Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

«НОВАЯ ГАЗЕТА»: Взять собор на свой баланс. Судьба Николаевского собора в Ницце похожа на притчу об Отечестве


Собор выстроен в 1903—1912 годах (в высокой степени — на личные средства императора Николая II). Свято-Николаевский собор в Ницце стал самым большим храмом Русской православной церкви в Западной Европе. А после 1920 года одним из важнейших храмов первой эмиграции.

Ею эти стены и намолены. Ею и держались — до тех пор, пока Россия не решила восстановить историческую справедливость. Все давно смирились с тем, что реституции в стране не будет. Оказалось, все-таки намечается. Но не в стране! РФ-2011 требует вернуть ей собственность Российской империи в Европе.

И собор в Ницце, видимо, станет первым возвращенным храмом.

Но исторического единения "старых" и "новых" русских вокруг храма не произошло. Скорее — напротив…

Историками описана многоактная драма раскола русского православия в 1920-х. Вынужденный уход митрополита Евлогия, управлявшего русскими православными приходами в Западной Европе, под юрисдикцию Константинопольского Патриархата произошел в 1931 году. Митрополит Евлогий был запрещен в служении Москвой — местоблюстителем патриарха, митрополитом Сергием (Страгородским).

Прямой причиной запрета стало участие Евлогия в 1930 году в молениях английских протестантов об облегчении гонений на верующих в России.

Ясно, под каким давлением был в СССР митрополит Сергий (впоследствии, в 1943—1944 гг. — Патриарх Московский и всея Руси). Об облегчении чего молилась в 1930 году "вся верующая Англия", ясно в той же мере.

А о самоощущении митрополита Евлогия и его эмигрантской паствы в 1920—1930-х говорит абзац из книги митрополита "Путь моей жизни".

1937 год. Голландия, Роттердам. Владыка Евлогий видит в порту разгрузку леса:

"Горы леса… тщательно обделанные доски, на нашей родной земле выращенные… Может быть, какой-нибудь бедный больной епископ, в жалких лохмотьях, замерзая от стужи и изнывая от голода, под грубые оклики палачей рубил и обделывал эти деревья, не думая, что его собрат за границей, в тепле и сытости будет смотреть на его труд…

И как бы для усиления этого впечатления перед нами вырос огромный, черный, мрачный пароход, наполненный русским лесом, с надписью "Ворошилов".

Чувство, с которым паства Евлогия, большая часть первой эмиграции в Европе, ушла в 1931 году из юрисдикции Москвы под омофор Константинополя, тут, кажется, исчерпывающе объяснено.

Вместе с причтом и прихожанами под омофор Константинополя ушли и храмы. От таких, как Александро-Невский собор на рю Дарю в Париже, Николаевский собор в Ницце, церкви Биаррица и Флоренции, до бестелесно-нищих храмов, созданных эмигрантами возле портовых бараков Марселя, заводов Эльзаса и шахт Шарлеруа.

В 2006 году посольство РФ во Франции обратилось в суд с просьбой провести инвентаризацию имущества Николаевского собора. Обоснование: до 1917 года собор принадлежал Российской империи, а современная РФ — ее преемница.

Французский суд удовлетворил иск. Однако настоятель, отец Иоанн Гейт, и Русская православная ассоциация в Ницце ACOR (ведающая храмом с 1923 года) отказались впустить судебных исполнителей в храм. Позднее решение суда было пересмотрено.

В ноябре 2006 года Российская Федерация подала иск о признании храма собственностью РФ. В 2010-м  суд г. Ниццы удовлетворил иск. Виктор Хреков, пресс-секретарь Управления делами президента, заявил, что его ведомство впоследствии "намерено взять собор в Ницце на свой баланс".

…В ходе процесса оживилась Ассоциация потомков держателей Русского займа 1890—1910 гг. (отказ СССР платить по долгам Российской империи разорил в 1920-х тысячи французов, вложивших сбережения в эти облигации).

Держава Российская в "деле о храме" впервые юридически признала себя правопреемницей империи. И наследники разоренных "русским займом" рантье поставили вполне логичный вопрос о признании долгов России наряду с ее активами.

"Вопрос о долгах", впрочем, в РФ никакого официального отклика не встретил.

Тут много прелестных подробностей! Представители РФ укоряют Православную ассоциацию Ниццы во взимании платы за вход в Николаевский собор (3 евро в "небогослужебное время", вход на службы бесплатный). Но ведь именно в нулевых окрепшая держава Российская вновь стала взимать плату за вход в соборы Кремля: 350 рублей "без права посещения колокольни" и 500 рублей, ежели с Иваном Великим.

"У святых в Кремле ворот" может гулять лишь чистая публика?

Но в Ницце… в Ницце входной билет в собор оскорбляет нравственное чувство.

В мае 2011 года апелляционный суд второй ступени в г. Экс-ан-Прованс вновь признал Николаевский собор собственностью Российской Федерации. Собственно, из этого юридического решения прямые церковные последствия не вытекали. Но летом 2011 года Московской Патриархией в Ниццу прислан новый настоятель, отец Николай Озолин.

Однако у храма есть настоятель — отец Иоанн Гейт. Он поставлен на приход давно. Но не Московской Патриархией, а архиепископом Гавриилом, "наследником" митрополита Евлогия.

И Николаевский собор завис, прости Господи, между двух омофоров.

25 ноября апелляционный суд Экс-ан-Прованса должен вновь решить "русский вопрос": следует ли общине Николаевского собора согласиться с полной заменой "эмигрантского" причта на "московский", вручить новому настоятелю все ключи от храма и всю церковную документацию?

Вокруг отца Иоанна Гейта, потомка эмигрантов первой волны (по материнской линии протоиерей в родстве с М.А. Булгаковым), сплотилась прежняя паства: потомки эмигрантов 1920-х и французы, перешедшие в православие.

Отец Николай Озолин в недавнем интервью упоминал о новых прихожанах: "Статистика говорит о том, что на Французской Ривьере сейчас проживает около 250 тысяч русских… Мое послушание заключается в приобщении их к церковной жизни. Это довольно большой труд, но перспективы тоже очень большие и радостные". (pravoslavie.ru, 1 ноября 2011 г.)

Четверть миллиона русских на Лазурном берегу-2011 — цифра оглушительная. И боюсь, что потомки тех, кто ушел из Крыма с Врангелем, среди них в меньшинстве. Большинство прибыло в Ниццу куда позже. Зато с комфортом!

Передача храма в Ницце под юрисдикцию и "на баланс" Москвы — часть этого комфорта? Сходная с передачей иконы Торопецкой Божией Матери из Русского музея в храм коттеджного поселка "Княжье Озеро" под Москвой? С методичным выдавливанием музеев из стен кремлей от Рязани до Тобольска?

Все вместе уже напоминает слоган Пелевина из "Generation P": "Солидный Господь для солидных господ".

В 1999 году, когда роман вышел, слоган казался крайне несправедливым.

Прямая речь

Ситуацию для "Новой газеты" прокомментировал Михаил Соллогуб, секретарь епархиального совета Архиепископии Русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольского Патриархата), профессор университета Paris I (Сорбонна):

Процедура еще не закончена. Во Франции трехступенчатая юридическая система. Суд первой инстанции в Ницце решил, что Николаевский храм будет собственностью Российской Федерации. Мы апеллировали. В мае 2011 года апелляционный суд в Экс-ан-Провансе в целом подтвердил решение первой инстанции. Мы подали на кассацию.

Юридически Российская Федерация сейчас является собственником храма. Но ведь речь немедленно пошла о замене священника, всего причта, приходского совета. А это уже не столько юридический, сколько церковный вопрос.

По церковным правилам, если священник пользуется престолом, на котором есть антиминс одного епископа, — без ведома этого епископа никто не может снять антиминс. Этот престол, этот храм находятся под омофором данного епископа. Епископом в данном случае является архиепископ Гавриил, экзарх Вселенского Патриарха. Но к нему за разрешением этой ситуации никто не обращался.

Отношение Московской Патриархии к нашей архиепископии — болезненный вопрос. В 1931 году духовенство и паства эмиграции просили митрополита обратиться к Вселенскому Патриарху. И в определении было сказано, что это временный экзархат.

Тогда первая эмиграция еще не утратила надежду вернуться. Но прошло 65 лет.

У третьего, четвертого поколения первой эмиграции — иной, уникальный опыт "жизни в рассеянии". Иное самосознание. Иной опыт родителей и дедов. И Николаевский собор в Ницце стал символом русской эмиграции. Может быть, самым ярким примером того, что когда русские очутились на чужбине — они стали жить вокруг церквей.

Православные церкви территориальны, а не национальны. Так, Антиохийская православная церковь окормляет паству определенной территории, а этнический состав верующих очень разнообразен. В Париже мы не находимся на канонической территории России.

Именно в эмиграции православная мысль стала абсолютно свободной от любого политического давления. И поэтому в Париже ХХ века, вокруг Сергиевского подворья, так расцвела русская богословская мысль. Именно "в рассеянии" стало ясно, что православие — универсально. Многие французы, англичане, бельгийцы в XX веке перешли в православие. Но к Московской Патриархии и к Москве эта часть паствы не имеет отношения.

В Ницце, насколько я знаю, каждое воскресенье в Николаевский собор приходит человек полтораста. В большие праздники до пятисот. Примерно четверть — потомки эмигрантов. Четверть — перешедшие в православие французы. Половина — из новых русских обитателей Ривьеры.

Но до "подачи иска" лишь несколько человек (в том числе и потомки эмигрантов 1920-х) выступали за переход в МП.

Елена Дьякова,
"НОВАЯ ГАЗЕТА", 25 ноября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования