Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ": Клерикализация России: уничтожая священное. Если попам можно ходить на рок-концерты и торчать на ТВ, то почему бы нам не прийти к попам в гости


 Панк-молебен, отслуженный радикальными феминистками из группы Pussy Riot, пробудил у завсегдатаев медиа-пространства высокие чувства. Действительно, повод предоставился уникальный: артистки-феминистки выскочили на амвон Главного Храма Страны и, прокричав антипутинские куплеты, были выдворены с сакральной территории.

С точки зрения церковного права они совершили кощунство. С точки зрения УК РФ им может быть инкриминировано хулиганство (ст. 213) и "те же деяния, но совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы" (ст. 214). С соответствующим запросом в Генпрокуратуру обратился проректор школы православного миссионера при столичном храме Апостола Фомы Дмитрий Пахомов. Глава же Синодального отдела РПЦ по взаимоотношению церкви и общества предложил перенести в Уголовный кодекс статью 5.26.2 КоАП (оскорбление религиозных чувств).

Устав возмущаться, что мы живём не при Иване Грозном, православные ревнители благочестия призвали укротить "женскую злобу" проверенными в Средневековье методами. Так, Егор Холмогоров посетовал, что охрана не обрила девушек налысо, не вываляла их в меду и пуху и в таком виде не выкинула на мороз к собравшимся журналистам. А Максим Шевченко дал рекомендацию православным женщинам "поймать и высечь этих сучек розгами".

Позиция солидная. Когда в известном "исламском регионе" Российской Федерации "шариат если и не главенствует, то все же имеет место быть", то почему бы не ввести "Стоглав" или Соборное уложение 1649 года на территории Москвы, где они когда-то были приняты? Что мешает?

Пустячок. Статья 14 действующей Конституции. Эта статья на фоне симфонии Государства и Церкви, звучащей с каждым годом всё победней, и вправду выглядит атавизмом. Ничуть не оправдывая кощунство и правонарушения, совершённые Pussy Riot, следует признать, что православие в современной России давно перестало быть "просто" религией. Даже в шеренге так называемых "традиционных религий" оно выступает на два шага вперёд, восполняя функцию идеологии.

Де-факто государство в РФ давно отошло от принципов светкости и проводит политику планомерной клерикализации, где РПЦ отведена эксклюзивная роль. В докладе "Свобода совести в Российской Федерации", подготовленном Институтом свободы совести при содействии Московской Хельсинкской группы, отмечены основные черты этого процесса.

Тихая клерикализация осуществляется в тандеме коррумпированного чиновничества и церковной администрации, которая внутренне отвергает легитимность светского государства. Клерикализация деструктивна по сути и по последствиям. Она напрямую угрожает внутренней и внешней безопасности Российской Федерации, поскольку "законодательно" и административно усугубляет разделение граждан по вероисповедному принципу там, где этого разделения присутствовать не должно: в школе, в армии, во владении имуществом, в культуре и т. д.

Есть в клерикализации и внутренний подвох. Традиционалистам, которые, не раздумывая, защищают родную конфессию в любом конфликте, куда та влипает благодаря мафиози от религии, стоит задуматься: а так ли уж полезна для веры вездесущность "традиционных конфессий"? Необходимость заниматься квазикоммерцией и квазиполитикой вознесла на руководящие должности в религиозных организациях, вовлечённых в "симфонию", лиц не обладающих духовным авторитетом. Они заслужили чины не потому, что преуспели в аскезе или прославились добродетелями, а потому что зарекомендовали себя надёжными партнёрами. Эти менеджеры используют своё положение как благовидную ширму для теневого бизнеса и манипуляций общественным мнением.

А теперь уточним, что такое кощунство и осквернение. Эти понятия сформированы традиционной культурой, где деятельность человека делилась на священную и обыденную (сакральную и профанную) сферы. Нарушение границы между сакральной и профанной сферой есть то, что чаще всего понимают под кощунством и осквернением. Взялся человек за Священное Писание, не помыв руки после посещения туалета, вот и осквернение. Рассказал анекдот во время отпевания покойника, вот и кощунство.

Деление на сакральное и профанное в средневековом обществе было абсолютным: человек, не считавший реликвию священной, делался изгоем, лишался прав. Свобода совести не существовала.

В современном светском обществе (или обществе, которое хочет выглядеть более-менее цивилизованным) сами религиозные права базируются на свободе совести. Это не только свобода верить, но и свобода не верить. Грубо говоря, если в Средние века человек чувствовал себя свободным, только тогда, когда он был верующим, то сегодня верующий человек свободен лишь до границ свободы неверующего, и наоборот. Нарушение чужой свободы взаимообратно, и неминуемо приведёт к нарушению твоей собственной. Пытаться по-тихому обойти этот закон бесполезно. Неприкосновенность святыни людей верующих в светском обществе обеспечивается правом не признавать этой святыни людьми неверующими. Если неприкосновенность свободы неверующих нарушается, то, чем бы это ни оправдывалось, оно обязательно приведёт к нарушению прав верующих.

В сегодняшней России неверующий повсюду сталкивается с прямой и косвенной религиозной пропагандой. На вокзалах и в подземных переходах его встречают киоски с церковной атрибутикой, существующие на средства государственного бюджета. В новостной ленте СМИ, радио- и телепередачах он непрерывно выслушивает мнения православных священнослужителей обо всём на свете: от длины юбки и применения контрацептивов до внешней политики и голосования на выборах. Он видит, что первые лица страны отмечают все крупные (двунадесятые) праздники и стоят со свечками, их жёны часами беседуют с епископами и монахами, а госканалы ТВ ведут прямые трансляции богослужений. В армии неверующий будет вынужден вместе с православными однополчанами присутствовать на молебнах, выслушивать проповеди военного духовенства. Отправляя детей в школу, он знает, что те непременно встретятся со священником, который их "просветит". Жена неверующего радостно сообщит ему, что на выходные едет в монастырь N вместе с начальством, где наберёт самой святой воды, так, что пусть не скучает дома один...

Церковнослужители, призванные быть хранителями веры, навязывают её даже тем, кто у них об этом не просит. В жизни российского общества больше не осталось места, куда не ступала нога священника и не осталось больше областей деятельности, относительно которых нам бы не сообщили "мнение Церкви". Граница между светским и религиозным разрушена. В 2010 году произошла возмутительная история с навязыванием одному из крупнейших вузов страны, МИФИ, православного поклонного креста, вместо нейтрального памятника, стоявшего во дворе института. Уместно спросить: не является ли это кощунством? Ведь разрушение границы ведёт к тому, что переступая порог храма человек больше не чувствует, что попал в особое, сакральное пространство. Благоговение психологически невозможно: нас и так везде окружает религиозная атрибутика, от назойливости которой многие устали.

В этом свете "молебен" в Храме Христа Спасителя, являющемся не просто храмом, а воплощением "симфонии" между государством и церковью, перестаёт выглядеть чем-то странным. Это вполне естественная реакция арт-активистов, пытающихся привлечь к себе внимание. Если попам можно ходить на рок-концерты и торчать на ТВ, то почему бы нам не прийти к попам в гости, авось и нас по ящику покажут, — рассуждают они. И не ошибаются.

Роман Багдасаров,

"РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ", 25 февраля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования