Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Возвращение святыни. Америка решила вернуть России Тихвинскую икону


Небольшой Свято-Тихоновский монастырь затерялся в лесах штата Пенсильвания. От Вашингтона - почти четыре часа езды, столько же от Нью-Йорка, но на большом поле у стен монастыря я вижу машины с номерными знаками Флориды и Аляски. В эти дни здесь проходит массовое паломничество: тысячи людей хотят увидеть легендарную икону, которая совершает своего рода прощальное турне по Америке - в будущем году ей предстоит возвращение на родину.

- Вы посмотрите, как она прекрасна, какой от нее исходит внутренний свет, - говорит мне нынешний хранитель иконы отец Геркловс.

Тихвинская икона Божьей матери досталась ему от деда, бывшего архиепископа Риги Иоанна. Тот спас ее сначала от нацистов, а потом от коммунистов. Икона была вывезена из Латвии и после долгих скитаний прибыла в 1949 году в Америку. С тех пор она находилась в Чикаго, где Иоанн также был избран архиепископом.

Но это только маленькая часть ее истории, ставшей легендой. Считается, что бесценная Тихвинская икона, изображающая Богоматерь с младенцем, была создана святым Лукой-евангелистом еще в пятом веке нашей эры. Когда-то она хранилась в Иерусалиме, но потом была перевезена в Константинополь. А за несколько десятков лет до взятия турками Константинополя исчезла оттуда и возникла... в 1383 году на Ладожском озере.

Местные рыбаки в одно прекрасное утро увидели на озерной глади поразительной красоты икону, от которой исходило сияние. Впрочем, никому в руки тогда она не попала, а вновь погрузилась в пучину озера и в следующий раз была обнаружена лишь три столетия спустя на берегу реки Тихвинки, что в Псковской области. На этом месте был построен Тихвинский - по названию иконы - монастырь. Но главное - Тихвинская икона обладала чудодейственным даром исцелять от болезней: если верить древним рукописям, 24 раза в год к ней приходили слепые и глухие, и она дарила им зрение и слух.

Икона счастливо пережила революцию, а во время Великой Отечественной войны немцы перевезли ее из Пскова в Ригу, но при эвакуации случайно забыли забрать с собой. "Это был Божий промысел - икона сама избирала свой путь, - говорит отец Геркловс.

- Ее скитания поистине легендарны. Во время большевистской революции она могла легко погибнуть. Ее могли украсть или продать за границу - тогда многие бесценные реликвии продавались за хлеб, которым кормили голодающих России и Украины. Но она выжила. Для моего деда, который спасал ее, а потом для моего отца, который многие годы был ее хранителем, она была путеводительницей (это слово отец Геркловс произносит по-русски). - Она помогла им пережить лихолетье".

В том, что икона возвращается, ее хранитель тоже видит волю Господа. Впрочем, к этому было добавлено и несколько вполне земных условий. В России должен был смениться режим, верующие должны были обрести свободу, а Тихвинский монастырь - возрожден.

- Это решение пришло не сейчас, не вчера и не год назад. Иоанн, в чьем ведении находилась Тихвинская икона, всегда знал, что ее нужно будет вернуть России, - говорит мне митрополит Герман, архиепископ Вашингтонский, глава всей Американской православной церкви в США и Канаде. - Но в то же время он чувствовал некий моральный долг вернуть ее лишь тогда, когда в России ей ничто не будет угрожать, когда она может себя чувствовать там в безопасности.

- И вы уверены, что нынешняя Россия достойна получить эту чудодейственную икону?

- Да, достойна. В России исчез коммунизм, восторжествовала свобода вероисповедания. В июне будущего года Тихвинская икона вернется в монастырь, который носит ее имя. А сейчас происходит ее прощание с нашими верующими. После Пенсильвании она отправится в Нью-Йорк, где будет находиться около месяца, потом продолжит поездку по другим городам США.

До этого разговора я присутствовал при церковной службе в Свято-Тихоновском монастыре. Бросилось в глаза - служба идет на английском, но во время молитвы митрополит то и дело использует русские слова. Я спрашиваю его: что собой представляет руководимая им Американская православная церковь?

- У нас около тысячи приходов и около миллиона прихожан, - отвечает митрополит.

По его словам, большинство прихожан Американской православной церкви -- выходцы из Восточной Европы, прежде всего русские и украинцы, которые эмигрировали в Америку много десятилетий назад. Есть также итальянцы, греки, ирландцы и недавние иммигранты из России - для последних служба во многих приходах ведется на русском языке. Очень много американцев.

- Чем вы объясняете их решение принять православие? -спрашиваю я митрополита Германа.

- Они приняли православие, потому что увидели в нем истинную веру. Они искали свою религию и нашли ее. Ведь она не менялась на протяжении всего своего существования.

- Но означает ли это, что они разочаровались в протестантизме, католицизме?

- Я бы не использовал слово "разочарование". Но они, возможно, не получали в тех церквах, куда ходили, то, что им было нужно. А потом, многие из наших прихожан или, например, слушателей нашей Ново-Тихоновской семинарии в прошлом вообще не были верующими.

Митрополит Герман говорит, что у руководителей Американской православной церкви очень хорошие отношения с Московской патриархией, которая когда-то даровала им автономию. Без таких отношений и речи быть не могло о возвращении в Россию Тихвинской иконы.

А вот с Российской православной церковью за рубежом (ее условно называют "белой" церковью) отношения не складываются.

- Я знаю патриарха Лавра, многих епископов РПЦЗ, - говорит митрополит Герман. - Но из-за наших отношений с Москвой, из-за того, что мы встречаемся с патриархом Алексием, они не особенно стремились к союзу с нами. Сейчас в этой церкви царит растерянность. Все чувствуют: должно произойти что-то судьбоносное. Становится очевидно: выживать им все труднее. Представители зарубежной православной церкви должны объединиться с Московской патриархией и прекратить раскол, вызванный большевистской революцией.

Евгений БАЙ

30 мая 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования