Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REGIONS.RU": Православие не должно быть с кулаками: Мнения священнослужителей


Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и известный православный публицист Сергей Худиев прокомментировали инцидент у Таганского суда.

4 июля там проходило заседание по делу участниц "Pussy Riot". В тот день у здания суда собрались сторонники и противники "пусек", и одна из защитниц "панк-феминисток" Татьяна Романова заявила, что на нее напал православный активист Сергей Екимов. На видеозаписи, размещенной в Интернете, видно, как Екимов дает ей пощечину после ее слов: "Бог прощает всех".
Следует отметить, что это не первый случай. Во время одной из попыток провести в Москве гей-парад какой-то мужчина (его личность не была установлена, что не помешало СМИ именовать его "православным активистом") ударил по голове журналистку-лесбиянку. В марте этого года член президиума "Конгресса русских общин" Александр Босых ударил по лицу протестовавшую у здания Мосгорсуда – тоже в связи с делом "пусек" - девушку.

"Мы явились свидетелями уже второго случая, когда человек, позиционирующий себя, как православный активист, ударил женщину; как и прошлом случае, его "спровоцировали". Правда, нынешний герой дня хотя бы высказал какие-то полуизвинения — мол, я неправ, но спровоцировали же... Я боюсь набирать словосочетание "православные активисты" в Гугле", - пишет Худиев.

"Что нужно для того, чтобы эффективно подорвать, или, как говорят ученые политологи, "маргинализировать" активность православных? То же самое, что и с любым другим движением — сделать наиболее яркими его представителями людей, с которыми никто не захочет иметь дела. У безобразников и хулиганов гораздо больше шансов попасть в новости, чем у ответственных граждан, выступающих мирно и законно… Борьба, которую ведет Церковь в мире, есть борьба за умы и сердца людей. Учиняя драки и безобразия, умов и сердец не завоюешь — совсем наоборот.

И вот здесь надо поговорить о духовной стороне проблемы — как более важной. Я уже обнаружил отзывы в стиле "ну да, наши ребята горячатся, но ведь они наши — а против них мерзопакостные либералы и хулители св.Церкви". Я согласен, что ребята наши. А это означает, что мы несем за них ответственность перед Богом. Безобразные драки — которые тут же тиражируются теми, кому это в радость, на весь интернет, это ровно то, что называется "соблазном". Одобрять или хотя бы отчасти оправдывать такое поведение — значит служить соблазном для самих драчунов, удерживая их от покаяния, для Церкви и для внешних.
Существует всем хорошо известная племенная логика — в любом столкновении поддерживать члена своего племени против члена враждебного. Люди обычно бывают страшно возмущены, когда усматривают такое племенное поведение у других. Но Бог требует другого — грех есть грех, и если его творят "свои", то мы обязаны им на это указать".

"Во-первых, никогда нельзя проявлять агрессию... Православный мирянин, особенно мужчина, должен воспитывать в себе воинский дух, но этот дух несовместим с тем, чтобы первым ударить женщину и давать волю чувствам, человеческим страстям. Во-вторых, нельзя допускать, чтобы оскорблялись твои религиозные чувства, осквернялись почитаемые тобою святыни. Лучше всего, чтобы такие правонарушения пресекали правоохранительные органы. Если же приходится пресекать их самим, нужно действовать строго в рамках закона", - прокомментировал инцидент у Таганского суда о. Всеволод.

"Согласны ли вы, что словосочетание "православный активизм" все больше связывается в массовом сознании с неадекватностью и безобразием? Насколько это, на ваш взгляд, обосновано? Нуждается ли репутация православной общественности в исправлении и как ее можно исправить?" - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

Независимо от эпохи, вероисповедания, да вообще от любых причин, мужчине, который ударил женщину, порядочные люди не должны руки протягивать. Никакие оправдания тут не годятся.

Даже из языческого прошлого, например, из древнего исландского эпоса можно привести пример, когда на женщину недопустимо было поднимать руку даже в экстремальных ситуациях, - например, когда она сама вооружена и нападает. А у нас какое-то вырождение.

И уж конечно, никакие благочестивые мотивы не оправдывают мужчину, который ударил женщину. Сказать, что это возмутительно, недостаточно, чтобы выразить отношение к этому совершенно невозможному для благородного человека поступку. Могу только выразить свое искреннее сожаление, что такие люди позорят Русскую Православную Церковь.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии:

Репутация христианина – это жизнь по вере. "Покажи веру от дел своих". Помогать бедным, обездоленным, иметь терпение и смирение, защищать веру – из этого и должен складываться образ настоящего православного активиста. Если все это есть у человека, ничего его репутации христианина не грозит.

Православные люди – это граждане своей страны, готовые защищать ее и свою веру. Если кто-то пытается дискредитировать Церковь действиями и высказываниями, это на его совести. Другое дело, что делаются попытки втянуть православных в какие-то мирские дрязги.

Но есть, конечно, люди и просто не вполне воспитанные, не воспитанные, в том числе и в Церкви, не осознавшие еще, что такое жизнь в Церкви, не осознавшие еще смысл христианства. В нашей вере нет таких положений, на основании которых мы могли бы творить что-либо антиобщественное.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:

Само понятие "православная общественность" очень расплывчато. Если мы говорим о Православной Церкви и ее членах, то, очевидно, что в церковь ходит очень много людей, и под одну гребенку всех загнать абсолютно невозможно. Среди православных есть люди самых разных убеждений и разных мнений по поводу одних и тех же событий.

В частности, это касается и данного процесса. Есть те, кто настроен очень решительно, но есть и православные, написавшие письмо с призывом проявить снисхождение. Нельзя сказать, что мнение отдельных представителей Церкви выражает мнение Церкви в целом. И это нормально: инцидент с панк-группой - не то событие, по которому нужно выносить общецерковное суждение. Эти девицы такого просто не заслуживают.

Я думаю, что и Святейший Патриарх, и все православные давно простили этих несчастных девиц. Вся же история сводится к тому, что находится любой повод для нападок на Церковь, поднять очередную антиклерикальную волну. Связано это с тем, что Церковь и Патриарх играют все более активную роль в жизни общества.

"REGIONS.RU", 11 июля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования