немного свободнее. Мы это увидим.

Самуцевич Екатерина, узница совести

На последнем слове от подсудимого обычно ждут либо раскаяния, либо сожаления о содеянном, либо перечисления смягчающих обстоятельств. В моем случае, как и в случае моих коллег по группе, это совершенно не нужно. Вместо этого я хочу высказать свои соображения по поводу произошедшего с нами.

То, что храм Христа Спасителя стал значимым символом политической стратегии наших властей, многим думающим людям стало понятно еще с приходом на руководящий пост в РПЦ бывшего коллеги Владимира Путина - Кирилла Гундяева, после чего ХХС стал использоваться в качестве яркого интерьера для политики силовых спецслужб, являющихся основным источником власти.

Для чего Путину вообще понадобилось использовать православную религию, ее эстетику? Возможно, что жесткая и неудачная политика правительства Путина, инцидент с подводной лодкой "Курск", взрывы мирных граждан и другие неприятные моменты в его политической карьере заставили задуматься о том, что ему уже давно пора взять самоотвод, иначе в этом ему помогут граждане России. Видимо, именно тогда ему понадобились более убедительные - трансцендентные - гарантии власти. Здесь и возникла потребности использовать эстетику православной религии, исторически связанную с имперскими временами России, где власть шла не от таких земных проявлений, как демократические выборы и гражданское общество, а от бога.

Власти решили аппроприировать исторический эффект утраты и представить свой новый политический проект по "восстановлению утраченных духовных ценностей России", имеющий весьма отдаленное отношение к искренней заботе о сохранении истории и культуры православия. Достаточно логично, что РПЦ, давно имеющая мистические связи с властью, явилась главным медийным исполнителем этого проекта. При этом было решено, что РПЦ... должна также противостоять всем пагубным проявлениям современной массовой культуры с ее концепцией разнообразия и толерантности. Для реализации этого проекта потребовалось немалое количество профессионального оборудования, эфирного времени на центральных каналах для прямых многочасовых трансляций... Стройные речи патриарха должны были помочь верующим сделать правильный выбор в тяжелые для Путина предвыборные времена.

Наше внезапное музыкальное появление в ХХС с песней "Богородица, Путина прогони" нарушило цельность этого так долго создаваемого медийного образа, выявило его ложность. В нашем выступлении мы осмелились без благословения патриарха совместить визуальный образ православной культуры и культуры протеста, наведя умных людей на мысль о том, что православная культура... может оказаться и на стороне гражданского бунта и протестных настроений в России. Возможно, такой неприятный масштабный эффект от нашего медийного вторжения в храм стал неожиданностью для властей. Сначала они попытались представить наше выступление как выходку бездушных воинствующих атеисток, но сильно промахнулись, так как к этому времени мы уже были известны как антипутинская панк-феминистская группа, осуществляющая свои медийные набеги на главные политические символы страны.

С одной стороны, мы ожидаем обвинительный приговор, против судебной машины мы проиграли. С другой стороны, мы победили: весь мир видит, что дело сфабриковано. Система не может скрыть репрессивный характер процесса... Все обещанные Путиным шаги на пути к правовому государству очевидно так и не были сделаны. А его заявление о том, что суд по нашему делу будет справедливым, является очередным обманом всей страны и мирового сообщества.

"ГРАНИ.РУ", 8 августа 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования