Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ ВЕСТНИК": Град святого Петра


16 (27) мая 2003 года Санкт-Петербург торжественно отмечает 300-летие со дня основания. Три века славы и величия, державной мощи и неповторимой красоты!

Рождению Санкт-Петербурга предшествовали взятие русскими войсками шведской крепости Ниеншанц 1 (12) мая и первая морская победа в устье Невы 7 (18) мая 1703 года. В тот памятный день славные петровские гвардейцы на 30 лодках внезапно атаковали и взяли на абордаж два шведских корабля - шняву ''Астрильд'' и адмиральский бот ''Гедан''. За личное мужество и проявленную в бою храбрость Петр 1 и Меншиков были награждены орденами Святого Андрея Первозванного, а все солдаты и офицеры - наградными медалями с удивительной надписью ''Небываемое бывает''. Май 1703 года стал также и датой рождения ровесника города и крепости - молодого Балтийского флота, первым кораблем которого стал 28-пушечный фрегат ''Штандарт''. 300 лет назад, 16 (27) мая 1703 года, в день Святой Троицы, Петр Великий собственноручно заложил крепость, назвав будущую столицу империи Санкт-Питер-#Бург - Город Святого Петра. Место закладки крепости на Заячьем острове освящал прибывший из Новгорода митрополит Иона - с церковным собором, святыми иконами и хоругвями. После благодарственного молебна с водосвятием в основание крепости был заложен золотой ларец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного - святого покровителя России, военно-морского флота, русской гвардии и Санкт-Петербурга. На каменной закладной доске была вырезана следующая надпись: ''От воплощения Иисуса Христа 1703, мая 16-го, основан царствующий град Санкт-Петербург - великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержавцем Всероссийским''. И, как гласит предание, во время закладки города и крепости в воздухе появился орел и стал кружить над царем, опустившись затем на символические ворота будущей цитадели. Орел - символ славы и могущества России и доброе предзнаменование - подтверждал божественное происхождение Санкт-Петербурга.

С первых лет существования Древней Руси местность, где лежит теперь Петербург, входила в состав обширной Новгородской области. Летописец Нестор говорил, что по Неве ходили новгородцы в Варяжское море, а там и до Рима. Согласно древнерусским летописям, место основания будущей невской столицы благословил апостол Андрей Первозванный во время своего путешествия в славянские земли. Он предсказал грядущее просвещение России Христовою верой и появление великих городов, украшенных множеством церквей, где воссияет благодать Божия. Благословляя эти места, апостол-моряк благословил и славные победы России - святого Александра Невского и Петра Великого.

Наряду с ''первокрестителем'' Святой Руси Андреем Первозванным, первыми небесными хранителями и заступниками Санкт-Петербурга стали апостолы Петр и Павел - святые покровители царя Петра. В представлении простого народа ''первоверховные апостолы'' всегда выступали ''рука об руку''. При этом Петр считался ''верховным апостолом'' и ''ключарем неба и земли'', а Павел - ''всея вселенныя учителем''. И как говорится в Евангелии от Матфея: ''И я говорю тебе: ты если Петр, и на камени сем созижду церковь мою, и врата ада не одолеют ее''. Именно поэтому 29 июня 1703 года в ''Петров день'' и день своего ангела государь заложил в новой крепости небольшой деревянный храм - во имя святых апостолов, отчего и сама крепость стала называться Петропавловской.

Первый храм Петербурга, построенный по проекту самого государя, торжественно освящали 1 апреля 1704 года - при построении всех войск и пушечном салюте. 8 июня 1712 года на месте деревянного Петр Великий заложил новый каменный Петропавловский собор. Согласно Священному Писанию, именно в этот день начала устанавливаться Церковь Христова, и ''Апостол Петр первым проповедовал людям о спасении''. Прежде всего была возведена многоярусная колокольня со шпилем, обитым золоченой медью и увенчанным фигурой летящего ангела-хранителя, который сразу стал символом юной столицы. Расположенный в самом сердце крепости и устремленный ввысь Петропавловский собор своим ''вознесением'' утвердил и закрепил уникальное событие мировой истории - явление Санкт-Петербурга.

В создании новой столицы молодому царю сопутствовали абсолютная уверенность в великом предназначении, особой судьбе и богоизбранности Града Святого Петра. Четко была определена и связь с Византийской Империей, и геополитическая роль России - как ее правопреемницы. ''Бог создал Россию только одну: она соперниц не имеет!'' - любил говорить государь. И не случайно Санкт-Петербург (первоначально ''Петрополис'') был основан в мае 1703 года - в месяц и год 250-летия падения (1453) столицы Византийской империи Константинополя - ''Царь-града'' и в день Святой Живоначальной Троицы.

Особое отношение к Троице сложилось у Петра после того, как в августе 1689 года под стенами Троице-Сергиевой обители он не только был спасен от очередного стрелецкого бунта, но и заступничеством преподобного Сергия одержал политическую победу над царевной Софьей. В Троицын день происходила закладка Петропавловской крепости (1703) и одноименного каменного собора (1712). 1 октября 1703 года - в день Покрова Пресвятой Богородицы - был заложен и первый городской деревянный храм во имя Святой Троицы. Троицкая площадь, на которой располагался храм, стала центром нарождающегося Петербурга. В Троицком соборе царь торжественно отмечал годовщины славных своих побед. Здесь, в праздничный день Казанской иконы Богородицы - 22 октября (4 ноября) 1721 года - он получил звание Императора, Отца Отечества и Петра Великого. Здесь Россия впервые стала называться Империей, столицей которой с 1712 года был Санкт-Петербург.

Небесным покровителем Санкт-Петербурга был и святой князь Александр Невский (1218-1263), чтимый народной памятью как ''страдалец за Землю Русскую'' и канонизированный Православной Церковью в 1547 году. Благоверный князь Александр, как гласит летопись 18 века, ''здешних пределов российских от нападений шведских был всегдашний охранитель''. В 1710 году по повелению Петра Великого, на предполагаемом месте Невской битвы 15 июля 1240 года был основан Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. В мае 1723 года последовал царский указ - о перенесении мощей Александра Невского из Владимира в Москву и далее в Санкт-Петербург. Для встречи народного героя и воителя император прибыл в Усть-Ижору и лично перенес ковчег со святыми мощами на адмиральскую галеру. Управляемая Петром Великим и сопровождаемая всей флотилией, она прибыла к монастырю. Здесь, на невском берегу, ее торжественно встречали духовенство с иконами и хоругвями, гвардейские полки и великое множество православного народа. Под орудийные залпы и колокольный благовест государь с воинскими и морскими чинами внес мощи князя-воина в освященный в тот же день храм во имя Святого Александра Невского. Торжества проходили 30 августа 1724 года - в третью годовщину Ништадтского мира между Россией и Швецией.

Так герой Невской битвы (1240) и Ледового побоища (1242) стал небесным заступником и покровителем новой столицы, превратившись из Владимирского святого в ''молитвенного предстателя за Невскую страну''. Упрочению почитания святого князя-воина всемерно способствовал и сам Петр Великий, выступавший не только продолжателем и наследником знаменитого героя 13 века, но и завершителем многих его дел. Незадолго до своей смерти (1725) император учредил орден Святого Александра Невского - награду за военные подвиги и гражданскую службу Отечеству. Почитая в святом князе покровителя русских воинских сил, Петр Великий в 1724 году специальным указом запретил изображать Александра Невского в монашеском одеянии, сохранив в иконографии только княжеский и воинский облик. На редкой иконе 19 века герой Отечества изображен как святой покровитель Санкт-Петербурга, благословляемый с небес Спасом-Вседержителем. В воинских доспехах и горностаевой мантии князь-воин стоит на страже города, Петропавловской крепости, Александро-Невской лавры и плывущих по Неве кораблей с палящими пушками и гордо реющими Андреевскими флагами.

Продолжая традиции великого отца, Елизавета Петровна в 1743 году учредила ежегодный крестный ход 30 августа всего столичного духовенства из Казанского и Исаакиевского соборов в Александро-Невскую лавру. По указу императрицы в 1752 году для святых мощей покровителя северной столицы и русского воинства была сооружена великолепная серебряная рака, украшенная чеканными барельефами, текстами молитв и героическими стихами Ломоносова. До революции 1917 года в Санкт-Петербурге насчитывалось около 50 храмов, освященных во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского - великого воителя и национального героя России. за 200 лет своего существования (1703-1903) Город Святого Петра явил двух святых праведников - блаженную Ксению Петербургскую и святого отца Иоанна Кронштадтского, причисленных к лику святых заступников и покровителей города в 1989-1990 годах.

С Петром Великим связаны чудотворные и особо чтимые иконы Санкт-Петербурга - ''Спас Нерукотворный'', ''Казанская'', ''Знамение Царскосельская'' и ''Всех Скорбящих Радость''. Первая святыня столицы - ''Спас Нерукотворный'' - была написана в 17 веке Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича (1645_1676). Позднее принадлежала Великому Петру и была благословением его матери Натальи Кирилловны. ''Спас Нерукотворный'' сопровождал царя в сражениях и военных походах, постоянно находясь в походной церкви. Перед святым образом Петр молился в день Полтавского сражения 27 июня 1709 года и в других славных битвах Северной войны (1700-1721). В день смерти царя образ Спасителя в терновом венце находился у его изголовья. Позже икону перенесли в Домик Петра, где была устроена часовня, действовавшая до 1927 года. Здесь всегда толпились богомольцы, горело множество свечей и звучали святые молитвы. Не только жители Петербурга, но и приезжие из дальних мест непременным долгом считали побывать ''у Спасителя''. До революции ежегодно в праздник Петропавловской крепости - день Преполовения (25-й день от Пасхи) - образ Спасителя при огромном стечении народа, с крестным ходом и водосвятием у Царской пристани обносился вокруг бастионов и стен невской твердыни. Прославленный многочисленными чудесами и исцелениями, ''Спас Нерукотворный'' пребывает ныне в Спасо-Преображенском соборе.

Казанская икона Богородицы - особо почитаемая чудотворная святыня Санкт-Петербурга. С давних пор ее считают покровительницей России, православного воинства и защитницей Земли Русской от нашествия иноплеменных. С ней связано освобождение Москвы в 1612 году ополчением Минина и Пожарского, славные победы Петра над шведами и ''Преславная виктория'' под Полтавой (1709), рождение Империи Российской (1721), победы русского оружия в двух отечественных войнах 1812 и 1941-1945 годов, чудесное спасение Москвы (1941) и блокадного Ленинграда (1941-1944). Старинный список Казанской иконы (1659) был перевезен Петром Великим из Москвы в Санкт-Петербург в 1710 году. Первоначально икона находилась в деревянной часовне на Петроградской стороне, а с 1721 года в Троицком соборе, где состоялось рождение Империи Российской. Затем святыня была перенесена в церковь Рождества Богородицы (1727), а оттуда - в Казанский воинский собор (1811). Однако и на этом ее ''путешествия'' не закончились! В годы безбожного лихолетья и ленинградской блокады чудотворная икона находилась в Князь-Владимирском соборе, из которого два года назад снова вернулась в Казанский собор - на свое законное место.

Петр Великий лично выбирал места для строительства Петропавловской крепости, Адмиралтейства, Летнего сада, Зимнего дворца и Александро-Невской Лавры - словно предвидя появление тех дивных красот, которые потрясают воображение, удивляют и восхищают нас сегодня. ''Северной Венецией'' и ''Новым Версалем'', ''Вторым Амстердамом'' и ''Петрополем'', ''Окном в Европу'' и ''Петровским раем-Парадизом'' называли современники и потомки самый европейский из русских городов, столицу мира, мечту и творение Великого Петра.

Город, в граните и бронзе которого отражены творческий гений народа, ратная слава Отечества и державная мощь Великой Империи. Город Петра, Суворова и Румянцева, Державина, Менделеева и Ломоносова, Пушкина, Чайковского и Достоевского... Город, прославленный в живописи, поэзии и музыке веков. Город неповторимой красоты и величия, белых ночей и морской стихии, гранитных набережных и величественных дворцов с садами, каналами и мостами. Построенный по единому замыслу и плану ''чудотворного строителя'', он был и остается одним из подлинных чудес света, мечтой и созданием Великого Петра. Душа Петербурга и сегодня открыта широким морским просторам и свежему ветру Балтики!

Петропавловский собор был усыпальницей императоров и самодержцев и памятником русской воинской славы. О победах и триумфах России напоминали наградное и парадное оружие, овеянные славой знамена и штандарты, ключи от завоеванных в 18-19 веках городов и вражеских крепостей. Особый праздничный облик Петропавловского собора создавал величественный иконостас, насыщенный победной символикой. Напоминающий огромную триумфальную акру, он создавался по эскизам Ивана Зарудного - выдающегося архитектора и строителя триумфальных петровских ворот - в честь побед армии и флота. Воинский характер собора подчеркивали трофейные шведские и турецкие знамена 18 века - как напоминание ратных подвигов и русской морской славы, храбрости полководцев и неустрашимости русских солдат.

Знамена торжественно склонялись над гробницей основателя города и создателя вооруженных сил Отечества. На широкой мраморной доске с императорскими орлами и сегодня видны памятные медали - в честь побед, памятных дат и юбилеев Санкт-Петербурга. В разное время их возлагали Екатерина Великая (1770), Александр 1 Благословенный (1803), Александр 2 освободитель (1872) и Николай 2 (1903, 1909) - как дань уважения и памяти Первому Императору и Отцу Отечества. На боевом посту, как часовые, стоят у гробницы и бюста Петра Великого два петровских знамени - Андреевское белое с диагональным синим крестом и гвардейское красное - с золотыми буквами надписи - ''За имя Иисуса Христа и Христианство'' и девизом ''Сим знамением победиши!'' - вечные символы мужества и подвига.

Владимир МАКСИМОВ,
руководитель военно-исторического
объединения ''Россия молодая''

26 мая 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования