Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО": Старообрядцы новой волны: особенности развития Курской архиепископии. Самой молодой древлеправославной Церкви на территории постсоветской России всего 12 лет


В старообрядческом мире России есть одно небольшое направление, которое существует несколько в стороне от больших старообрядческих юрисдикций, староверов, исторически укорененных согласий. Курская Древлеправославная Архиепископия возникла всего 12 лет назад, но она стала первым новым старообрядческим движением, которое возникло в современной постсоветской России.

Эта Церковь показала за время своего существования, что она является живым организмом, который впитал в себя веяния времени, особенности творческого развития старообрядчества в новое время, а также общестарообрядческого духа. Уникальность Курской архиепископии – в том, как она возникла, в том, что именно эта маленькая церковь в своей независимости выразила такие качества как открытость к обществу, интеллигенции, науке, скептическое отношение к верховной власти, демократизм.

Лидером, основателем и лицом архиепископии является епископ Аполлинарий (Дубинин) биохимик, преподаватель Института им Менделеева в Москве. Именно история его отношений с руководством Новозыбковской церкви послужила толчком для создания новой церкви.

Символично и вполне логично создание новой церкви в недрах юрисдикции, которая появилась также, как и Курская архиепископия, в качестве ответа на веяние времени – в бурные годы становления советской власти. Весь епископат Древлеправославной церкви (новозыбковцев или беглопоповцев) ведет свою преемственность от двух архиереев РПЦ - архиепископа Саратовского и Петровского Николы (Позднеева) и епископа Свердловского Стефана (Расторгуева), присоединившихся к церкви "старообрядцев, приемлющих священство от греко-российской церкви", соответственно в октябре 1923 г. и в 1929 г.

По мнению постоянных оппонентов беглопоповцев, рогожских старообрядцев, еще в июле 1923 г. архиепископ Николай (Позднев) был запрещен в служении патриархом Тихоном за уклон в обновленчество и, таким образом, совершенные при его участии новые архиерейские хиротонии канонически недействительны. В отличие от рогожских старообрядцев, беглопоповцы приступили к новым хиротониям лишь после того, как в лоне нынешней новозыбковской церкви оказалось два епископа, почему и считают свою иерархию более канонической по сравнению с белокриницкой (единоличное поставление новых архиереев канонически допустимо, однако в русской традиции не практиковалось). Новозыбковцы изначально были более лояльны по отношению к власти, не считали ее абсолютным злом и шли на сотрудничество с Московской патриархией (новозыбковские иерархи учились в Московской духовной академии), что, конечно, делало их более открытыми и даже более либеральными, чем другие старообрядцы.

Таким образом, старообрядчество периодически демонстрирует свой творческий потенциал, способность независимых людей взглянуть свежим взглядом на то, как меняется страна и общество.

Попытка курского священноинока Аполлинария (Дубинина) создать самостоятельную церковь в 1999 г. еще при главе новозыбковцев архиепископе Аристархе (Калинине) стала реакцией на директивную и часто непродуманную политику архиепископа Александра (Калинина), сменившего своего дядю Аристарха в 2000 году. Окончательно раскол произошел уже при архиеп. Александре.

В конце 1999 – начале 2000 года в Курске возник конфликт между настоятелем одного из самых многочисленных приходов в России - о. Аполлинарием и вновь назначенным епископом Курским Львом, который начал упрекать о. Аполлинария в бездействии в восстановлении приходской жизни и выражать неудовольствие частыми поездками настоятеля на светские научные конференции без разрешения. Отец Аполлинарий, впоследствие, выдвинул против священноначалия Древлеправославной Церкви обвинения в тесном сотрудничестве с белокриницкими старообрядцами, в признании троеперстия равноспасительным двоеперстию, а также уличил в применении тоталитарных методов управления церковью. Аполлинарию удалось привлечь на свою сторону еп. Тульчинского Евмения, окормляющего 5 приходов в Румынии.

Отец Аполлинарий нашел поддержку в Краснодарском крае в Приморск-Ахтарске (диакон Георгий Ефимов, рукоположенный еп. Евмением во священника, был осужден новозыбковским собором также за то, что он являлся приверженцем школы педагога-новатора Щетинина) и на хуторе Ново-Покровском. На соборе новозыбковской Древлеправославной церкви 7-9 Мая 2000 года все примкнувшие к расколу были лишены священного сана без права восстановления в нем. В 2000- 2001 гг. сторонники архиеп. Александра предпринимали четыре попытки силой отнять курский храм у сторонников Аполлинария, но им не удалось преодолеть сопротивление курского прихода вплоть до 2005 года ("НГ-религии", 2001, № 14). Были отлучены также миряне из курского прихода, которые помогали о. Аполлинарию. Аполлинарий вышел из новозбыковской юрисдикции и зарегистрировал приход автономно. Архиеп. Александр настаивает на том, что все обвинения о. Аполлинария в адрес новозыбковского священноначалия ложны, и его давно надо было лишить сана за неповиновение церковному начальству, которому он 7 лет обещал бросить свою светскую работу в институте, но так и не бросил ее, оставшись, по мнению еп. Александра "светским" человеком, интеллигентом, который не может поступиться своей гордыней. Все выдвигаемые о. Аполлинарием причины ухода из РДЦ, по словам Александра, только предлог, чтобы уйти и создать свою церковь. С точки зрения Александра, расколы и запрещения сопутствовали церковной жизни всегда, и это не свидетельствует о кризисе в РДЦ.

В июне 2001 г. епископ Евмений единолично рукоположил Аполлинария во епископа Курского. С этого времени епископ Курский Аполлинарий (Дубинин) фактически возглавляет новую ветвь поповского старообрядчества. В конце 2001 г. был рукоположен уже третий епископ новой церкви- Антоний (Баскаков) Богородский и Суздальский. В 2001 году о. Аполлинарий был рукоположен во епископа.
В ноябре 2003 года собор вновь образованной Древлеправославной церкви Курской епископии (позже архиепископии) завершил образование новой старообрядческой юрисдикции. Во главе ДПЦ Курской епископии встал архиепископ Евмений (по словам еп. Аполлинария, Евмений является архиепископом в духовном плане, а не в административном). Тогда же в рамках ДПЦ КЕ были канонизированы митрополит Московский и всея Руси Макарий, боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова, а также Соловецкие мученики. Кроме того, в ранг святых были возведены пострадавшие за веру от советской власти новозыбковские епископы Стефан (Расторгуев), Пансофий (Иевлев), священники Иосиф (Дюкарев), Андрей (Камсков) и другие. Одни были канонизированы за "удержание древлеправославных устоев", другие за то, что сохранили веру во время сталинских гонений. По словам владыки Аполлинария, мучеников советского времени нельзя было прославить, так как новозыбковское руководство не придавало этому явлению никакого значения. Будучи созданной при советской власти, новозыбковская иерархия не решалась заявлять о своей антисоветской позиции во всеуслышание.

Древлеправославная Церковь под руководством владыки Аполлинария создавалась в процессе противостояния с руководством новозыбковской ветви. Помимо личностно окрашенных споров, причиной раскола внутри новозыбковского согласия стали радикальные различия в мировоззрении двух направлений в ДПЦ. В 2000 году основными требованиями Аполлинария и его последователей было строгое соблюдение всех обрядов. К примеру, новозыбковского владыку Александра обвиняли в том, что он смотрел сквозь пальцы на крещение не полным погружением, а также позволял венчаться старообрядцам с иноверцами. Одним из главных "грехов" новозыбковского руководства еще при еп. Аристархе сторонники Курской архиепископии считали попытки сближения с белокриницкими старообрядцами и возможность принятия их священнослужителей в сущем сане. Однако постепенно это обвинение отпало, так как новозыбковский Собор Древлеправославной Церкви 3 марта 2002 года провел четкую грань между новозыбковцами и белокриницкой иерархией. Иерархи новозыбковцев прямо заявили, что по-прежнему отрицают законность рукоположения белокриницкой иерархии.

Лишившись столь важного пункта своей критической позиции Аполлинарий стал развивать другое весомое обвинение в отношении ДПЦ в целом и патриарха Александра, в частности. Новозыбковская Церковь, по мнению Аполлинария, утратила свою соборность под жестким руководством Александра. Введение в марте 2002 года патриаршества и возведение архиепископа Александра (Калинина) в сан Патриарха Московского и всея Руси, повторяющего титул никонианского первоиерарха, дало повод обвинить верхушку ДПЦ в "цезаропапизме" и чрезмерных личных амбициях. По мнению Аполлинария, при Александре Новозыбковская архиепископия по своей идеологии и отношению к властям и обществу стала постепенно сближаться с никонианской точкой зрения.

Для Новозыбковской церкви Курская архиепископия стала постоянной головной болью – новозыбковцы периодически осуждают этот раскол, реагируют на письма верующих и т.д. Неоднозначность ситуации подчеркивается тем, что в Румынии в Тульчинской епископии, которая состоит в одном старообрядческом направлении с новозыбковцами, отношение к владыке Аполлинарию со стороны местного духовенства и епископа Евмения изначально было вполне благожелательным.

В частности, в деяниях новозыбковского собора 23-25 декабря 2010 г. говорится в ответ на письмо верующих с Кубани с просьбой разъяснить ситуацию с расколом: "Прервав общение с Архиепископом Аристархом вы, прежде, чем уведомить об этом прочих христиан, совершили ряд рукоположений, причина которых нам совершенно непонятна. Так, поддержавший вас тогда Епископ Тульчинский Евмений, совершил хиротонию клирика Кубанкой епархии в кафедральном соборе Курской епархии, при этом, не обличив правящих архиереев этих епархий ни в какой ереси, и не уведомив их о прекращении канонического общения с ними. В то же самое время он единолично совершил и архиерейскую хиротонию, возведя в епископы, запрещенного за месяц до этих событий (и подчинившегося этому запрещению), священноинока Аполлинария Дубинина (так же клирика не Тульчинской, а Курской епархии). Насколько нам известно, почти все ваши нынешние клирики исчисляют свое преемство именно через эту хиротонию". Это означает, что румыны изначально поддержали Аполлинария и помогли ему начать строительство новой старообрядческой церкви, и теперь новозыбковцы ничего не могут с этим поделать.

Открытость владыки Аполлинария проявляется также и во взаимоотношениях с другими конфессиями. В одном из своих интервью епископ признавался, что у церкви более теплые отношения со всем неправославными конфессиями – "более теплые, чем с Московской патриархией. Но все контакты имеют место на личном уровне. У меня хорошие отношения, например, с мусульманами. И я всегда считаю, что эти отношения должны не усугубляться, а, наоборот, укрепляться. И с протестантами вполне нормальные отношения. Еще лучше отношения с католиками" (http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1615). Безусловно, нетипично услышать из уст старообрядческого архиерея слова о том, что "я не чураюсь встречаться с представителями различных христианских конфессий и других религий". При этом, в экуменизме епископа и профессора-химика тоже никто не обвиняет.

Нынешнее развитие Курской архиепископии проходит в направлении развития международных связей, создания новых общин и воспитания духовенства и прихожан. Центром остается Курск, где, несмотря на все препятствия и сложности, продолжается строительство своего церковного здания. Вторым центром, где проходит активная общинная жизнь является Кубань. Конечно, можно сказать, что церковь эта мала, а ее активность держится на личном обаянии и деятельности владыки Аполлинария.

Однако именно епископ Аполлинарий является одним из наиболее известных старообрядцев, по крайней мере, в Москве, большую роль также играет информационное присутствие деятельности владыки Аполлинария на одно из популярных информационных сайтов "Портале-Credo.Ru".

К примеру, на портале печатается регулярно отчет о деятельности – в последнем отчете сентября 2011 года отмечается, что с мая по сентябрь владыка Аполлинарий был в Риге, Швеции, Польше, где общался с учёными из Германии, Чехии, Латвии и Словакии, поклонился чудотворной иконе в Ченстохове, затем молился в церкви в Курске и принимал зачёты и экзамены в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева в Москве, где иерарх работает на кафедре "Процессы и аппараты химической технологии". Кроме того, владыка был в Париже и в Милане, где с профессором Миланского университета Марио Раймонди был в Миланской опере "Ла Скала" слушал оперу Россини "Итальянка в Алжире". Епископ успел побывать в Голландии, Бельгии, Украине, Беларуси.

В этих периодически появляющихся новостях о владыке Аполлинарии проявляется и широта географии архиепископии, и широта натуры самого епископа. В архиепископии три епископа – сам Аполлинарий, а также епископы Иона и Анастасий, которые окормляют общины Юга России. В Курске теперь также будет два прихода – новозыбковский и Курской архиепископии, причем община владыки Аполлинария, безусловно, больше и популярнее.

Здание Успенского храма принадлежит сейчас новозыбковцам (В результате судебного процесса и силовых акций в мае 2005 г. епископа Аполлинария и его последователей изгнали из Успенского храма Курска, и богослужения стали совершаться в ветхой церковной сторожке). 29 августа 2010 года епископ Аполлинарий (Дубинин) освятил место строительства нового храма своей Церкви на улице Звездной в Курске. Настоятель курской общины – еп. Аполлинарий, постоянно там служит священноиерей Тимофей Харнаныкин. В курской общине - более 600 чел.

Верующие, общины и небольшие группы у архиепископии есть, помимо Курска и Курской области, в Москве, Ижевске, Волгограде, Орле, Санкт-Петербурге, и других городах, а также в Швеции, Франции (община под Парижем), в Украине - Кременчуге, Николаеве, Кировоградской области. Большие приходские центры помимо Курска, где настоятельствует священноиерей Тимофей Харнаныкин, есть в Приморско-Ахтарске в Краснодарском крае, в селе Софьино Пензенской области действует киновия (небольшой монастырь) Покрова Пресвятой Богородицы, где с февраля 2011 г. подвизаются священноинок Никодим (Елякин) и иеродиакон Варнава (Позин). В Тульче в Румынии есть храм св. Великомученицы Парасковии, настоятелем прихода является протоиерей Андрей Пахом. В Центральной России епископ Аполлинарий с миссионерской поездкой побывал в Воронеже, Курске, в Липецкой (г. Грязи; Тербунский р-н), Орловской (с. Тросна), Курской (Глушковский р-н) областях, в Западной Сибири – в Урске, Киселевске и Прокопьевске Кемеровской области.

Приоритетом для руководства Курской архиепископии является организация религиозного образования на приходах. Создаются воскресные школы и духовные центры дошкольного воспитания, но их мало, и скорее реальным приоритетом архиепископии является создание и укрепление общин и церковной структуры по регионам. Особая гордость церкви – школа на хуторе Новопокровский, где прихожанами являются казаки-некрасовцы. По словам еп. Аполлинария, некрасовцы активно ходят в церковь и во всем помогают приходу: "казаки, воспитанные на старообрядческой почве, не будут рассуждать, как никонианское казачество – не ходить в храм и не верить толком". Кроме того, в Сочи старообрядцем стал один из предводителей местного казачества. За его счет была построена сочинская часовня Курской архиепископии.

Для небольшой церкви, которая начинала свой путь с нуля даже не в начале 1990-х годов, а в 2000 году, такое распространение по стране, наличие крепких общин, епископов и священников является большим миссионерским достижением, особенно учитывая, что это старообрядческое движение. Хотя для многих "традиционных" старообрядцев Курская архиепископия является скорее обновленным модернизированным вариантом старой веры, прежде всего, благодаря происхождению от новозыбковцев и яркости фигуры самого главы церкви.

Верующие и духовенство этой церкви видят, что поездки владыки Аполлинария – это не просто его научная или культурная жизнь, это реально расширяет границы церкви, делает ее многообразной, интересной для окружающих. Критики обвиняют владыку Аполлинария в том, что он ведет слишком "светский" для старообрядца образ жизни и занимается "самопиаром" в СМИ, но его открытость, церковное служение и увлеченность научными конференциями, общением настолько очевидны и искренни, что к его деятельности практически невозможно придраться.

Открытость и независимость Курской архиепископии могут в будущем привлечь людей к этой церкви, которые выбирают старообрядческую веру не только в силу привязанности к историческому ореолу старой веры, но и в силу поиска более демократичной, совсем неидологизированной веры. Интересно, что в научных кругах, в среде правозащитников и журналистов, пишущих о религии, частым гостем стал именно владыка Аполлинарий. В какой-то мере он стал представителем старообрядчества, хотя, безусловно, на разного рода публичных мероприятиях можно встретить и активистов белокриницкой Старообрядческой митрополии – Алексея Муравьева, автора старообрядческого учебника по основам христианства, Александра Антонова, руководителя информационно-издательского отдела Московской митрополии Русской православной Старообрядческой Церкви.

Епископ Аполлинарий со своим обаянием стал символом внутренней свободы, которому чужда политкорректность представителей больших церквей или замкнутость малых согласий.

Курской архиепископии нет нужды соотносить свою политику или высказывания своих священников с позицией Московской патриархии, для диалога с "никонианами" эта юрисдикция слишком мала, и сама большая машина РПЦ может не замечать этой церкви – у нее нет проблем диалога с РПЦ как у белокриницкой митрополии, где из-за этого возникают внутренние трения. Все это только помогает медленному, но верному развитию Курской архиепископии. Эта Церковь по-своему восполняет вечные пробелы российской религиозной жизни – это отсутствие открытости, демократичности, интеллигентности, внимания к науке и журналистике и понимания ценности их свободы, независимых суждений, как раз то, чего часто не хватает большим историческим церквям.

Роман Лункин

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО", 16 января 2012 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования