Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"УНИАН-РЕЛИГИИ": РПЦ и УГКЦ: Митрополит Иларион (Алфеев) рассказал об отношениях двух Церквей. РПЦ МП отрицательно относятся к возможности признания УГКЦ патриархатом


В Русской Православной Церкви не согласны с заявлением архиепископа Святослава (Шевчука) о том, что УГКЦ является единственной законной наследницей древней Киевской митрополии…

В РПЦ обеспокоены заявлениями нового главы УГКЦ о том, что верующие Киевского патриархата "основные православные братья" украинских греко-католиков…

Нерешенными остаются вопросы со строительством православных храмов на Западной Украине…

В РПЦ считают положительным опыт общения православных и католиков в социальной и этической сферах.

Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в эксклюзивном интервью "УНИАН-Религии" рассказал об отношениях Московского Патриархата и Украинской Греко-Католической Церкви.

Глава УГКЦ архиепископ Святослав (Шевчук) часто заявляет о необходимости диалога с Русской Православной Церковью и о возможной встрече с Патриархом Кириллом. Кто выступает инициатором диалога? При каких условиях он возможен, и каковы были бы его цели?

Сразу после избрания главой Украинской Греко-Католической Церкви архиепископа Святослава (Шевчука) мною было направлено в его адрес письмо с поздравлениями и выражением надежды на улучшение отношений между православными Московского Патриархата и греко-католиками на Украине. Определенный оптимизм нам внушали и последовавшие высказывания архиепископа Святослава о его желании содействовать разрешению проблем, существующих между Московским Патриархатом и УГКЦ.

Вместе с тем у нас не могут не вызывать обеспокоенности заявления нового главы УГКЦ о том, что верующие "Киевского патриархата" являются "основными православными братьями" украинских греко-католиков. Тесные контакты и даже сослужение архиепископа Святослава (Шевчука) с представителями этой раскольнической структуры, непризнанной ни одной из Православных Церквей, к сожалению, свидетельствуют об игнорировании официальной позиции Московского Патриархата и неуважении к каноническим правилам Православной Церкви.

Я глубоко убежден, что действительного взаимопонимания и примирения между нашими Церквами нельзя достичь без взаимного уважения, в том числе и в области канонического устройства.

В последнее время к нам поступают тревожные сообщения о случаях прозелитизма со стороны греко-католиков среди православных на территориях Центральной и Восточной Украины. Подобного рода явления могут только усугубить уже существующие проблемы в межцерковных отношениях, в то время как нам бы хотелось, чтобы слова о желании диалога не расходились с реальными делами.

Появление представителя Украинской Православной Церкви на интронизации нового главы УГКЦ назвали знаковым. В одном из комментариев Святейший Патриарх Кирилл отметил "произошедшее в последнее время улучшение отношений между православными и греко-католиками на Украине". Что он имел в виду?

После избрания нового верховного архиепископа УГКЦ были фактически впервые установлены официальные контакты между греко-католиками и православными Московского Патриархата. Вы сами упомянули присутствие представителя Украинской Православной Церкви на интронизации архиепископа Святослава (Шевчука). Затем состоялась встреча Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с главой УГКЦ. Она прошла в благожелательной атмосфере, в ходе ее стороны договорились о развитии сотрудничества между учебными заведениями двух Церквей. Именно эти позитивные события имел в виду Святейший Патриарх, когда говорил об "улучшении отношений между православными и греко-католиками на Украине".

Слова Патриарха, однако, еще не свидетельствуют о том, что все проблемы в отношениях между Украинской Православной Церковью и Украинской Греко-Католической Церковью уже урегулированы. До сих пор остаются нерешенными вопросы со строительством православных храмов в Западной Украине. Представители Украинской Православной Церкви высказывают озабоченность в связи с миссией греко-католиков в Восточной Украине.

УГКЦ имеет в Украине стратегическую цель - признание Ватиканом патриаршей степени ее организационного устройства. В ноябре-декабре этого года УГКЦ создала в Украине три новых митрополии: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольско-Зборовская. Теперь УГКЦ имеет семь митрополий, включая Перемышльско-Варшавскую митрополию в Польше, Филадельфийскую митрополию в США и Виннипегскую митрополию в Канаде. Повлияет ли укрепление позиций УГКЦ на канонической территории Московского Патриархата на развитие отношений между Русской Православной Церковью и УГКЦ?

Преобразование греко-католических епархий в Западной Украине в митрополии является, прежде всего, внутренним делом Украинской Греко-Католической Церкви. Вместе с тем, эта административная реформа осуществляется с целью добиться от Ватикана признания за УГКЦ статуса патриархата, как о том открыто говорят сами греко-католические епископы.

Известно, что не только Московский Патриархат, но и другие Поместные Православные Церкви отрицательно относятся к самой возможности признания УГКЦ патриархатом. Такое признание послужило бы косвенным подтверждением заявления архиепископа Святослава (Шевчука) о том, что Украинская Греко-Католическая Церковь является единственной законной наследницей древней Киевской митрополии.

Кроме того, статус патриархата придал бы УГКЦ характер общеукраинской Церкви. Однако, Центральная и Восточная Украина всегда являлась традиционно православной территорией, где никогда не было греко-католических структур. Естественно, что у православных вызывает озабоченность стремление УГКЦ распространить свою миссию на Восток, создавая там новые епархии и экзархаты.

В начале ноября в Казани прошел совместный крестный ход верующих Русской Православной и Римско-Католической Церквей. Образованная православная молодежь тянется к католическому зарубежью, а католические экуменисты приезжают к нам. К примеру, под Новый год состоится молодежная встреча Тэзе в Берлине, куда отправится большая межконфессиональная делегация из Украины. Нет ли в таком общении опасности для православных христиан? Какое общение допускается, а какое нет?

Православная молодежь, в том числе и из Русской Церкви, уже много лет подряд участвует в молодежных встречах, которые ежегодно организуются монашеской общиной Тэзе в разных городах Европы. Я рад, что молодые христиане имеют возможность встречаться и делиться опытом своей жизни и своего служения в Церкви, ведь такое общение может заложить основы для построения более справедливого и гуманного общества.

Хотя между Православной и Римско-Католической Церквами нет единства в вере и общения в Таинствах, тем не менее, православные и католики занимают близкие позиции по многим вопросам современности, прежде всего, в социальной и этической сферах. Православно-католическое сотрудничество развивается сегодня в различных формах. Это могут быть совместные культурные проекты, общественные акции, активное взаимодействие на уровне международных организаций. Положительные примеры такого сотрудничества уже есть. И молодежные встречи являются одним из них.

Благодарю за беседу, владыка Иларион.

Анна Горпинченко,

"УНИАН-РЕЛИГИИ", 28 декабря 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования