Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"Еженедельный журнал": "Церковный покров над светской школой" критикует известный публицист Яков Кротов


B>ЦЕРКОВНЫЙ ПОКРОВ НАД СВЕТСКОЙ ШКОЛОЙ
Пробный учебник, притязающий на то, чтобы знакомить детей с православием, изобилует ошибками и проникнут духом суеверия

Яков Кротов

В январе 2002 года патриарх Алексий заявил на Рождественских образовательных чтениях: "Пора распространить опыт преподавания "Основ православной культуры" на все государственные школы России... Не следует бояться, что среди учеников могут оказаться дети мусульман, иудеев, буддистов. Ведь достижения русской православной культуры суть неотъемлемая часть мировой духовной сокровищницы, а тем более нашего образа мысли и жизни, веками объединяющего народ".

Патриарх неслучайно говорит о "распространении опыта". Введение "Основ православной культуры" в школах началось уже давно. С 1 сентября 1997 года в результате договоренности между Александром Руцким и местным архиереем их начали преподавать в начальных классах трехсот (!) школ Курской области. Об этом без малейшего стеснения сообщила газета "Русь державная" в статье "Православие - в школу". В Кемерове пошли другим путем: создали "муниципальную общеобразовательную православную школу" с завучем-попадьей и учителями из московского Свято-Тихоновского института. Совсем недавно, в марте этого года, "Труд" радостно сообщил, что в Долгоруковской средней школе Липецкой области "введен новый предмет - "Православие".

Но особенно интересен опыт Ногинского района Подмосковья. Весной 1998 года там решили преподавать в школах Закон Божий, вскоре переименованный, чтобы отвести обвинения в нарушении принципа светскости образования, в "Основы православной культуры". Но местное духовенство из-за чрезмерной загруженности отказалось вести занятия. Тогда Тихоновский институт провел специальный семинар для обычных учителей. Две недели, сорок лекций по полтора часа, сочли достаточными, чтобы воспитанный на атеизме учитель стал преподавателем Закона Божьего! Об этом и оповестил всех через Интернет один из организаторов эксперимента священник Виктор Дорофеев.

Ногинский протоиерей считает одной из главных задач курса ОПК (так он сам сокращает его название) защиту от растлевающего влияния Запада, прежде всего от телевидения: "Происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, взамен которых приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. СМИ самым активным образом насаждают такое мировоззрение, что приводит к самым пагубным последствиям". И далее: "К настоящему времени накоплено немало фактов как служителями Православной Церкви, так и представителями правоохранительных органов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей... Задача предмета в отношении таких организаций и отдельных личностей - давать духовную оценку их деятельности и таким образом предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети".

В сентябре 1998 года в 26 из 52 школ Ногинского района ОПК включили прямо в сетку часов. Родителям сообщили, что посещение занятий "добровольное". Но отказы были единичными. В Ногинске, как и в любом провинциальном городе, только отчаянные смельчаки способны пойти наперекор школьной администрации, а тем более районному начальству.

Те православные, которые считают, что "сектанты" скупают души, сами отнюдь не гнушаются подкупом. Для школьников устроили конкурс на знание ОПК, победителей администрация района послала за счет налогоплательщиков в Иерусалим. С детьми поехали пятеро священников - тут занятость не помешала. С 2000 года в Ногинском управлении образования завели отдельного инспектора по ОПК.

Ногинская инициатива наглядно показала, что подразумевается под "Основами православной культуры". Учебник ОПК, который выпущен издательским домом "Покров", находящимся под патронажем Виктора Дорофеева, и рекомендован Минобразом "для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий", показывает, что в недрах Русской церкви при попустительстве церковной власти сложилась очень агрессивная субкультура.

Призывы воспитывать в детских душах терпимость не мешают автору учебника А. В. Бородиной откровенно поносить гуманизм - за "признание самоценности человека" и противостояние христианству. "Православной культурой" признается лишь культура России, где якобы и каноны иконописания сформировались. Византии словно не было, все, что от нее осталось, - это дивные вопросы, обращенные к школьникам: "Что значит "Елеуса", "Панахранта", "Агиосоритисса"?" Икону Владимирской Божьей Матери написал, оказывается, евангелист Лука. Средневековые басни о реликвиях и хранящихся где-то дарах, которые волхвы принесли младенцу Христу, воспроизводятся как аксиома, без всяких комментариев.

Изложение разнообразных суеверий не оставляет места даже для внятного пересказа Библии - например, ученик так и не поймет, почему евреи оказались в Египте, не узнает, что такое "обрезание" (и, соответственно, праздник Обрезания Господня). Впрочем, и о русском православии он тоже узнает немного: как будто не было великих проповедников, православных мыслителей, а были только храмы и иконы, иконы, иконы... Учебник нафарширован неомонархизмом: оказывается, Россия - "удел Богоматери", Она "замещает императора".

И все это, несмотря на целый сонм рецензентов, с дичайшими фактическими ошибками. Три евангелия будто бы называются "синоптическими" потому, что они последовательно рассказывают о Христе (на самом деле "синоптическими" называются три евангелия, тексты которых близки друг к другу по структуре изложения). Понятие "мирянин" дано по светским словарям: это тот, кто "живет в миру". Но в церковном языке под мирянами понимаются те, кто не получил благословения на церковное служение или рукоположения в священный сан. Патриарх живет "в миру", но он, конечно, не мирянин. А уж когда Бородина начинает описывать сущность христологических ересей, то, конечно, предлагает не просто безграмотные, но и прямо еретические формулы. Это, впрочем, простительно: проблематика не слишком легкая для понимания и тем более для объяснения. Непонятно только, зачем касаться ее в школьном учебнике, - вполне можно было обойтись без этого.

Все эти ляпы можно было бы списать на провинциальность, но Тихоновский-то институт куда смотрел? В том и беда, что провинциальность у нас нынче верховодит. Благостная интонация Бородиной не может скрыть вполне базарного подтекста: "Православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем "невыгодно" и даже опасно, так как "гости" или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно православного государства".

Не обошлось и без вульгарного антисемитизма. Евангелист писал: "Первосвященники и старейшины возбудили народ". А у Бородиной выходит: "Иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ, чтобы он требовал распятия Христа". Классическая средневековая юдофобия, соединенная с конспирофобией в духе "Протоколов сионских мудрецов": "Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему... Слова "царь" и "Царствие Божие" иудеи понимали и принимали в смысле земного царствования и господства избранного Богом народа. Как известно, корысть и эгоизм любую идею превращают во зло, ослепляют людей, лишают их жизнь духовного смысла, а деятельность их наполняют ложью, ненавистью, алчностью и преступлениями".

Бородина ошибается: именно иудейский народ воспринял от Бога "идею вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла" и развил ее. Иоанн Предтеча, пророки, апостолы и последователи Христа были не русскими и даже не римлянами или греками, а как раз иудеями. Потому Христос и родился среди иудеев, что ни один другой народ в мире не мог понять и принять - хотя бы в некоторой своей части - Его откровения.

Конечно, учебник Бородиной - досадное недоразумение. Только не надо думать, что достаточно сочинить что-нибудь получше, и тогда вводи ОПК спокойно. Даже если ОПК станут преподавать по книгам Александра Меня, но в "сетке часов", "принудительно-добровольно" и с "поощрениями" в виде заграничных поездок, в душах школьников удастся заложить основы вовсе не православной культуры, а совершенно безрелигиозного цинизма, агрессивности и лжи. А уж этого добра, кажется, и так выше крыши. Выше даже церковных куполов.

Еженедельный журнал № 23  июнь 2002


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования