Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ": Экс-пресс-секретарь митрополита Владимира: «Перестановки в УПЦ вызывают лишь чувство стыда»


Киевский журналист Святослав Речинский, в прошлом пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, по просьбе "Религии в Украине" прокомментировал ситуацию, сложившуюся в УПЦ после последних решений Священного Синода:

Новость о том, что УПЦ сейчас находится в некоем странном "синодальном управлении" ничего, кроме чувства стыда, лично у меня не вызвала. Какие-то непристойные интриги за спиной Блаженнейшего, явный дележ власти при живом Предстоятеле ничего кроме омерзения вызвать не могут. Публичное появление в качестве "первенствующего члена Синода" владыки Агафангела также, мягко говоря, смущает. Заполитизированность этого архиерея, его неоднократные весьма странные публичные заявления должны были бы стать препятствием для появления его в качестве "лица" УПЦ. Но не стали. Если раньше можно было говорить о том, что сомнительные высказывания и деятельность владыки Агафангела не являются позицией УПЦ, а лишь его личным мнением, то теперь это делать будет куда сложнее.

Печально, что "синодальная смута" вынесла на поверхность именно тех архиереев, чья публичная деятельность, мягко говоря, не способствовала росту доверия к УПЦ в обществе. И владыка Иларион, и владыка Павел известны "миру" как своими странными хамскими выходками, так и неприличной любовью к роскоши. Согласитесь, что для человека, ищущего спасения, странно было бы искать его у архипастыря, публично показывающего людям кукиши, или у владыки, называющего журналиста душевнобольным за статью о "церковных мерседесах". И вот, складывается ситуация, когда именно эти владыки сейчас фактически руководят УПЦ и несут основные представительские функции. На мой, вполне возможно, глубоко ошибочный взгляд, ничего хорошего для миссионерской деятельности Церкви и для ее внутреннего делания это не принесет. По крайне мере, именно сейчас.

Но нет худа без добра, нет проблем, но есть открывающиеся возможности. Возможно, что именно эти последние события обнажат и сделают невыносимыми и требующими лечения наши уже застарелые болезни. Общие, кстати, с РПЦ. Ведь и политизация архиереев, священников, "братчиков" и мирян, несусветная и показная роскошь, невежество и хамство людей, призванных быть духовными лидерами – это лишь следствия куда более серьезной болезни. Болезни формализации. Когда обрядоверие, часто откровенно языческое, заменяет саму суть христианства – постоянное движение к спасению души. Что означает прежде всего духовную практику. Увы, но жить формой оказалось проще как для пастырей, так и для пасомых. Освящать банки и "мерседесы" проще и доходнее, чем помогать духовному росту прихожан. Присутствовать на государственных мероприятиях – приятнее и безопаснее, чем анализировать действия власти с точки зрения Церкви. Креститься, венчаться и "отпеться" проще и легче, чем ежедневно очищать себя и расти.

Возможно, что именно последние "синодальные" события заставят каждого из нас задуматься о том, что делать с нашими болезнями, как избавиться от них. Заставят многих задуматься о том, что наша церковность должна быть осознанной. Именно осознанной, а не традиционной, наследственной или национальной. И осознав свое место в Церкви, свои цели и свой путь, мы начнем или продолжим свою дорогу к спасению.

Именно тогда станут очевидно нелепыми и неуместными архиереи-политики, станет постыдной неуемная роскошь. А слово пастыря и архипастыря будет осознаваться как огромная ответственность. Как действия хирурга, который может одним движением исцелить и одним же движением убить — души слушающих и свою собственную.

В таких ситуациях всегда присутствует страх. Вдруг наши слова или действия, наше несогласие с "общим мнением" приведут к очередному расколу или соблазну раскола? Но ведь никто и не говорит о "революции" в Церкви. Перемены должны произойти прежде всего в нас самих. Если мы будем действительно осознавать собственное православие, то и архиереи будут у нас соответствующие. Соборный разум Церкви побеждает любые временные "затуманенности", любые искажения. Именно в силу своей соборности и осознанности.

От редакции. Год тому назад С.Речинский, комментируя нашему порталу появление "жестких" публикаций о церкви в светских изданиях и телесюжетах, отмечал, что подобная критика во многом является заслуженной — см. его публикацию "Какими нас видят? Церковь и СМИ".

"РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ", 1 февраля 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования