Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА": Именно враги могут оказаться главными учителями в жизни


Недавно один из ведущих демоскопических институтов Германии захотел узнать, кого из ныне живущих людей немцы считают самым мудрым человеком на Земле?

Треть опрошенных назвали Далай-ламу. Таким образом, глава тибетских монахов далеко обошёл Иоанна Павла Второго, Нельсона Манделу и Кофи Аннана. Когда Далай-лама приезжает в Германию, на встречу с ним устремляются тысячи и тысячи людей.

Почитание Далай-ламы как духовного наставника часто оставляет в тени то обстоятельство, что он является и светским главой своего народа – тибетцев, лишенных права на самоопределение. Эту роль ему пришлось перенять в возрасте 15 лет, когда в ноябре 1950 года он взошел на тибетский престол – незадолго до ожидавшегося вторжения в Тибет войск Китайской Народной Республики. Последние дни отрочества Далай-лама вспоминает со смешанным чувством:

"В то время, когда я должен был принять на себя ответственность, а точнее говоря – когда тяжкая ноша ответственности была возложена на мои плечи, я был еще молод, слишком молод, оставшись наедине с этим грузом. У меня не было никакого опыта традиционного управления. Я был тогда просто-напросто ленивым, глупым, молодым послушником".

Но перед лицом угрозы китайского вторжения молодой послушник был для многих последней надеждой. Он приложил большие усилия к установлению режима взаимного уважения во взаимодействии с коммунистическими агрессорами. Но те ставили перед собой другую задачу – разрушить старый Тибет с его системой представительства. И в марте 1959 года ему не осталось ничего иного, кроме как покинуть страну. С тех пор Далай-лама живет на севере Индии – в Дхарамсале, у южных отрогов Гималаев.

Несмотря на тяжёлый опыт, Далай-лама не питает ненависти к китайцам. Он не устает повторять, что именно враги могут оказаться главными учителями в жизни, поэтому считать кого-то своим врагом он считает неуместным. Даже многолетнее пребывание в изгнании сопряжено для него с положительным опытом:

"Когда я охватываю взором последние сорок лет, я вижу, насколько внимательнее общественное мнение стало к проблеме Тибета. Свой скромный вклад в это внёс и я, причем благодаря тому, что находился за границей..."

Попытка оптимистически посмотреть на мир не означает какого бы то ни было равнодушия Далай-ламы к судьбам людей, испытывающих преследование и нужду. Цель многочисленных выступлений и поездок Далай-ламы состоит в том, чтобы как можно большее число людей поддержали ненасильственную борьбу тибетского населения за независимость. И эта вовлеченность, с точки зрения Далай-ламы, полезна безотносительно к видам на успех. Далай-лама ставит только на две вещи – "честность и откровенность".

Для политиков поддержка экономических контактов с Китаем гораздо важнее поддержки Тибета

Нет сомнения в том, что один из ключей к восторгу, который вызывает личность Далай-ламы, состоит в его огромной убежденности. Духовная власть его, однако, не притупляет его острого понимания политической реальности. Он прекрасно видит, что для политиков поддержка экономических контактов с Китаем гораздо важнее поддержки Тибета. Далай-лама смирился с тем, что его принимают повсюду на Западе лишь как религиозного, а не как государственного деятеля. Между тем, в Германии, поддерживающей особенно тесные экономические связи с КНР, затруднителен даже такой контакт. Германия – единственная крупная страна Западного мира, глава правительства которой еще ни разу не принял Далай-ламу. В конце мая Далай-лама снова приезжает с визитом в Берлин и Мюнхен. Здесь предусмотрены встречи с высокопоставленными политическими деятелями, однако в списке политиков нет имени федерального канцлера Герхарда Шрёдера.

Когда разочарование из-за отсутствия политических перспектив охватывает его, Далай-лама находит убежище и утешение в ценностях религиозных:

"Каждому тибетцу присуща потребность вернуться к себе на родину. Как тибетец, испытываю эту потребность и я. Но у буддийского монаха потребностей немного. Главное – найти смысл собственной жизни. Жизнь – это возможность найти осмысленное приложение для твоих творческих и духовных сил. Это главное и для меня".

Клеменс Людвиг

27 мая 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования