Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"048.UA": Операция «Преемник»: начнем с испуга. Не слишком ли рано начали перебирать потенциальных «преемников» митрополита Владимира (Сабодана)?


 Блаженнейшего митрополита Киевского "меняют" уже не в первый раз. Сразу после избрания нового главы РПЦ поползли слухи, что его "уйдут на пенсию" — по возрасту, разумеется, а не потому, что он мешает патриарху Кириллу проводить "свою политику" в Украине, и, вообще, слишком любим. Каждый эпизод ухудшения его здоровья сопровождается внутренними шевелениями желающих занять кафедру, еще не успевшую осиротеть. Последние недели стали особенно напряженными, так как на сей раз угроза здоровью и даже жизни предстоятеля УПЦ оказалась как никогда серьезной. К сожалению, еще и сейчас нельзя сказать с уверенностью, окажется ли старт предвыборной кампании, который мы сейчас, фактически, наблюдаем, фальстартом.

 Кампания, которая начала разворачиваться у нас на глазах, вызывает странные чувства. Во-первых, не слишком ли рано начали перебирать потенциальных "преемников"? Или, наоборот, не слишком ли поздно занялись вопросом местоблюстительства? Ведь о болезни митрополита Владимира известно уже давно. Так почему было не договориться обо всем на том самом Юбилейном соборе, на котором, по слухам, этот вопрос и должен был решиться? Напрашивающийся ответ неприятен — решать эти вопросы без участия митрополита Владимира для кого-то проще.

 Сценарий кампании, начавшейся на этой неделе, оказался до смешного узнаваемым — он описывался уже неоднократно, ведь поводов подумать обо всем и взвесить разные, в том числе самые невероятные, возможности было предостаточно. Большинство сценариев, впрочем, имели почти одинаковое начало: прежде всего нас напугают. Называли даже того, кто это сделает — митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Стоит ли удивляться, что когда он объявил себя в связи с немощным состоянием предстоятеля УПЦ "первенствующим архиереем", мы дружно подумали: вот оно, началось...

 Новостные ленты запестрели сообщениями о том, что в УПЦ "переворот" — то ли только зреет, то ли уже состоялся. Митрополит Агафангел получил свою дозу обвинений в "узурпации", нарушении Устава и прочих страшных вещах, в том числе морального свойства. Получил, впрочем, и несколько ликующих возгласов в поддержку. Архиереи подтянулись в столицу — нет, вы не подумайте, просто они собирались отпраздновать день рождения Блаженнейшего митрополита Киевского — они каждый год так делают, даже болезнь виновника торжества не в силах переломить традицию.

 Объявив себя "первенствующим" и предложив заняться вопросом власти в УПЦ не откладывая, митрополит Одесский не слишком удивил публику — никто не сомневался, что он попробует так или иначе выдвинуться в первые ряды. Как и в том, что это "часть плана". Митрополит Агафангел пользуется славой необыкновенно яркого политика — не только церковного. Он не вписывается даже в модное нынче условное деление на "менеджеров" и "молитвенников", потому что он не тот и не другой — он просто политический таран. И его функция — расчистить дорогу тому, кого на его фоне сочтут более "компромиссным" — как правило, при этом взгляды устремляются на митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона.

 Действительно, весьма "мейнстримная" кандидатура. Во-первых, он донецкий. Во-вторых, человек, связанный с бизнесом и "связанный бизнесом". В-третьих, он старый и испытанный боец за единство с Московским патриархатом, не замеченный ни в малейшем украинофильстве, боровшийся со всякими и любыми расхождениями с "московским вектором" даже ценой послушания митрополиту Киевскому. Для "промосковской" партии он, несомненно, лучшая кандидатура.

 Но чтобы провести эту кандидатуру с непринужденной легкостью прямо на киевскую кафедру, следовало подождать, пока голос митрополита Владимира станет совсем неслышным. Потому что вряд ли он поддержит в качестве преемника представителя "митрополичьей фронды", которая последние годы буквально не давала ему шагу ступить, всюду уличая в "предательстве идеалов единства" и угрожая неповиновением и чуть ли не новым расколом. Да и не только в этом дело. Митрополит Владимир, ставящий интересы церковные превыше всех прочих, вряд ли сможет до конца оценить рвение людей, ставящих превыше интересов церкви интересы политические или финансовые. В смысле, он вряд ли "проголосует за менеджера".

 Однако фигура митрополита Илариона может не до конца удовлетворять и Московского патриарха. В частности, потому, что митрополит Иларион — донецкий. Вот, например, Виктор Янукович. Пока он был "донецким", у патриарха Кирилла с ним были просто безоблачные отношения, а как стал "киевским" — все пошло наперекосяк. Вдруг и с митрополитом так получится? Не стоит забывать, что митрополит Киевский будет вынужден выстраивать отношения с самыми разными силами как внутри церкви, так и вне ее. А уж в том, что он окажется предметом пристального интереса Банковой, можно не сомневаться. И если митрополит Владимир, человек огромного авторитета, был вынужден считаться с этой "опекой", то его преемник вряд ли сумеет вести политику, хоть сколько-нибудь независимую от желаний власти. В которой, кстати, его деловые партнеры.

 Еще одна трудность на пути митрополита Илариона к Киевской кафедре — интересы украинской власти. Которая, конечно, кругом водворяет "донецких", но уже и обжечься на этом "землячестве" успела неоднократно. Есть "донецкие", и есть "донецкие" — они не всегда и не во всем совпадают. А паче чаяния — в церковном вопросе, как показало выступление В.Нусенкиса на Юбилейном соборе УПЦ, по слухам, сорвавшее некий "план Банковой" по укреплению автономии УПЦ. Если этот "план Банковой" действительно существовал в природе, можно с уверенностью сказать, что митрополит Иларион — не самый лучший кандидат с точки зрения власти. Ведь он никогда не скрывал того, что В.Нусенкис — самый главный спонсор его епархии. То есть парадоксальным образом оказывается, что митрополит Иларион в качестве кандидата на Киевскую кафедру до конца не устраивает никого, кроме нескольких украинских епископов — коллег по "промосковскому вектору".

 Поэтому нет ничего удивительного в том, что всплывают и другие имена. После последнего визита патриарха Кирилла в Украину — напомню, он посетил Черновицкую область — впервые тихонько заговорили о том, что кандидатом на Киевскую кафедру может стать митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Собственно, ничего особенно удивительного в этом нет — имя митрополита Онуфрия несколько лет назад называли даже в числе предполагаемых кандидатов на патриарший престол РПЦ. Кстати, разделение, которое тогда сделали пиарщики будущего патриарха, на "руководителей-молитвенников" и "руководителей-менеджеров" было камешком и в его огород.

 Поскольку он действительно совсем не менеджер. Впрочем, то же самое можно услышать и в адрес нынешнего предстоятеля УПЦ. Говорят, митрополит Владимир сам высказывался в пользу кандидатуры митрополита Онуфрия. То есть фигура этого архиерея может стать компромиссом между митрополитом Киевским и патриархом Московским. К тому же, учитывая личные качества буковинского митрополита, его кандидатура не вызовет бурного протеста у Собора — он пользуется доброй славой в церкви. Единственным сильным минусом может стать его слабость как управленца.

 Митрополит Онуфрий известен своей лояльностью к Москве. Она вполне объяснима, эта лояльность — и в перспективе исключительно церковной, и политической, и даже просто человеческой. Он пользуется также репутацией консерватора — в свое время его даже упрекали за поддержку епископа Диомида.

 Однако то, что можно считать хорошим качеством для предстоятеля УПЦ в данный момент (ведь даже умеренный консерватизм имеет свои преимущества в сложных обстоятельствах), вряд ли вызовет восторг у третьей заинтересованной стороны, украинской власти. Во-первых, лояльность к Москве — чем бы она ни объяснялась — с их точки зрения сейчас скорее минус, чем плюс. Власть вообще легко мирится только с одним типом лояльности — лояльности к ней самой. Во-вторых, власти никогда не будет легко договориться с "молитвенником". С "менеджером" гораздо проще. Поэтому с такой неотступностью возникает в перечне вероятных кандидатов фигура митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, наместника Киево-Печерской Лавры. Его "менеджерские" качества не вызывают вопросов. Его "лояльность" — и подавно не вопрос. Он не "донецкий", но по-своему гораздо более "свой" и понятный для нынешней украинской власти, чем иные земляки.

 Самое главное, однако, состоит в том, что весь приведенный выше перечень кандидатов — не более чем дань журналистской привычке "все переводить на политику". Нас интересуют потрясения. И они, возможно, ждут нас — связанные с неумелым управлением или излишне радикальным стилем нового церковного руководства. Мы гадаем, предложат ли нам пересмотреть статус УПЦ и/или отказаться от ее устава. Почему-то больше всего опасений вызывает у наблюдателей грядущая "интеграция в Русский мир" или, наоборот, "автокефализация" украинской церкви. Значительно меньше опасаются того, что церковь полностью попадет под влияние власти и ее будут использовать в угоду политическому моменту. Что, к сожалению, гораздо вероятнее, чем мифический, нигде и никогда не существовавший "Русский мир", как и автокефалия, в которой на самом деле никто по-настоящему не заинтересован.

 Однако церковная жизнь ни в малейшей степени не исчерпывается политикой, которая вообще может не оказать никакого влияния на приходскую жизнь, то есть на жизнь в церкви, как она есть, но которая ввиду своей малой зрелищности не попадает в поле постоянного внимания медиа. Можно отправить на какую-нибудь далекую-далекую внегалактическую епархию одного-двух слишком зарвавшихся епископов-украинофилов (или украинофобов). Можно отправить за штат с полдесятка таких же "неразумных" священников. Может, из Москвы или с Банковой кажется, что таким образом "бунт" будет подавлен. И подавили бы, конечно, если бы это действительно был бунт. Если бы настроения, которые привносят в церковь эти люди, не имели бы никакой связи с реальностью того общества, в котором они живут и служат.

Екатерина Щеткина

"048.UA", 26 ноября 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования