Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Параллельный мир. Конфликт вокруг «дела Pussy Riot» неожиданно продемонстрировал продвинутой аудитории параллельный мир, который существует рядом


Конфликт вокруг "дела Pussy Riot", жесткие дискуссии, сопровождаемые взаимными оскорблениями, и появление в зале суда экзотических потерпевших неожиданно продемонстрировали продвинутой аудитории параллельный мир, который существует рядом. Раньше она им совершенно не интересовалась, так как не соприкасалась с ним, а сейчас воспринимает его как дикую средневековую аномалию на улицах постиндустриального города.

В этом мире есть свое представление об истории. В упрощенном виде оно сводится к следующему. Россией управлял благочестивый государь Николай II (некоторые с благоговением упоминают еще о святом старце Григории, но другие полагают, что раз церковь негативно относится к почитанию этой персоны, то обсуждать этот вопрос недушеполезно), которого свергли либералы-масоны, генералы-предатели и мировая закулиса. Затем к власти вообще пришли сплошные Бронштейны и Розенфельды, устроившие жестокое гонение на церковь, но, в конце концов, их покарал генералиссимус, открывший храмы, выигравший войну и снижавший цены. Затем его сменил безбожник Хрущев, учинивший новое гонение, прекратившееся после прихода к власти Брежнева, при котором все было хорошо и спокойно, заводы работали, колхозы процветали, и церкви открытые стояли – кто не хотел делать партийно-комсомольскую карьеру, тот ходить в них мог свободно и безбоязненно.

А потом, при масонах Горбачеве и Ельцине, страну наводнили католики и прочие сектанты, и церковь оказалась обижена и унижена. А открытие храмов и монастырей в это же время происходило по Божьей воле и молитвам старцев, вопреки масонским козням. Потом пришел Путин, при котором вроде стало получше, и Америка нас вроде бы бояться начала, а потом почему-то взяла и захватила Ливию, а сейчас Сирию проглотить пытается. И у нас в Москве всякие кошмары – то люди какие-то странные за печеньки и доллары на митинги ходят, то девки в кафедральном соборе непотребства творят.

В этом мире есть свое представление о мировой политике. Например, о том, что в городе Брюсселе стоит трехэтажный компьютер "Зверь", в который закачаны все данные обо всех жителях Земли. А управляют этим компьютером слуги Антихриста, готовящие его пришествие. А руководит всем какая-то Трехсторонняя комиссия, а что это за стороны – то не нашего ума дело. Известно еще, что есть какой-то клуб, название которого никто выговорить не может – в нем тоже масоны засели и миром управляют. И говорят, что в Ватикане они хозяйничают и даже в некоторых православных патриархатах. И надо в этом мире быть особо бдительным, а так как на собственные силы надежды мало, то слушать надо своего духовника, который не позволит свалиться в бездну греха, пусть и неумышленно.

В этом мире есть свое представление и об экономике. Опора страны – это сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность. Зарубежные продукты покупать вредно – западные люди ничего хорошего к нам не пошлют, только отраву, которую сами не едят. Еще одна опора – военная промышленность, которая в советское время защищала нас от внешней угрозы, но при Горбачеве ее развалили по указке ЦРУ. А что до всяких инноваций, то надо еще десять раз подумать, нужны ли они нам или это все "обманки" западной цивилизации, которую мы когда-то обходили и по чугуну, и по стали, пока заговорщики в спину не ударили. А всякие дизайнеры с веб-дизайнерами в придачу вообще нашей стране не нужны – надо бы их вместе с авангардистами да музыкантами-бездельниками в шахту отправить, пускай уголь добывают. Или в армию на сирийский фронт. Правильно отец Всеволод Чаплин говорил – может, кто нормальным человеком и станет. Как мы.

Параллельный мир – это мир людей, выбитых из колеи два десятилетия назад (и некоторых их детей). Именно тогда они утратили нормальную жизнь – с гарантированной зарплатой по пятым и двадцатым числам, выплачиваемой точно в срок. С ощущением предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне, пусть и не роскошном, но более-менее сытом. С маленькими радостями вроде покупки дефицитных сапог, поездки в турпоход или возможности достать последний роман Пикуля. С полным отсутствием потребности в чтении Солженицына и тем более Макса Вебера или Бердяева (так что в постперестроечное время у них, в отличие от обедневшей демократической интеллигенции, не было компенсации в виде исполнения заветной мечты – возможности читать по собственному выбору). Остался только их мир – тот, где они кому-то нужны, тот, где они могут опереться на авторитет, которого лишились двадцать лет назад – причем нередко не столько церкви, сколько конкретного священника, слова которого становятся законом для его паствы.

И сейчас люди из параллельного мира действительно оскорблены. В их мир грубо ворвалось чуждое и страшное, напоминающее не столько времена "воинствующих безбожников" (о них многие верующие имеют очень смутное представление – не случайно, за последние десятилетия новомученики, кроме царской семьи, так и не вошли в число наиболее почитаемых российских святых), сколько перестроечные годы. Для них параллельный мир – это те, кто живет в постиндустриальном обществе, работает в новых отраслях экономики, регулярно посещает заграницу и ходит на митинги. И не видит в Pussy Riot преступниц – разве что неумело самовыражающихся особ, которым вполне хватило бы 15 суток. А может, и это излишне.

При этом два параллельных мира – это два меньшинства, в сумме составляющие процентов 10 населения. Остальные 90% смотрят на конфликт (если знают о нем) с некоторым недоумением – кто-то больше сочувствует одной позиции, кто-то другой. Многие на вопрос социологов о мере наказания высказываются за уголовное преследование, но подразумевают под этим условный срок, а никак не годы заключения (согласно апрельскому опросу ВЦИОМа, только 10% требует для девушек реального срока).

Проблема не столько в противостоянии параллельных миров, сколько в том, что государство в данном случае приняло сторону одного из них, причем более архаичного, более непримиримого, но того, который ему ближе. Хотя бы потому, что люди, живущие в нем, никогда не пойдут на Болотную площадь требовать демократических свобод.

Но дело не только в политическом расчете. Сама государственная власть, состоящая из людей успешных и небедных, страдает в смягченной форме многими из тех страхов и придерживается некоторых стереотипов, свойственных "православному" параллельному миру. Несмотря на обладание мощными ресурсами, власть ощущает свою слабость и уязвимость в глобальном мире, живущем по все менее понятным для нее правилам – отсюда и охранительство, и антизападничество. "Поколение нулевых" для нее непонятно и чуждо, политические либералы вызывают у нее отторжение, а Сталин для многих "государственных людей" до сих пор является вполне приемлемой фигурой. Будучи преемственной с президентством Бориса Ельцина (и воздвигнув ему памятник в Екатеринбурге), она осуждает "лихие девяностые" и активно использует этот мотив в антиоппозиционной пропаганде. Разумеется, она не демонизирует пресловутый брюссельский компьютер, но конспирологических вариаций на тему "теории заговора" и у нее хватает.

Поэтому неудивителен феномен "хамовнического правосудия" – законного преемника "правосудия басманного", только еще более грубого и вызывающего у оппозиции еще большее раздражение. И этот выбор выходит за рамки локальной истории – государству трудно остановиться после серии реакционных законов о митингах, НКО и клевете, которые вписываются в ту же охранительную тенденцию, что и "дело Pussy Riot". Поэтому отталкивание властью наиболее активных и динамичных россиян, видимо, продолжится – в лучшем случае, речь идет об отклонении наиболее неумных и ненужных самой власти инициатив, типа борьбы со СМИ с иностранным участием, но не об изменении курса. А это печально – для желаемого будущего страны, если, конечно, оно заключается в создании современного конкурентоспособного общества, не отягощенного фобиями и ненавистью.

Алексей Макаркин,

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 6 августа 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования