Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Раздвоение священной личности. После трагической гибели клирика РПЦ МП обнаружились скандальные подробности его личной жизни


Склонные к романтике славянофилы выводили слово "крестьянство" из "христианства". До недавних пор сельские жители действительно отличались повышенной религиозностью. Но каких-то 10–20 лет назад все перевернулось, и теперь священники, назначаемые в сельские храмы, жалуются на почти полное отсутствие прихожан и невозможность прокормить семью. Нынче спрос на духовность переместился в города, стал частью городской субкультуры, и чем крупнее город – тем выше этот спрос. Грамотному священнику тут есть где развернуться, не в пример сельской глухомани. Правда, служение пастырем душ человеческих в таком современном "вавилоне", как Москва, сопряжено с серьезными искушениями.

Образ жизни столичного священства бесконечно далек от размеренного патриархального идеала. Город больших возможностей неумолимо диктует свои законы, заставляя и мирских, и духовных отчаянно "вертеться" в борьбе за лучшую долю. Помнится, отец Федор из романа "Двенадцать стульев" мечтал о свечном заводике. Теперь эта сфера монополизирована, и предел поповских мечтаний – обзавестись солидными "духовными чадами" с приставкой vip, которые будут ловить каждое его слово, а главное, щедро поддерживать деньгами, дорогими подарками, полезными связями.

Умение подобрать ключик к таким прихожанам – тонкое искусство, которому, увы, специально не учат в семинарии. В свою очередь, у тех, кто владеет этим счастливым даром, обычно есть фирменный конек. Одни славятся своей молитвенностью, другие – прозорливостью, третьи – силой своего благословения, четвертые бесстрашно изгоняют бесов... Но чтобы выстроить теплые отношения с капризной vip-паствой, мало обладать одной духовной харизмой. Не менее важно стать по-человечески близким и понятным для "чад духовных", разделять их ценности, заботы и устремления, общаться на одном языке. Вот и вынуждены пастыри осваивать стиль жизни своей паствы: носить швейцарские часы, отдыхать на престижных курортах, разъезжать на дорогих иномарках…

В 1773 году при встрече с митрополитом Московским Платоном (Левшиным) французский философ Дени Дидро заметил: "Иисус Христос ходил пешком, а вы ездите в карете шестерней". Находчивый митрополит ответил просветителю: "Я за своей паствой и на шести лошадях не могу угнаться". Эта гонка за паствой порой так увлекает пастырей, что они забывают не только о своем пастырском долге, но даже о чувстве самосохранения. А ведь со времен митрополита Платона количество лошадиных сил в их "колесницах" возросло в десятки раз…

Печальный тому пример – московский протоиерей, разбившийся в ДТП на следующий день после Рождества и в день своего 47-летия. Чтобы не наносить психологической травмы родственникам, назовем его отцом Валентином. Итак, не помогли ни молитвы, ни многочисленные средства безопасности новенькой Mazda MPV. Трагедия произошла в 5 часов 50 минут утра на одной из московских набережных: автомобиль врезался в бетонное ограждение, водителя от удара выбросило на асфальт, и он скончался до приезда медиков. Полицейские полагают, что спешивший на раннюю литургию священник превысил скорость и не справился с управлением. Кстати, за полтора года до этого протоиерей уже побывал в ДТП при схожих обстоятельствах и лишь чудом выжил; машина восстановлению не подлежала, и страховая компания предоставила батюшке новый автомобиль. Служил отец Валентин в храме в центре столицы, рядом со знаменитым "композиторским домом", и многие представители театральной элиты, народные и заслуженные артисты, были "духовными чадами" погибшего.

Трагическая гибель этого авторитетного и вполне успешного священника, умеющего работать с vip-прихожанами, способствовала огласке неожиданных обстоятельств его жизни. Во-первых, при осмотре в машине погибшего была обнаружена сумка с миллионом рублей неясного происхождения. Во-вторых, возникло недоумение: почему, официально проживая в Подмосковье и служа в центре Москвы, отец Валентин ехал на литургию по набережной, которая не вела ни к его дому, ни к храму? Вопрос этот прояснился, когда в Патриархию с просьбой о помощи пришли сразу две семьи: оказывается, батюшка давно "жил на два дома". Параллельно с первой семьей – женой и тремя дочерьми, еще в 90-е годы он стал жить с другой женщиной, с которой в дополнение к четырем ее собственным прижил еще троих общих детей.

По словам дочери священника от первого брака, в 2007 году ему удалось обманным путем оформить развод: "Повестка о разводе пришла на мамину девичью фамилию. Мама пошла на почту разобраться, почему на девичью фамилию пришла повестка о письме, там сказали предъявить свидетельство о рождении для получения. Мама опять пришла, предъявила, письмо отдали, а там: "Явитесь на развод". Мама пришла: "Так как вы не явились, вас вчера развели. Его здесь не было. Мы вам отсылали повестки. Было два адвоката от него, они сказали: "Разводите, жить он с ней не будет". Через 10 дней можете поставить печать". – "Как это? Какие повестки, я только что узнала... У меня дети несовершеннолетние, он батюшка – ему разводиться нельзя, кто это право имел?" – "Нам все равно..." Никаких документов маме не показали, на каком основании вообще все это сделали. Подстроено было, жуть".

Таким образом, отец Валентин оказался двоеженцем, нарушителем библейских заповедей и церковных канонов, а также норм российского законодательства. Его начальство не могло об этом не знать, но предпочитало закрывать глаза, и священник не только оставался в клире богатого прихода, но и рос по службе, стал протоиереем и даже рассчитывал занять пост настоятеля (есть версия, что найденные при нем деньги были частью соответствующего "взноса"). После гибели поползли слухи, но похороны прошли с почетом "Ради прихожан надо отпеть как священника, а то срамота на этот храм", – рассудил благочинный. В то же время под предлогом развода с первой женой, – оформленного против ее воли, то есть с нарушением как гражданского, так и канонического права, – ей было объявлено об отказе в материальной помощи.

В свете вышеизложенного гибель священника становится понятнее... Ведь тяжело человеку так разрываться – между двумя семьями, между служением священника и ставшим нормой жизни двуличием, когда учишь людей одному, а сам живешь совсем по-другому. Похоже, он понимал, что живет не так, но не мог вырваться из порочного круга и, возможно, подсознательно искал смерти – авария-то была не первая...

Кроме банального бытового лицемерия эта история вскрывает более глубокую проблему: двойственность самих моральных стандартов в РПЦ. Ведь пример отца Валентина далеко не единственный. Судя по всему, церковное руководство осознает, что не в состоянии требовать соблюдения базовых принципов православной морали не только от рядовых верующих, но даже от представителей клира. "Как вообще наставлять людей на путь истинный, если сам живешь обманом? Какой цинизм!" – написала одна из бывших прихожанок священника-двоеженца в интернет-форуме, где обсуждалась его история. Но по большому счету несправедливо обвинять исключительно покойного протоиерея. Он оказался лишь заложником морального банкротства всей церковной системы.

Анатолий Черняев

"НГ-РЕЛИГИИ", 15 февраля 2012 г.

Фото Сони Ливановой/PhotoXPress.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования