Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТАТЬЯНИН ДЕНЬ": Во что верил главный советский безбожник? Судьба главного идеолога безбожия в СССР является доказательством слов Тертуллиана о том, что всякая душа по природе христианка


 Митрополит Антоний Сурожский как-то заметил, что люди, отрицающие Евангелие, бывают очень странными. Владыка рассказывал о человеке, который отрицал подлинность чудес Христовых, но верил в то, что какой-то факир умел летать. Прекрасной исторической иллюстрацией к этому тезису является судьба человека, который считал, что большевики могут с легкостью уничтожить и веру, и Церковь.

В 20-30 годы прошлого столетия советскими безбожниками руководил Емельян Ярославский. Это был удивительно плодовитый пропагандист, не стеснявшийся самых грубых выражений в отношении религии и Церкви. В предисловии к самой известной своей антирелигиозной работе "Библия для верующих и неверующих" он писал: "С помощью религии и церкви господствующие классы затуманивают сознание рабочих и трудящихся слоев крестьянства, превращая их в покорных рабов капиталистической, помещичьей и кулацкой эксплуатации. В Советской стране миллионы колхозников, сознательно участвующих в борьбе за строительство социализма, уже порвали с религией, осознав ее вред для трудящихся. Но немало еще есть верующих в поповские и кулацкие религиозные сказки, как в городе, так и в деревне. Немало, следовательно, надо поработать, чтобы убедить верующих в противонаучности и вредности библейских сказок". Главный безбожник никогда не задумывался над тем, чтобы придать своим текстам хотя бы подобие научной объективности. Он "разоблачал" библейские тексты с помощью шуток и  голословных утверждений, вскрытые мощи святителя Иннокентия Иркутского называл "12 фунтами гнилых костей, изъеденных червями и молью".

Антирелигиозный "задор" Ярославского был настолько силен, что он оправдывал даже признаваемые некоторыми представителями советской власти "перегибы" в антирелигиозной борьбе. В декабре 1928 года на заседании оргбюро ЦК ВКП (б) по вопросу о мерах по усилению антирелигиозной работы, которое положило начало новому наступлению на Церковь, Ярославский не нашел ничего плохого в газетном заголовке "Пресвятой богородце амба" (сохранена орфография источника. – А.З.). Хотя даже будущий председатель Комиссии для рассмотрения религиозных вопросов Петр Смидович на этом же заседании отметил, что подобные выпады лишь напрасно раздражают верующих и мешают советской власти проводить эффективную антирелигиозную политику.

Ярославскому было наплевать на чувства верующих, а из всех форм борьбы он предпочитал физическое уничтожение храмов и карательную политику ОГПУ. Правда, он просил Молотова разрешить учиться в советской школе детям священников, но лишь для того, чтобы те могли с "себя смыть пятно этого звания". "Товарищ Емельян" (это была партийная кличка главного безбожника) считал, что из детей духовенства получаются самые ярые борцы с верой и Церковью.

Еще одним любимым детищем Ярославского была серия изданий под общим названием "Безбожник". Это были газеты и журналы с самыми грубыми кощунственными рисунками и подобными же текстами, задача которых была "искоренять религиозный дурман". Писал Ярославский и многочисленные статьи, в которых упрекал все религии и духовенство за догматизм и угнетение народа.

Однако у главного безбожника была и вторая жизнь. Он беззаветно, бездумно любил товарища Сталина и других видных партийцев. Борец с "опиумом для народа" был создателем биографии Сталина, которая по степени восхваления может затмить любое житие, и истории ВКП (б) - текста, "заменившего" для коммунистов Библию. Это был человек совершенно нетерпимый к любым спорам внутри партии, он считал, что на свете есть только одно правильное мнение и принадлежит оно Сталину. Вскоре после убийства Кирова, в 1934 году, Ярославский в письме к Орджоникидзе пишет: "Я прошу тебя, Сталина, Кагановича, Клима и других: берегите себя! Вы нужны всему человечеству, этого не надо забывать. Наша партия делает величайшее историческое дело в интересах всего трудящегося человечества".

Почитание Сталина у главного безбожника приобретало черты фанатичной веры. Догматик до мозга костей, Ярославский вмешивался даже в личную жизнь членов партии и их поведение, он готов был исключать коммунистов из партии за лишний стакан вина или не очень скромное платье. Его пристрастие к единообразию приводило к тому, что некоторые инициативы Ярославского вызывали раздражение у членов ЦК. Между тем, Сталин считал Ярославского недостаточно жестким и иногда устраивал ему показательные "порки", после которых главный безбожник и партийный историк униженно просил указать на ошибки и был готов на любые изменения собственных мыслей и текстов.

Особенно ярко псевдорелигиозный характер почитания "вождя народов" проявился в последний период жизни Ярославского. Страдая от болезни и любыми способами добиваясь внимания Сталина, товарищ Емельян писал в своих записках: "У меня ничего, кроме партии, выше партии, важнее партии, нет, и не было. Как бы ни сложилась лично для меня обстановка, я останусь ее верным дисциплинированным членом, величайшей радостью для которого является – целиком отдать себя, без остатка там, где это нужно партии". Заметим, что это практически оруэлловский текст человек писал в стол и для себя, что свидетельствует о полной деградации личности Емельяна Ярославского, которого даже однопартийцы называли "лакеем" Сталина. Существует карикатура, которая распространялась на XV съезде ВКП (б), изображающего борца с религией в качестве ищейки Сталина.

Судьба главного идеолога безбожия в СССР очень показательна, и она является убедительным доказательством слов Тертуллиана о том, что всякая душа по природе христианка. В отсутствии подлинной веры пустота в душе Ярославского была заполнена идолами. Впрочем, это тема для отдельного разговора, не связанного с историей.

Андрей Зайцев

"ТАТЬЯНИН ДЕНЬ", 23 ноября 2011 г.

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования