Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ТРУД": Коран на сцене. Балет о посланнике Аллаха стал сенсацией в Татарстане


В прежние благословенные для отечественной хореографии времена новые балеты появлялись с завидной регулярностью. От той поры остались лишь воспоминания... А вот в Казани решили рискнуть. И появившийся недавно балет "Сказание о Йусуфе" выдвинут на соискание Государственной премии Российской Федерации.

Сюжет, который бы более подходил казанскому театру и к местной политико-культурной ситуации, и представить невозможно. Библейский миф об Иосифе Прекрасном (в коранической традиции Йусуф Верный) в равной степени принадлежит христианской и мусульманской конфессиям.

Либретто Рената Хариса опирается на литературный памятник булгаро-татарской поэзии XIII века - поэму Кул Гали "Книга о Йусуфе", известную в Татарстане буквально в каждом доме. Зависть и злоба братьев, предательство - все предстоит пережить пережить главному герою. Но он с рождения отмечен Всевышним, а потому неуязвим для людских козней и греха...

Автором идеи балета и его драматургии выступил петербургский хореограф Николай Боярчиков. Казанский композитор Леонид Любовский создал партитуру, которая отличается богатым симфоническим звучанием. Роскошь сценографии (киевские мастера Андрей Злобин и Анна Ипатьева) заставляет вспомнить художников-мирискусников еще первого дягилевского призыва. Кстати, создательница костюмов Ипатьева - правнучка самого Николая Бенуа. Собственно постановку осуществлял Георгий Ковтун, необычайно плодовитый украинско-питерский балетмейстер. Спектакль по-восточному цветист и "многословен", насыщен виртуозными танцами.

Труппа Казанского театра вполне оправдывает репутацию одной из самых востребованных и у нас, и на Западе. В многочисленных массовых сценах слаженно работает кордебалет. Среди разноплановых сольных партий запоминаются драматичная роль Фараона (Денис Мочалов), прихотливо-акробатическая пластика Скарабеев (Ольга Алексеева и Бахытжан Смагулов) и особенно прочтение роли Зулейхи Еленой Костровой. Тем ярче, по контрасту, воспринимается финал: духовное очищение Жены фараона передает ее скорбно-отрешенный "танец рук". А самое точное попадание ­- выбор исполнителя на главную партию. Нурлан Канетов - юноша безупречного сложения, с лицом, словно срисованным с восточных миниатюр. У него редкий дар изысканной пластики, за которой угадывается утонченный внутренний мир. В сочетании со сложной современной техникой это дает удивительный эффект. Авторы намеренно приближают образ Йусуфа-Иосифа к евангельскому Иисусу, насыщая балет христианскими символами - прежде всего мотивом всепрощения, таким актуальным в сегодняшнем более чем неспокойном мире.

Барыкина Лариса

7 июня 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования