Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"MEDIASAPIENS": «Вера-разлучница» рассорила журналистов и адвентистов. Представители адвентистов обвинили телеканал «Украина» в разжигании межконфессиональной розни


Представители адвентистов обвинили телеканал "Украина" в разжигании межконфессиональной розни. Журналисты говорят, что их главная цель – помогать людям.

В адрес "Телекритики" пришло письмо Максима Балаклицкого, доцента кафедры журналистики Харьковского национального университета, с просьбой опубликовать статью луганского журналиста Игната Меренкова. Автор статьи критикует сюжет "Вера-разлучница" программы "Критическая точка" телеканала "Украина". По мнению автора, в сюжете тенденциозно была представлена деятельность Церкви адвентистов седьмого дня на примере ситуации в конкретной семье.

Максим Балаклицкий сообщил также, что в ближайшее время представители адвентистской церкви планируют встретиться с авторами программы "Критическая точка", чтобы передать последним документы, свидетельствующие об искажении фактов в сюжете.

"Телекритика", в свою очередь, обратилась к редакторам программы "Критическая точка" с просьбой прокомментировать статью господина Меренкова. Их ответ читайте в этой же публикации.

Нам кажется важной публичная дискуссия на эту тему. Религиозная тематика очень сложна, в украинском обществе она часто политизируется, и поэтому требует очень тонкого подхода. Не всегда журналисты и представители разных церквей и религиозных общин находят общий язык. Учитывая этот факт, "Телекритика" намерена вернуться к проблеме освещения украинскими журналистами тем религии.

Как журналисты телеканала "Украина", используя искажение фактов, разжигают межконфессиональную рознь

Игнат Меренков

"Вера-разлучница"

В октябре 2011 года на телеканале "Украина" в программе журналистских расследований "Критична точка" был показан сюжет под названием "Вера-разлучница" (расследование на месте вела Ирина Федоренко), который заклеймил христиан из официально зарегистрированной традиционной для Украины протестантской церкви – Адвентистов седьмого дня – как секту, отбирающую жён у мужей, детей у родителей, лишающую своих членов свободы действий, запрещающую им контакты с обществом. Более того – в которой верующие воспитывают детей, лишая их… пищи.

Поводом для сюжета стала история Сергея, брак которого, по его словам, был счастлив, пока к жене не пришли верующие и не "втянули" её снова в "секту", в которой она была до брака. Не приводя никаких убедительных фактов из семейной жизни (кроме того, что жена стала вегетарианкой и носит длинную юбку), сходу ведущая программы Александра Адаменко утверждает, что "секта" каким-то образом отобрала жену у мужа. И мол, Бог с ней, с женой-то, муж давно смирился, но вот детей жаль – оказывается, верующая мама "прихватила" их с собой – невзирая на то, что Служба по делам детей предписала отдать их Сергею. Дальше – больше. Из передачи можно понять, что церковь адвентистов седьмого дня "вывезла" маму с детьми из Донецка в г. Зуевку Харцызского района, где "абсолютно изолировала" от мира в "неухоженном" доме, принуждая трудиться бесплатно. "Над детьми издеваются", – опасается Сергей. "Мама наказывала детей, лишала их пищи", – вторит ему начальник Службы по делам детей Харцызска Вера Есипова. "Пусть это было один раз, два раза, но дети не получали достойного питания в подрастающем возрасте", – слышим мы комментарий, очень похожий на оправдание (ведь если на этом "одном разе" так заостряется внимание, уже можно предположить, что с количеством поводов для обвинений явная проблема). Подтверждением версии Сергея о "зверствах" адвентистов в передаче выступает видеоряд, снятый скрытой камерой – сюжет о том, как владелец дома в Зуевке, куда переехала адвентистка Анна, отказывается пускать в свой дом Сергея с телевизионщиками. А также дверь квартиры Анны в Донецке, которая также дала понять, что не намерена пускать Сергея в дом: "Вот когда придёшь один, тогда и поговорим".

Целая детективная история. Однако давайте попробуем выяснить, что же всё-таки на самом деле произошло между Анной и Сергеем. Отобрала ли "секта" жену у мужа, или всё было несколько иначе? Процитируем письмо Анны.

Счастье… из-под палки

"Когда я познакомилась с Сергеем, в возрасте 16 лет, я являлась членом церкви Адвентисты седьмого дня. Я с рождения воспитывалась в семье глубоко верующих людей, для которых было очень важно привить все моральные ценности.

…Я участвовала в служении, играла на фортепиано, пела, дружила с молодёжью. Сергей об этом прекрасно знал. Но когда он мне предложил выйти замуж, он конкретно поставил условие: "Я запрещаю тебе ходить в твою церковь!". На тот момент я достаточно сильно полюбила этого человека и не понимала, на что я меняю свою счастливую христианскую жизнь.

Я вышла замуж. Какое-то время я была очень счастлива, во всяком случае, я питала себя этой мыслью. Но когда у нас появлялись серьёзные конфликты, ссоры в связи с тем, что мы были людьми с разными ценностями, я уже не чувствовала себя счастливым человеком. За нашу пятилетнюю совместную жизнь Сергей неоднократно пытался уходить из семьи, даже тогда, когда я была на восьмом или девятом месяце беременности вторым ребенком. Именно в такие моменты я и вспоминала о той счастливой, подлинно счастливой христианской жизни. Я вспоминала жизнь многих верующих семей и понимала, что у меня далеко не счастье. Наконец, после очередных скандалов, связанных с его работой музыкантом в кафе, после очередных ночных звонков девочек-официанток, их совместного ночного времяпровождения, я захотела пойти в церковь помолиться, забыть о своих скандалах. Мне стоило сходить один раз в церковь с детьми, как Сергей собрал свои вещи и ушёл от нас. Я осталась с двумя маленькими детками: старшей дочери было 3 года, меньшей – 9 месяцев. Не проживая уже с нами и не интересуясь нашим материальным положением, Сергей приходил к нам домой каждую субботу (день богослужения в церкви). Чтобы не пустить меня в церковь, он стал применять физическую силу, бил даже на глазах у плачущих деток, на глазах у моей мамы, в квартире которой мы жили с начала нашей с Сергеем супружеской жизни. Я терпела, прощала, снимать побои отказывалась, не хотелось ещё больше усугублять положение, хотя свидетелей достаточно было и есть, которые видели все мои побои. Естественно, после всего этого я твёрдо приняла решение вернуться в церковь. И оказавшись одна с детками, без всяких средств к существованию, я подала заявление в Кировский районный суд г. Донецка о снятии алиментов на двоих детей".

Далее Анна описывает, как она ждала возвращения Сергея в семью, однако он первым подал на развод, после чего подал заявление в органы опеки, чтобы отобрать у неё детей, незаслуженно обвинив в том, что она не заботится о них и не даёт им должного воспитания. "Но органы опеки, – продолжает Анна, – не нашли никаких оснований, чтобы забрать у меня детей, и, вынося заключение, они одобрили такое нравственное (христианское) воспитание. Отцу же установили один день в неделю для посещения детей – воскресенье. Несмотря на установленный день, отец очень редко посещал детей: когда один раз в месяц, когда один раз в два месяца. И так продолжалось несколько лет".

Итак, уважаемые телезрители канала "Украина", а также коллеги-журналисты! Извольте сделать соответствующий вывод о том, кто же всё-таки на самом деле разрушил эту семью.

Кстати, в видеосюжете Сергея демонстративно показывают на фоне православных икон со словами о том, что жена должна жить верой мужа. Однако после прочтения письма Анны, думается, не только верующие адвентисты, но и многие женщины-матери любого вероисповедания, в том числе и православные, не захотели бы такого "счастья", которым фактически одарил Анну Сергей.

Обжалованию подлежит

В сюжете "Вера-разлучница" Анну обвиняют в том, что после развода с мужем она "прихватила" детей с собой (как вор прихватывает то, что плохо лежит). Это, извините, уже на грани оскорбления личности, тем более что причин для такого заявления просто-напросто нет. На протяжении многих лет дети проживают с матерью на основании решений органов опеки и решений суда, а то недавнее решение Службы по делам детей Харцызского городского совета в пользу Сергея, на которое ссылаются в передаче, обжаловано в прокуратуре, о чём создатели видеосюжета, разумеется, упомянуть забыли.

В апреле 2011 года прокуратура г. Харцызска выявила нарушения в решениях исполнительного комитета Харцызского городского совета и назначила дисциплинарное взыскание начальнику Службы по делам детей В.П. Есиповой.

В данное время процесс обжалования решения органов опеки ещё продолжается. Как известно, во время обжалования проживание детей с матерью является вполне законным. Кроме того, остаётся в силе решение органов опеки г. Донецка, которое хотя и является более ранним, но не было отменено.

На каком же основании канал "Украина" выставляет маму как похитительницу собственных детей, а церковь АСД – как содействующую в этом похищении?

Где объективное освещение истории судебного процесса, который длится несколько лет и получить доступ к материалам которого вполне реально?

Если судебные разбирательства на момент передачи всё ещё длятся и ни одна сторона не намерена уступить, дело журналиста – правдиво осветить историю тяжбы, а уж потом предложить зрителю самому сделать выводы. Вместо этого авторы сюжета "Вера-разлучница" преподнесли версию Сергея как не подлежащий сомнению факт, подкрепив её ссылкой лишь на одно из решений Службы по делам детей, игнорируя все остальные решения, документы и законодательство.

Неужели адвентисты воспитывают детей голодом?

Процитируем письмо Анны дальше:

"Ложь, представленная в видеосюжете:

"Постепенно стало исчезать из рациона мясо" – вегетарианкой я стала спустя 2 года после развода, а не во время супружеской жизни.

"Стали появляться длинные юбки" – длинные юбки носила и во время супружеской жизни. Придя в церковь, я исключила из своего гардероба только брюки.

"Издеваются над детьми" – просто ложь.

"Дети не получают должного питания" – дети получают сбалансированное полноценное питание. Результаты анализов и заключения педиатров подтверждают, что дети абсолютно здоровы, нет никаких отклонений в их развитии.

"Лишают детей пищи в качестве наказания" – никогда не использую такой метод наказания. В упоминаемом в программе случае, ребёнок очень плохо вёл себя за столом, из-за чего его попросили выйти из-за стола на некоторое время в комнату. Позже, когда ребенок успокоился, он смог поесть. Это был единственный случай.

"Ограничены в общении со сверстниками" – у нас с детками очень много знакомых, с которыми мы поддерживаем дружеские тёплые отношения. Мы проводим время в гостях у соседей, и они приходят к нам.

"Дети лишены детства – мультиков, интересных книг". Вместо мультиков я предпочитаю познавательные и детские обучающие программы. У дочерей достаточно детских книг и энциклопедий, развивающих настольных игр, игрушек и т. п.

"Отец мечтает о счастливом детстве дочерей" – когда была возможность часто посещать детей, отец приходил очень редко; не интересовался материальным положением детей, не помогал финансово. Задолженность на сегодняшний день по алиментам (насчитанная исполнительной службой) составляет 19270 гривен.

"Дети якобы заболели" – мы не знали, что приедет телевидение (он хотел сделать это неожиданно), болезнь детей в те дни подтверждается справкой из больницы.

"Занедбаний дом" – в доме проводятся строительные работы.

"Моет полы, готовит кушать – все на безоплатной основе" – я официально трудоустроена на фирме ООО "Нартекс" на должность маркетолога продукции здорового питания, зарплата – 1000 грн.".

Почему двери адвентистов оказались закрыты

В передаче, характеризовавшей дом в Зуевке, где проживала Анна у адвентистов, как "занедбаний", игнорируется тот факт, что жилищно-бытовые условия в этом доме официально обследовались как органами опеки, так и представителями местной школы. В актах обследования подчёркивается, что в доме тепло, уютно, соблюдается гигиена, условия для проживания детей являются благоприятными.

Владимир, владелец дома, поставил в известность журналистов канала "Украина" о наличии этих документов и объяснил, по какой именно причине он не намерен их пускать: "Права Анны защищаются в судебно-правовом порядке. В визите телеканалу "Украина" я отказал, так как для следствия это не имеет никаких законных оснований".

Если Сергей не может успокоиться и игнорирует любые официальные акты обследования, надо полагать, это его личные проблемы, а не проблемы владельца дома. А вот игнорирование официальных документов журналистами, уповающими только на скрытую камеру – просто недопустимо. Сюжет, сфабрикованный таким образом, не может заслуживать гордого звания "журналистского расследования".

Что касается Анны, отказавшейся пускать Сергея, "потому что он не один", то она, во-первых, сослалась на то, что в данный момент больна и потому не готова давать интервью (в видеосюжете этого показано не было). Во-вторых, она сдержала слово (о чём зритель, разумеется, тоже не знает) – как только Сергей остался один, она пустила его в дом, несмотря на то, что днём ранее он уже побывал у них дома. Несмотря на то, что старшая дочь говорит, что больше не хочет видеть своего папу, потому что он "обижает маму" у неё на глазах. Об этих фактах "Украина" умолчала, показав только первый момент – как Анна ставит условие бывшему супругу, чтобы он пришёл один.

Между прочим, учитывая угрозы и оскорбления Сергея в адрес Анны, можно вполне предположить, что он не является таким уж желанным гостем в её доме. Вот только стоит ли личные отношения бывших супругов проецировать на церковь АСД, обвиняя её в том, что это она "изолировала" маму с детьми? Дорогое ТВ, неужели в стране нет неадвентистских пар с натянутыми отношениями? Почему же вы со скрытой камерой не идёте к ним?

О какой свободе вещает "Украина"

При всей необъективности той информации, которую создатели передачи сообщают о ситуации Анны и Сергея, они ещё и пытаются внушить зрителю, что адвентисты – сектанты и у них "нет никакой свободы". Аргументом служит возврат членами этой церкви десятины (хотя её возвращал, к примеру, князь Владимир, на средства которого была построена Десятинная церковь в Киеве) и наличие миссионерской деятельности (без которой христианства просто не было бы).

Стоит ли говорить, что журналист не имеет права разжигать религиозную рознь через формирование у общественности представления о верующих официально зарегистрированных церквей как о "сектантах", поскольку это является нарушением действующего законодательства Украины. И уж тем более недопустимо очернять репутацию всех верующих той или иной конфессии при помощи искажения фактов.

Конечно, можно предположить, что некоторые люди не осведомлены, сколько на самом деле свободы у адвентистов, в том числе в вопросах десятины, питания, одежды, мультфильмов, развлекательных мероприятий и т. д. Но если вы журналист, надо как минимум поинтересоваться, какова социальная доктрина этой церкви, вместо того чтобы строить свои выводы на предвзятых высказываниях (например, обвинение в том, что адвентистам запрещено выходить куда-либо, кроме как из дому в церковь – вообще полный бред, оставим его на совести Сергея).

Создателям подобных передач, героями которых становятся "православные" мужья, избивающие своих жён за инакомыслие и в достижении целей не гнушающиеся явной ложью, хотя сами задолжали по алиментам около 20 тыс. гривен, стоит задуматься: не кощунство ли – вещать о свободе в православии, приводя в пример ситуации ЭТИХ людей. Должны ли православные благодарить журналистов телеканала "Украина" за лозунги о православной свободе, которые в действительности зиждутся на примерах насилия и обмана?

P.S. Желающие могут ознакомиться с экспертным заключением специалистов Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины о вероучении, обрядовой практике и структуре Церкви АСД. А также с полным текстом статьи.

Комментарий телеканала "Украина"

"Критическая точка" – социальный телепроект, главная цель которого – помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Зачастую к нам на горячую линию программы обращаются те, кто не может самостоятельно справиться со сложными жизненными обстоятельствами. Наши журналисты выезжают на места событий, чтобы разобраться в конфликте, предоставить возможность высказаться каждому и помочь найти решение проблемы. За 4 года программы в эфире мы помогли множеству обратившихся в редакцию людей собрать деньги на дорогостоящее лечение, обрести крышу над головой, добиться справедливости в государственных и частных инстанциях и найти новых родителей осиротевшим детям.

Одним из обратившихся на нашу горячую линию был Сергей Алексеев, муж Анны. При подготовке телесюжета мы придерживались стандартов журналисткой этики, неоднократно обращаясь за комментариями к Анне и представителям церкви Адвентистов седьмого дня. Они от комментариев отказались.

Очень странно, что Анна, которая отказалась давать комментарии нашему корреспонденту, обращается к другим журналистам, хотя могла бы высказать свою позицию в этом же сюжете.

Со своей стороны, мы по-прежнему готовы дать возможность высказаться в эфире всем заинтересованным лицам: если Анна готова давать комментарии нашим журналистам, "Критическая точка" готова снять продолжение этой истории.

Игнат Меренков

"MEDIASAPIENS", 21 ноября 2011 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования